Рынок несовершенной конкуренции: олигополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы: раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции, а так же раскрыть сущность олигополии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Несовершенная конкуренции, ее сущность и значение. Олигополия 5
1.1 Понятие несовершенной конкуренции, ее сущность и значение. Виды рыночных структур 5
1.2 Олигополия. Основные теории олигополии 9
Глава 2. Особенности Российского рынка олигополии, его основные виды 21
2.1 Особенности Российского рынка олигополии 21
2.2 Основные олигополистические рынки (черная металлургия, нефтяная промышленность) 21
Заключение 21
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по эк_теории.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образовании 

«Уральская  академия государственной  службы» 

Челябинский институт (филиал) 
 

Кафедра экономики и менеджмента 
 
 

Экономическая теория 
 

Курсовая  работа

на  тему: «Рынок несовершенной конкуренции: олигополия» 
 
 
 
 
 

              Выполнила: студентка ФК-31 Шевченко Елена Викторовна 

              Проверила: к.э.н, доцент

              Абрамкина Светлана Рафаильевна 
               
               
               
               
               
               
               

Челябинск

2011 год

Оглавление

Введение

     В конце XX  века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие проблемы нам приходится решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и в обществе, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Дело в том, что исторически развитие рыночного хозяйства происходило как естественный процесс, предопределяющий во многом экономический и социальный прогресс человечества. Конечно, нам не надо повторять все этапы, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является российская экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества. Иными словами, изучив картину рыночной экономики, которая сложилась к концу ХХ века и динамизм всех взаимоотношений в обществе, обусловленных или связанных с рынком мы сможем яснее увидеть и ту цель, к которой стремимся в своих экономических и социальных преобразованиях.

     В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Именно исследованию олигополии и посвящена настоящая курсовая работа. В ней мы будим рассматривать различные виды, особенности и общую характеристику олигополии.

     В нашей курсовой работе мы хотим рассмотреть несовершенную конкуренцию и ее вид – олигополию.

     Несовершенная конкуренция – это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной. Рынки, на которых продавцы способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

     Олигополия  – это форма несовершенного рынка, на котором существует несколько производителей, которые контролируют значительную часть этого рынка.

     Олигополистическая  конкуренция является более распространенной на практике, чем совершенная конкуренция и монополия.

     Мною  будут рассмотрены основные теории олигополии, а так же основные виды олигополистических рынков в России, на примере нефтяной промышленности и черной металлургии.

     Цель нашей работы: раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции, а так же раскрыть сущность олигополии.

     Актуальность: совершенная конкуренция – это понятие довольно абстрактное, маловероятная ситуация на рынке, поэтому современные экономические агенты в большинстве случаев осуществляют свою деятельность в условиях несовершенных рынков, поэтому эта проблема достаточно актуальна.

     Поставленные  задачи:

  1. Рассмотреть подробно несовершенную конкуренцию.
  2. Изучить олигополию и ее основные теории.
  3. Проанализировать основные олигополистические рынки России на примере нефтяной промышленности, черной металлургии, автомобильная промышленнось.

     Глава 1. Несовершенная конкуренции, ее сущность и значение. Олигополия

     1.1 Понятие несовершенной конкуренции, ее сущность и значение. Виды рыночных структур

     Конкуренция, которая в той или иной степени  связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями. Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид ее, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов,  это так называемая монополистическая конкуренция. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными хотя и взаимозаменяемыми.                   

     Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

     Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая  конкуренция, олигополия и монополия.

     Взаимодействие  между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. Вообще говоря, в зависимости от целей экономического исследования могут быть различные классификации рыночных структур.

     По  степени развития конкуренции экономическая  теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):

     1. совершенная (чистая) конкуренция

      2. монополистическая  конкуренция

     3. олигополия

     4. монополия

     На  рынке совершенной конкуренции  расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции  работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.

     Виды  рыночных структур

     Прежде  всего, надо установить, по каким критериям  различаются рыночные структуры, которые  сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:

  • количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;
  • характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);
  • наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;
  • степень доступности экономической информации.
      чистая  конкуренция монополистическая конкуренция олигополия монополия
число фирм очень много много несколько одна
характер  продукции стандартная дифференци-рованная стандартная или  дифференци-рованная уникальная, нет  близких заменителей
условия вступления очень легкие, препятствия  отсутствуют сравнительно  легкие наличие существенных препятствий блокировано
доступность экономической информации полная доступность некоторые ограничения существенные  ограничения недоступна
контроль  над ценой отсутствует некоторый, но в  довольно узких рамках ограниченный  взаимной зависимостью, значительный при сговоре значительный
примеры сельское хозяйство розничная торговля, производство одежды, обуви и т.д. производство  стали, автомобилей, многих бытовых  электроприборов местные предприятия  общественного пользования

     При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень влияния на рынок.

     Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.

     На  большинстве реальных рынков подавляющая  часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие  в своих руках значительную часть  рыночного предложения, оказываются в особых отношениях  с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.

     Совершенная конкуренция, является скорее абстрактной  моделью, удобной для анализа  основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило, каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, в ее поведении присутствует элемент монополизма. Этот элемент накладывает отпечаток на деятельность фирмы, заставляет ее несколько иначе подходить к формированию ценовой стратегии, определению объема выпуска продукции, наиболее эффективного с точки зрения прибылей и убытков.

     Подавляющее большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции действуют на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.

     Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

  1. значительная доля рынка у отдельных производителей;
  2. наличие барьеров проникновения в отрасль;
  3. неоднородность продуктов;
  4. несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

     Каждый  из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов – тем просто больше негде взять этот продукт.

     Как и в случае совершенной конкуренции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или иной рынок к этой категории. Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

     Таким образом, если в условиях совершенной  конкуренции объем выпуска продукции  фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции  такое влияние существует (наглядно это можно проследить на рис. 1).

      
 
 
 
 

     Экономический смысл этой закономерности состоит  в том, что большие объемы продукции  при несовершенной конкуренции  фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение  фирмы значимо в масштабах  отрасли.

       Зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции.

     1.2 Олигополия. Основные теории олигополии

     Олигополия  – это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным.

     Олигополия  является одной из самых распространенных структур рынка в современной  экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру. На рисунке 1 схематически отражены основные черты олигополистического рынка. 

Информация о работе Рынок несовершенной конкуренции: олигополия