Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:45, курсовая работа
Цель работы: изучить и проанализировать состояние и перспективы развития рынка труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь.
Изучены понятия рынка труда, безработицы, виды и формы занятости населения, особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь, основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь.
Реферат
Введение
Глава 1. Рынок труда: теоретические аспекты
1.1 Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда
1.2 Занятость населения: виды и формы
1.3 Безработица: понятие, причины, формы, измерение
Глава 2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе
2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь
Заключение
Литература
Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает.
Совокупное предложения труда в обществе, по мнению П. Самуэльсона[4], определяется как минимум четырьмя показателями:
1. общей численностью населения;
2. той долей, которую составляет самодеятельное население в общей численности жителей;
3.
средним числом часов,
4. качеством, количеством и квалификацией того труда, который будут затрачивать рабочие.
Рассмотрим еще одно важное экономическое явление, характеризующее предложение труда. Вернее, два явления, получивших название эффект замещения и эффект дохода.
Эти эффекты проявляются тогда, когда мы пожелаем выяснить, как отразятся на предложении труда определенной группы трудящихся или индивидуума повышение ставок заработной платы. На первый взгляд, предложение труда должно вырасти. Однако есть влияние эффекта дохода и эффект замещения.
Одна и та же причина - увеличение заработной платы приводит и к росту и к сокращению предложения труда. Это происходит, поскольку при увеличении заработной платы каждый час отработанного времени лучше оплачивается, каждый час свободного времени воспринимается работником как возросший убыток, точнее, упущенная выгода.
Эта выгода могла бы быть реализована при превращении свободного времени в рабочее - отсюда стремление заместить свободное время дополнительной работой. Соответственно досуг замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на возросшую зарплату. Вышеописанный процесс получил название эффекта замещения.
Когда спрос на труд превышает его предложение из-за снижения заработной платы по сравнению с ее равновесным значением, наблюдается иная картина. Работодатели, чтобы заполнить пустующие рабочие места, готовы повысить заработную плату. Благодаря такому повышению расширяется круг работников, готовых при более высокой заработной плате предложить свой труд.
Как и в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости.
Колебания спроса на труд и предложения труда позволяют в общем, виде дать ответ на вопрос о том, почему высока или низка заработная плата.
Для экономиста Д. Рикардо и его времени наиболее существенной проблемой рынка труда было определение “естественной цены труда” (“естественной ценой труда является та, которая необходима, чтобы рабочие имели возможность существовать и продолжать свой род без увеличения или уменьшения их числа”). “Естественная цена труда” по Рикардо, лежит в основе заработной платы, уровень которой определяли два фактора - “ первый - предложение и спрос на рабочие руки; второй - цена товара на которые расходуется заработная плата”[1]. Наиболее значительную роль в динамике первого фактора играет движение капитала и его состав. Возражая Мальтусу, Рикардо отмечает: “С моей точки зрения способность покупать труд может возрастать, хотя стоимость капитала страны может уменьшаться. Это зависит от количества капитала или той части капитала, которая дает занятие рабочим[2].
Уточняя это определение стоимости рабочей силы (“стоимость рабочей силы определяется стоимостью привычно необходимых средств среднего рабочего”), К. Маркс вводит в него ряд дополнительных факторов: “Еще два фактора входят в определение стоимости рабочей силы. С одной стороны издержки на ее развитие, меняющиеся с изменением способа производства, с другой стороны, - естественные различия между трудом мужским и женским, трудом взрослых рабочих и подростков”. “Введение и анализ рынка труда, издержек на развитие рабочих сил особенно важен в свете сегодняшних проблем рынка труда. Наряду с экономическими факторами определяющими “цену рабочей силы”, К. Маркс упоминает и политический фактор - “давление капитала, с одной стороны, сопротивление рабочих с другой”.[3]
В современный период категория рынка труда привлекает к себе большое и все растущее внимание. Под влиянием научно-технического прогресса меняются содержание и характер труда, усиливается многообразие требований к работнику, следовательно, включаются самые разнообразные факторы - социальные, демографические и т.д. В числе проблем рынка труда, - массовая безработица трудящихся в развитых рыночных экономиках.
Рабочая сила, будучи товаром, реализует себя на рынке труда, представляющем собой социально-экономические отношения по поводу найма рабочей силы и ее использования между работодателем и рабочей силой.
Величина рынка труда определяется как трудовыми ресурсами, так и масштабами развития производительных сил. Для любого товарного рынка присущи свои характерные особенности. Характерной чертой рынка труда, отличающей его от любого товарного рынка, является то, что наем и использование рабочей силы, с одной стороны, происходит на основе добровольности, как работника, так и работодателя, и, с другой стороны, - обеспечения социальных гарантий со стороны государства.
На рынке труда фиксируются ставки заработной платы и условия занятости. Все это происходит с учетом профессии, работы и занятости.
Занятость представляет собой деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей на основе получения ими заработка (трудовой доход). Она имеет несколько видов. [7]
Учет населения по видам занятости позволяет различать следующие виды занятости:
1)
продуктивная занятость - имеет
место в сферах общественного
материального производства; приносит
работникам трудовой доход;
2)
полезная занятость, которая
3)
рациональная занятость,
4)
полная занятость, при которой
все желающие работать при
сложившемся (доминирующем) уровне
реальной заработной платы
5)
эффективная занятость - это занятость
населения, обеспечивающая
Полная
занятость возможна и при некотором
отклонении существующих рабочих мест
от статуса экономически целесообразных,
при несоответствии их профессионально-
Государственная политика в области занятости населения направлена на:
-
обеспечение равных
- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан. Содействие развитию их способностей к производительному труду путем координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономики и социальной политики;
- соблюдение принципа добровольности труда, свободного выбора вида занятости путем поощрения работодателей, создающих новые рабочие места;
-
обеспечение социальной защиты
населения в области занятости
на основе координации
Вопросами регулирования занятости населения занимаются различные органы государственной власти и общественные организации.
Государственная служба занятости Республики Беларусь сформирована в 1991 году после принятия Закона Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. №828-XII "О занятости населения Республики Беларусь". [9] Правовыми актами, регулирующими основную деятельность государственной службы занятости, являются Закон “О занятости населения”, “Положение о Государственном фонде занятости населения”, указы президента.
Основные задачи - учитывать свободные рабочие места и граждан нуждающихся в трудоустройстве, содействовать выбору подходящей работы гражданами и подбору необходимых работников работодателями, сохранять и организовывать новые рабочие места путем прямого инвестирования и кредитования, организовывать общественные работы, организовывать профессиональное обучение и профессиональное консультирование незанятых граждан, оплачивать обучение, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий, регистрировать безработных, выплачивать пособия по безработице и другие виды материальной помощи, оформлять досрочный выход на пенсию, разрабатывать программы занятости, мероприятия по социальной защите различных групп населения.
Важным принципом обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. Это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость [18].
При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависит непосредственно от человека.
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма регулирования, динамичное равновесие спроса и предложения, рабочей силы на рынке труда.
Выделяются два блока проблем.
-
Оживление экономической
-
Совершенствование системы
В реализации первого направления большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности. С позиции занятости населения намечаемое правительством ужесточение кредитно- финансовой политики и реальный ввод в действие Закона о банкротстве должны осуществляться очень осторожно. Чтобы банкротства реально повысили эффективность экономики, требуется наличие нескольких динамично развивающихся производственных секторов, куда бы перемещались ресурсы капитала и труда. Пока таких секторов недостаточно.
Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь