Рынок несовершенной конкуренции: олигополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы: раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции, а так же раскрыть сущность олигополии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Несовершенная конкуренции, ее сущность и значение. Олигополия 5
1.1 Понятие несовершенной конкуренции, ее сущность и значение. Виды рыночных структур 5
1.2 Олигополия. Основные теории олигополии 9
Глава 2. Особенности Российского рынка олигополии, его основные виды 21
2.1 Особенности Российского рынка олигополии 21
2.2 Основные олигополистические рынки (черная металлургия, нефтяная промышленность) 21
Заключение 21
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по эк_теории.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

     Лидерство в ценах

     На примере рынка легковых автомобилей можно проследить ситуацию лидерства в ценах, когда один самый крупный производитель диктует цены на продукцию остальным. В данном случае таким производителям является «Автоваз». Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея большую рентабельность, вследствие масштаба производства «Автоваз» разумеется является безусловным лидером.

     Цветная металлургия

     Цветная металлургия - отрасль разнородная по составу и по самой продукции. Можно сказать, что данная отрасль наиболее близка к монополии, так как большинство фирм специализируются на разных видах продукции (медь, цинк и тд.)

     Ситуация  ухода от конкуренции

     В отечественной алюминиевой отрасли сложилась ситуация разделения сфер деятельности между двумя крупными компаниями - «Русским Алюминием» и «Сибирско - Уральским Алюминием». АО «РусАЛ» входит в тройку крупнейших мировых алюминиевых компаний, уступая только американской Alcoa и канадской Alcan. На его долю приходится более 80 % российского и около 10% мирового производства первичного алюминия. Холдинг «СУАЛ» производит 90% российских бокситов, 60% глинозема, 20% первичного алюминия. Т.е данные компании не вступают друг с другом в непосредственное конкурентное взаимодействие. На некоторых рынках других цветных металлов в России имеются заметные лидеры, имеющие долю выше 90% от всей продукции. Так, например, в выплавке медно-никелевых руд олигополистическим лидером является РАО «Норильский никель» - около 60% добычи и 95-96% выпуска металлического никеля.

     Рынок операторов сотовой связи

     Одним из примеров ценовых олигополистических войн в период 1995 - 2008 гг. является динамично  развивающийся рынок операторов сотовой связи. По данным Госкомстата число сотовых телефонов в России превысило количество жителей. На фоне этого операторы сотовой связи проводили политику повышения числа своих абонентов, уменьшая стоимость услуг. Так с 1995г. стоимость услуг сотовых операторов уменьшилась в 30 раз. В настоящий момент с середины 2008 года операторы начали использовать неценовые методы борьбы. Примером олигополии на региональном уровне при взаимодействии общенациональных и региональных фирм может стать нижегородский рынок сотовых операторов. Здесь на фоне общероссийских (Билайн, МТС, Мегафон) и мировых (Теле2), действует и внутриобластная (Смартс).

     Несмотря  на жесткую конкуренцию, российский рынок сотовой связи в целом (Астраханской, в частности) находится  только на первом этапе своего развития. Для достижения предела насыщения потребуется ещё несколько лет. Вероятно только после этого «маркетинговая» война операторов перейдет из сферы количества в сферу качества. Хотя уже сегодня некоторые операторы интересуются вопросами формирования индивидуальной лояльности абонентов и начинают смещать акцент из ценовой области в сферу дополнительных услуг и сервиса

Заключение

 

     В своей работе я рассмотрел несовершенную  конкуренцию и ее вид - олигополию. Несовершенная конкуренция – это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной. Рынки, на которых продавцы способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

     Олигополия  – это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным.

     Олигополистические  отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Особенность олигополии является взаимная зависимость решений  отдельных фирм в области количества выпускаемой продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей. Существует разные модели, описывающие поведение олигополистов, в том числе модель Курно и модель изогнутой кривой спроса. Однако единой теории олигополии, которая могла бы объяснить все многообразие поведения фирм, не разработано.

     Олигополия  является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    1. Г.В. Савицкая: «Анализ хозяйственной деятельности предприятия». 2000г.
    2. В.В. Адамчук, О.В. Ромашов: «Экономика и социология труда». 2000г.
    3. Н.Л. Зайцев: «Экономика промышленного предприятия». Учебное пособие. 2001г.
    4. О.И. Волков, В.К. Скляренко: «Экономика предприятия». Курс лекций. 2002г.
    5. Ефимов М.Р., Петрова Е.В., Румянцева В.Н.: «Общая теория статистики». Учебник. 1999г.
    6. Лившиц А.Я.: «Введение в рыночную экономику» М. 2000г.
    7. В.В. Ковалев: «Финансовый анализ». 2000г.
    8. А.С. Булатов: «Экономика предприятия». Учебник. 1999г.
    9. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика» Москва, 1999г.
    10. В.Ф. Палий, Л.П. Суздальцева «Технико-экономический анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятий». Учебник.1999 г.
    11. Шеремет А.Д. «Теория экономического анализа». 1999 г.
    12. Шеремет А.Д. «Экономический анализ в управлении производством». 2000 г.
    13. Й.Ворст, П.Ревентлоу: «Экономика фирмы». 1993 г.
    14. Богдановская Л.А., Виноградов Г.Г.: «Анализ хозяйственной деятельности в промышленности». 1998г.
    15. http://www.kycherova.ru/fackt_vli/index.html

Информация о работе Рынок несовершенной конкуренции: олигополия