Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:21, курсовая работа
Цель данного исследования – изучить и понять экономические принципы работы табачных компаний в Республике Беларусь, поиск возможных совершенствований для экономических процессах на данном сегменте рынка Беларуси.
Объект исследования – все компании, действующие на рынке Беларуси. Это международный компании, работающие в Беларуси и не владеющие своими собственными средствами производства, «British American Tobacco» и «Japan Tobacco International» и белорусские компании, владеющие своими собственными средствами производства сигарет, «Неман» и «Табак-инвест».
Введение…………………………………………………………..……….………3
1.Макроэкономическая характеристика рынка сигарет…………..…….……...5
1.1. Вид конкуренции……………………………………………………..…….5
1.2. Основные производители…………………………………………...……..5
1.3.Основные потребители……………………………………………..………6
1.4.Эластичность……………………………………………………….………..6
1.5.Импорт…………………………………………………………………….…7
1.6.Государственное вмешательство……………………………………..……8
2.Экономическая эффективность рынка……………………………………….10
2.1.Прибыльность рынка…..…….…………………………………………….10
2.2.Другие аспекты функционирования рынка……………………………..
3. Предложения по совершенствованию рынка…………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников……
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ФИНАНСОВОЙ И БАНКОВСКОЙ ЭКОНОМИКИ
РЫНОК СИГАРЕТ БЕЛАРУСИ
Курсовая работа
студента 1 курса
отделения "Финансы и Кредит"
Кожевникова Владислава Александровича
Научный руководитель
кандидат экономических наук
профессор (доцент, преподаватель) Валевич Ю.В.
Минск, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Макроэкономическая характеристика рынка сигарет…………..…….……...5
1.1. Вид конкуренции…………………………………………………
1.2. Основные производители………………………………………….
1.3.Основные потребители……………………………………………..
1.4.Эластичность……………………………………
1.5.Импорт……………………………………………………
1.6.Государственное вмешательство……………………………………..…
2.Экономическая эффективность рынка……………………………………….10
2.1.Прибыльность рынка…..…….…………………………………………….
2.2.Другие аспекты функционирования рынка……………………………..
3. Предложения по совершенствованию рынка…………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Я считаю, что рынок сигарет Беларуси является актуальной темой в данной время и причины тому следующие. Рынок сигарет в Беларуси является одним из не многих, который не только не пострадал от кризиса, но и продолжает наращивать объемы производства на протяжении более 20 лет. Является одним из примеров белорусской программы импортозамещения, так как доля собственной продукции на данный момент составляет всего 5% от общего объема. Вместе с тем, экспорт продукции практически не осуществляется. Доля серого импорта составляет менее 1%, что является крайне низким показателем для данного рынка по сравнению с другими странами мира, в частности с Российской Федерацией. Одна из особенностей рынка – это контроль государства за ценами для потребителей. Белорусский рынок данной продукции интересен также тем, что на нем действует 4 конкурирующие компании, использующие для производства только 2 фабрики, поэтому рынок является олигополией. С точки зрения государства и общества успешность табачных компаний является двусмысленной – с одной стороны, увеличиваются налогоотчисления в бюджет страны, с другой стороны, в связи с курением увеличиваются расходы государства на медицину.
Цель данного исследования – изучить и понять экономические принципы работы табачных компаний в Республике Беларусь, поиск возможных совершенствований для экономических процессах на данном сегменте рынка Беларуси.
Объект исследования – все компании, действующие на рынке Беларуси. Это международный компании, работающие в Беларуси и не владеющие своими собственными средствами производства, «British American Tobacco» и «Japan Tobacco International» и белорусские компании, владеющие своими собственными средствами производства сигарет, «Неман» и «Табак-инвест».
Методы исследования – сбор и анализ официальной государственной статистики, сбор статей по анализу данного рынка, сбор и анализ информации по международным компаниям, действующим в Беларуси, на основе данных, представленным на их сайтах в сети интернет, сбор информации из новостных статей .
1.МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА СИГАРЕТ
1.1. ВИД КОНКУРЕНЦИИ
Табачный рынок Беларуси является олигополией, причины этого следующие: 1) На рынке действует четыре компании – 2 международные и 2 белорусские компании. Причем собственные производственные мощности есть только у двух белорусских компаний.
2) Появление новых игроков из ряда белорусских компаний практически невозможно из-за необходимости больших капиталовложений на начальном уровне, отсутствии у новых компаний известных сигаретным марок, что сделает ее продвижение практически невозможным, и государственной политикой. Возможным вариантом появления новой компании на рынке является покупка уже существующей компании иностранными инвесторами, либо производство своих марок по договору с белорусской компанией.
3)Компании производят похожую продукцию (сигареты), которая, однако, дифференцирована из-за того, что каждая компания производит только принадлежащие ей марки сигарет, которых в настоящий момент насчитывается свыше 60. В то же время авторские права запрещают другим компаниям наладить производство сигарет таких же марок.
4) Так же на рынке, предположительно, существует сговор компаний, что, например, в 2007 году помогло приостановить деятельность международной компании «Phillip Morris» на территории Республики Беларусь, так как она не смогла достигнуть договоренности с ГТФ «Неман» и белорусским правительством.
1.2.ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Крупнейшим производителем в Беларуси является ГТФ «Неман». На компанию приходится около 46% всего белорусского рынка сигарет и 65%, если считать всю продукцию, произведенную на фабрике совместно с «British American Tobacco». Марки производимых сигарет - "Астра", "Прима", "Кронон", "Магнат", "Минск", "Минск суперслимс", "Премьер", NZ, VIP, Queen Superslims. Все марки представлены в дешевом и среднем ценовых сегментах.
Производственные мощности минской фабрики «Табак-Инвест» правтически полностью используются «Japan Tobacco International».
«Japan Tobacco International» занимает 35% белорусского рынка или 6,740 млрд сигарет в год. Занимает 3е место в мире в количественном отношении Представлено такими марками, как Winston, Mild Seven, Winston, Monte Carlo и Glamour. Производится на «Табак-Инвест». В основном производит сигареты, принадлежащие с среднему ценовому классу.
«British American Tobacco», занимает 2е место в мире по количеству произведенных сигарет(722 млрд штук в 2009 году). Занимает 19% белорусского рынка сигарет или 3,660 млрд сигарет в год. В Беларуси производит марки Kent, Pall Mall, Viceroy, Capri, Alliance. Производство осуществляет на ГТФ «Неман». Продукцию Составляют марки среднего и премиум класса.
1.3.ПОТРЕБИТЕЛИ
50,2% мужчин Беларуси являются курильщиками, из них 36,4% постоянными, остальные 13, 8% «от случая к случаю». У женщин эта статистика выглядит так: 21, 4% курит, из них 10,9% постоянно.
1.4.ЭЛАСТИЧНОСТЬ
Спрос на всем рынке табачных изделий является неэластичным из-за того, что никотин относится к наркотическим веществам, поэтому отказ от сигарет для определенного круга людей невозможен, поэтому они смогут заплатить больше. Некоторые же люди, у которых зависимость не так сильно выражена, могут перестать потреблять сигареты. Особенностью спроса на сигареты является то, что цены фиксированы государством, поэтому потребитель всегда знает, когда будет удорожание. Поэтому количество спроса перед подорожанием резко возрастает, после чего резко падает и начинает восстанавливаться только через месяц. Однако стоит отметить, что эластичным является спрос на различные марки сигарет. Так как все компании производят похожую продукцию, то при подорожании одной марки, количество спроса на нее уменьшится, так потребители перейдут на более дешевые марки сигарет.
В краткосрочном периоде предложение абсолютно неэластично из-за того, что государство устанавливает годовые квоты на выпуск сигарет и для увеличения производства сигарет необходимо увеличение производственных мощностей, что невозможно сделать в краткий период. В долгосрочном периоде предложение эластично, так как государство устанавливает квоты, считаясь с уровнем спроса на рынке сигарет.
1.5.ИМПОРТ
Благодаря программе импортозамещения доля импортируемых сигарет составляет только 5% в количественном выражении(93 млн штук или 2,566 млн доллров США) от всего рынка, причем 70% приходится на сигареты класса Super Slims(тонкие), которые до 2009 года не производились в Беларуси из-за отсутствия необходимого оборудования на фабриках.
Практически весь импорт приходится на продукцию компанию «British American Tobacco», в основном на марки Dunhill, Vogue, Kent Nanotech, Pall Mall Slims и другие. 2й компанией стала Davidoff. Все эти марки относятся к премиум классу.
Серый импорт составляет всего 1% от общего рынка и представлен продукцией компаний, чья деятельность не лицензирована на территории Республики Беларусь, в частности «Phillip Morris»(марки Marlboro, Parliament, L&M, Kiss и др.), «Richmond» и другие. Стоит отметить, что официальная статистика не фиксирует сигареты, привезенные из-за границы для собственного потребления. Это сказывается на возможности оценить долю других марок в потреблении.
1.6.ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО
Деятельность на рынке сигарет отличается сильной зарегулированность в области цен, объемов продукции и рекламы. Цены на сигареты установлены правительством и являются едиными на всей территории Республики Беларусь. Сделано это как для того, чтобы продавцы не могли извлекать сверхприбыль, так как на сигареты действует неэластичный спрос, так и для того, чтобы увеличить цену сигарет, что ведет к более умеренному потреблению табачных изделий населением. На цену сигарет так же влияют огромные косвенные налоги в виде акциз.
Так же установлены квоты на количество выпускаемой продукции. Данная мера иногда приводит к возникновении дефицита на рынке, а также является протекционистской, так как квоты разделяются на компании правительством. Белорусские предприятия, как правило, имеет преимущества перед иностранными, так как государственный бюджет получает больше денег с пачки сигарет, произведенный белорусской компанией, а не иностранной. Примером дефицита может послужить период в 2007 году, когда из продаж пропали многие сигареты иностранным марок, в то время как белорусские остались.
Очень сильно ограничены возможности рекламы сигаретных изделий. Так в республике запрещена какая-либо реклама сигарет и пропаганда курения на телевидении и радио, в средствах массой печати, наружной рекламы. Запрещено проведение рекламных акций. Запрещено использование слова «легкие», производных от него и иностранных эквивалентов(например «light»). На упаковке обязана присутствовать надпись о вреде курения, занимающая не менее 25% лицевой стороны упаковки. Однако пока еще разрешена реклама табачных изделий в некоторых общественных заведениях, таких как рестораны, бары, ночные клубы.
2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
2.1. ПРИБЫЛЬНОСТЬ РЫНКА
Оценить полностью рынок сигаретных изделий Беларуси невозможно из-за того, что информация по прибыли и рентабельности компаний засекречена. Единственные открытые для общественности данные есть у ГТФ «Неман», которые могут помочь оценить данные показатели для всего рынка. По данным 2009 года, рентабельность этой гродненской компании составила 24,4% , что является крайне высоким показателем для бизнеса. Показатели компаний с иностранным капиталом будут близки к данной цифре. Это делает рынок табачной продукции одним из самых рентабельных В Республике Беларусь.
2.2. ДРУГИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА СИГАРЕТ
Не смотря на огромные прибыли, которые получает государственный бюджет за счет налогов и акцизов, деятельность табачной отрасли имеет отрицательные стороны, причем как экономического, так и социального характера.
К экономическим следует отнести прежде всего увеличение расходов на медицинское обслуживание и снижение работоспособности населения из-за возникающих проблем со здоровьем. Невозможно точно подсчитать, сколько тратится бюджетных денег на оказание медицинской помощи тем, чью проблемы возникли из-за курения, так как достаточно сложно определить причины многих заболеваний, кроме рака легких, который, как правило, всегда вызывается курением.
К социальным последствиям относятся уменьшение продолжительности жизни и ухудшение ее качества из-за проблем, вызываемых курением. Так же курение может порождать конфликты, в том числе политического характера, как например, запрет на курение в общественных местах разделяет общество на противников и поддерживающих.
К другим положительным экономическим аспектам следует отнести увеличение прибылей производителей жевательных резинок, отбеливающих зубных паст, средств типа «Анти-табак»; компаний, оказывающих услуги по отбеливанию зубов, отчистке легких и платному лечению проблем легких; издательства и образовательных центров, занимающихся проблемой курения.
3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЫНКА ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Для совершенствования рынка сигарет правительство может принять следующие меры:
1. Как известно, конкуренция порождает инновации и прогресс. Поэтому я считаю, что для развития рынка табачных изделий необходимо увеличить конкуренцию. Главным образом это возможно сделать путем лицензирования табачной продукции компаний, еще не работающих на белорусском рынке. В частности речь идет компании «Phillip Morris», которая занимает 2 место по производству сигарет в мире и которая прекратила деятельность на рынке Беларуси в 2007 году. Так же данная мера поможет уменьшить количество серого импорта, так потребители сигарет, которые раньше не были лицензированы, смогут свободно покупать любимые марки «белым» путем.
2. Государству следует отменить квоты на количество произведенных сигарет – это создает неравные условия для участников и может спровоцировать дефицит продукции. Так же эта мера препятствует появлению новых участников на рынке.
3. Не следует настаивать на замещении импорта отечественными сигаретами, ведь некоторые марки сигарет производятся только в определенной стране и попытка замещения просто приведет либо к пропаже из продажи данных сигарет, либо к ухудшению вкуса или качества.
Компаниям следует предпринять следующие шаги для увеличения прибыли: