Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:45, курсовая работа
Цель работы: изучить и проанализировать состояние и перспективы развития рынка труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь.
Изучены понятия рынка труда, безработицы, виды и формы занятости населения, особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь, основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь.
Реферат
Введение
Глава 1. Рынок труда: теоретические аспекты
1.1 Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда
1.2 Занятость населения: виды и формы
1.3 Безработица: понятие, причины, формы, измерение
Глава 2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе
2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь
Заключение
Литература
Цель регулирования рынка труда в переходной экономике заключается в содействии расширению спроса и поддержке эффективного предложения рабочей силы, с тем чтобы: развить трудовые ресурсы и приспособить их к структурным изменениям для улучшения возможностей экономического роста; содействовать социальному равенству путем улучшения как способности к занятости, так и возможности для занятости в первую очередь для социально незащищенных групп населения; стимулировать занятость в период экономического спада.
Во всех странах политика, проводимая на рынке труда, подразделяется на пассивную и активную. Пассивная политика регулирования рынка труда включает следующие меры:
* регистрацию ищущих работу;
* определение размера пособий по безработице и организацию системы их выплат;
* осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.п.
Одной
из самых распространенных форм пассивной
политики занятости являются программы
страхования от безработицы, широко
применяемые в странах с
Сокращение безработицы и достижение более полной занятости в переходной экономике требует проведения активной политики на рынке труда. Основная ее цель - ускорение процесса структурной реорганизации, а также предотвращение, уменьшение длительности и снижение уровня безработицы.
Активная
политика на рынке труда нацелена
на повышение
Одним
из эффективных направлений
Для
устранения несоответствия структуры
свободных рабочих мест и временно
незанятой рабочей силы в профессионально-
В условиях характерного для стран с переходной экономикой высокого уровня трудовой активности при низкой заработной плате и отсутствии стабильного роста свободных рабочих мест особый интерес представляет развитие самостоятельной занятости.
В
Республике Беларусь, согласно Положению
«О содействии Государственной службой
занятости безработным в
В
условиях растущей безработицы особое
место занимает организация общественных
работ. Данные программы представляют
безработным общественные виды деятельности
без специальной
Основные документы, соответственно которым осуществляется регулирование рынка труда в Беларуси, являются: Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007г, трудовой кодекс Республики Беларусь, коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка, трудовые договоры [10].
Республика Беларусь признаёт приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательств о труде.
В документы и нормативные акты, регулирующие функционирование рынка труда, вносятся своевременные изменения и дополнения в соответствии с проводимой государственной политикой, такие как Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» и Закон Республики Беларусь от 15 июля 2008 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной службы».
Среди важнейших проблем развития рынка труда в РБ следует назвать
1)
определение масштаба массовых
увольнений и разработку
2)
перемещение работников из
3)
Несмотря на быстрый рост, частному
сектору до сих пор
4)
низкая степень
5)
Практически во всех отраслях
экономики преобладающим
6)
Характерной особенностью
Одним из проявлений данной тенденции является увеличение средней продолжительности нахождения без работы и формирование крупной прослойки хронически безработных - более 40 % от их общей численности.
7)
Таким образом,
8)
Относительно высокая доля
10)
Уровень безработицы среди
11)
Рынок труда в переходной
Так,
в Беларуси в 2007 г, при содействии
государственных служб
12)
Существующая система
13)
Развитие рынка труда в
14)
Рынок труда в переходной
15)
Характерной особенностью
Заработная
плата и распределительные
16)
Проблема экономически
Реализация
активных мер политики занятости Республики
прослеживается в таблице 1.
Таблица 1
Реализация активных мер политики занятости | |||||||||||||||
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Обратилось в органы по труду, занятости и социальной защите (тыс. человек) | 232 | 300 | 271 | 309 | 284 | 299 | 308 | 332 | 321 | 289 | 298 | 309 | 328 | 322 | 335 |
из них зарегистрировано безработными (тыс. человек) | 192 | 256 | 207 | 215 | 215 | 212 | 216 | 237 | 242 | 208 | 206 | 203 | 201 | 200 | 213 |
Трудоустроено - всего (тыс. человек) | 119 | 150 | 208 | 241 | 223 | 224 | 222 | 213 | 208 | 192 | 187 | 188 | 201 | 199 | 196 |
в т.ч. трудоустроено безработных (тыс. человек) | 81,5 | 111 | 147 | 159 | 161 | 148 | 139 | 129 | 140 | 152 | 144 | 134 | 130 | 131 | 130 |
Направлено на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации (тыс. человек) | 15,6 | 20,6 | 26,8 | 27,1 | 28,8 | 27,5 | 27,6 | 28,8 | 29,6 | 28,2 | 27,7 | 26,5 | 23,8 | 22,9 | 25,0 |
Создано новых рабочих мест с выделением бюджетной ссуды нанимателям | 920 | 1132 | 5234 | 8160 | 5865 | 4955 | 5723 | 4625 | 3517 | 4289 | 4400 | 3332 | 3258 | 3529 | 3217 |
Оказано
содействие безработным в организации
предпринимательской |
211 | 332 | 1226 | 1575 | 761 | 1572 | 1793 | 1861 | 1907 | 2247 | 2446 | 2823 | 2837 | 2685 | 2736 |
Направлено на оплачиваемые общественные работы (тыс. человек) | 57,7 | 74,6 | 132 | 148 | 125 | 121 | 117 | 123 | 131 | 123 | 113 | 110 | 101 | 97,5 | 94,8 |
Переселено семей безработных | 38 | 103 | 182 | 283 | 277 | 279 | 287 | 248 | 187 | 248 | 318 | 380 | 332 | 346 | 408 |
Напряженость на рынке труда (число безработных на одну вакансию) | 12 | 12 | 4 | 4 | 2,5 | 3 | 3 | 5 | 4 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1,2 |
Уровень
безработицы к численности |
2,9 | 4,0 | 2,8 | 2,3 | 2,1 | 2,1 | 2,3 | 3,0 | 3,1 | 1,9 | 1,5 | 1,2 | 1,0 | 0,8 | 0,9 |
Проанализировав данные таблицы, можно сказать, что государством осуществляются все возможные меры по снижению уровня безработицы (с 4% в 1996 г. она снизилась до 0,9% в 2009 г.)
Однако 2009 год внёс коррективы в состояние рынка труда в Беларуси, как и во многих других странах по причине мирового финансового кризиса. Это отразилось в повышении напряжённости на рынке труда на 0,2% по сравнению с 2008 г. и снижением количества созданных новых рабочих мест на 312 в сравнении с прошлым годом.
Как показывает мировой опыт, в условиях финансово-экономического кризиса одним из направлений противодействия безработице является сокращение режимов рабочего времени, использование практики административных отпусков при усилении мер социальной поддержки вынужденно незанятых работников. Такая политика проводится и Правительством Республики Беларусь с целью сохранения трудового потенциала и предотвращения массовой безработицы в стране. Вынужденная неполная занятость выступает как инструмент поддержания занятости населения, позволяет нанимателям в условиях кризиса сохранить свои трудовые коллективы. В этих целях принят Указ Главы государства от 26 июня 2009 г. № 333 «О дополнительных мерах социальной защиты населения». [14]
Наиболее реальной и действенной формой материальной поддержки работников, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, является предоставление им возможности участия в оплачиваемых общественных работах с соответствующей оплатой труда.
В каждом регионе Республики создана база вакансий, которая ежедневно обновляется. Она размещается на информационных табло и стендах в управлениях (отделах) по труду, занятости и социальной защите. В ней также содержатся сведения о видах работ для работников, находящихся в вынужденных отпусках. Дополнительно здесь указаны способы доставки работников к месту работы. С помощью поисковой системы в автоматизированной информационной системе «Общереспубликанский банк вакансий» (раздел «Дополнительные критерии») на сайте Министерства труда и социальной защиты можно найти временную, оплачиваемую общественную или сезонную работу. Этой информацией могут воспользоваться как наниматели, отправляющие своих работников в такие отпуска, так и сами работники.
В связи с предстоящей ликвидацией (или реструктуризацией) производства, сокращением численности или штата работников, прекращением деятельности предпринимателя, органы по труду, занятости и социальной защите могут компенсировать затраты нанимателям на опережающее обучение высвобождаемых работников, а также на обучение лиц, принятых на работу из числа высвобожденных другим нанимателем или никогда не работавших ранее. Условия и порядок компенсации таких затрат нанимателям регулируются Инструкцией о порядке и условиях компенсации органами государственной службы занятости населения затрат нанимателей, учреждений уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь на профессиональное обучение работников и лиц, привлекаемых к труду, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2006г. № 155.
Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь