Рынок несовершенной конкуренции: олигополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы: раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции, а так же раскрыть сущность олигополии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Несовершенная конкуренции, ее сущность и значение. Олигополия 5
1.1 Понятие несовершенной конкуренции, ее сущность и значение. Виды рыночных структур 5
1.2 Олигополия. Основные теории олигополии 9
Глава 2. Особенности Российского рынка олигополии, его основные виды 21
2.1 Особенности Российского рынка олигополии 21
2.2 Основные олигополистические рынки (черная металлургия, нефтяная промышленность) 21
Заключение 21
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по эк_теории.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

     Поэтому в современном мире чаще всего  встречаются не оформленные соглашения (типа картеля), а молчаливая договоренность (типа лидерства в ценах). Обычно движение цен происходит при этом ступенями, причем лидер отрасли (самая крупная или самая технически оснащенная фирма) заблаговременно информирует других производителей (например, через отраслевой журнал) о предстоящем повышении цен.

     Принимая  решение, лидер стремится сделать  его общеприемлемым, поэтому в  отраслях, действующих по этой модели, норма прибыли не максимальна, хотя и выше средней.

     "Игра  по правилам". Данная форма  олигополии представляет собой  компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. А с другой - уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т.е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. "Игра по правилам" облегчает достижение олигополистического равновесия.

     Наиболее  часто употребляемым приемом "игры по правилам" является лидерство  в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения  цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем  они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии. Не случайно поэтому лидер часто "прощупывает" отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других фирм.

     Глава 2. Особенности Российского рынка олигополии, его основные виды

     2.1 Особенности Российского рынка олигополии

     Процессы, происходящие в экономике, политике, идеологии современной России, несомненно, многомерны и несводимы к какой-то одной простой и всем понятной формуле. Тем не менее, общий вектор равнодействующей сил просматривается достаточно четко – на территории нашей страны выстраивается система «олигополий», идущая на смену «олигархической» системе ельцинского периода. Олигополию Большой экономический словарь (М., 1994) определяет как «господство небольшого числа крупнейших фирм, компаний, в производстве и на рынке», свойственное современному рыночному хозяйству, в отличие от «классического» капитализма с его «свободной конкуренцией» и от довоенного «империализма» с господством монополий.

     Олигополия  представляет собой рыночную структуру, при которой в отрасли функционирует  ограниченное число крупных предприятий, а вхождение в отрасль ограничено высокими барьерами. Олигополия возникает  в отраслях, производящих как стандартизованные продукты (медь, алюминий, сахар), так и дифференцированные товары (автомобильная, табачная, ликеро-водочная, пивоваренная и др.).

     Следует отметить, что рыночная модель олигополии охватывает большую область, которая  простирается между чистой монополией и монополистической конкуренцией. Так, если 3-4 фирмы охватывают по крайней мере 70 % рынка, то уже можно характеризовать отрасль как олигополию. Выделяют классическую (жесткую) олигополию, при которой в отрасли главную роль играют 3-4 фирмы, и аморфную (мягкую), когда основную часть продукции отрасли выпускают 6-8 фирм. Основные причины возникновения олигополии кроются в эффекте масштаба производства и наличия барьеров для вступления в отрасль. Дополнительным финансовым барьером для вхождения в отрасль могут быть крупные расходы на рекламу, например, при производстве безалкогольных прохладительных напитков, сигарет и т.п.

     Рынок олигополии характерен и для экономики  России. К олигополии относятся автомобильная  промышленность, производство стали, пива, электрооборудования.

     Российский  рынок как переходный и постплановый имеет ряд особенностей, в первую очередь связанных с советский  прошлым. Экономическая обособленность от других государств, нерыночный способ ведения хозяйства, большой перевес в сторону производства средств производства и ВПК над производством средств потребления, всеобщая концентрация ради упрощения управления хозяйствующими субъектами привели на данный момент к высокой доли отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства. В результате рынок олигополии для нас является очень важным, так как многие фирмы-олигоолисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и АвтоВаз и Газпром и нефтеэкспортеры и "металлурги" и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40%, а по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.

     По  мнению журнала «Эксперт», в нашей  стране крупный бизнес по-прежнему обеспечивает более высокую рентабельность и производительность труда, нежели средний и малый. Крупные предприятия устойчивее по отношению к так называемым неэкономическим проблемам, которые существуют в нашей стране. Это и высокий уровень коррумпированности чиновников, криминализация общества, «нерыночная» конкуренция и т.п. Крупные фирмы, в большинстве своем олигополисты, являются основным локомотивом экономического роста России.

     Таблица 2.1. Рост рентабельности отраслей промышленности

 
Отрасль Рентабельность

в %

 
Нефтегазовая  промышленность 21,7  
Табачная  промышленность 12,8  
Пищевая промышленность 12,8  
Производство  целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 10,6  
Металлургическое производство 15,8  
Машиностроение 8,8  
Химическая промышленность 10,9  
Производство, передача и распределение электроэнергии 10,7  
     

     Производительность  труда в крупном бизнесе растет опережающими темпами и превосходит  средний бизнес в 1,5 раза. В нефтегазовой сфере производительность труда  составляет 2300 тыс. руб./ чел. в год, когда как, например, в производстве строительных материалов 400 тыс. руб. в год. Это, конечно же можно списать на высокие цены на сырье и эффект масштаба. Но не только, сегодняшние средние и мелкие фирмы недостаточно используют свое преимущество быстрой реакции на изменения рынка, лишь пищевая промышленность выглядит особняком (производительность 1600 тыс. руб./чел).

     2.2 Основные олигополистические рынки (черная металлургия, нефтяная промышленность)

     Черная  металлургия

     В промышленном масштабе черная металлургия начала развиваться с XVII века, в 1637 году голландцем Виниусом в районе города Тулы были построены первые заводы по выплавке чугуна. Основными потребителями продукции черной металлургии, и в частности, готового проката, являются такие отрасли, как строительство и машиностроение, а также газовая, нефтяная и железная дорога.

     На  протяжении последних нескольких лет  показатели выпуска готового проката черных металлов неизменно росли, в 2005 г. рост составил 1,8%, в 2006 году производство данного вида продукции выросло на 6,5%, в 2007 г. – на 2,4%. Учитывая спад в отраслях потребления данной продукции, в частности, уменьшение показателей строительной отрасли, снижение объемов выпуска 2008 года на 5,1% вполне закономерно. Несмотря на рост производства в начале 2009 года по отношению к 4 кварталу предыдущего года, выпуск готового проката черных металлов снизился, составив всего 70% от показателей первого квартала 2008 г. Всего же за I квартал 2009 года данного вида продукции произведено 11,3 млн. тонн.

Рисунок 1. Динамика производства готового проката  черных металлов в 2008-2009 гг., млн. тонн

     В общем объеме выпущенного готового проката черных металлов за 2008 год сортовой прокат составил 58,2%, листовой – 40,8% (холоднокатаный листовой – 7 700 тыс. тонн, горячекатаный – 15 400 тыс. тонн).

     Кризисная ситуация 2008 года сказалась на большинстве  предприятий черной металлургии. Так, Магнитогорский металлургический комбинат - один из крупнейших комбинатов России, относящийся к Уральской металлургической базе, снизил в 2008 году объемы выпуска готового проката на 10,6% по отношению к 2007 г. (на 4,1% к 2006 г.). Стоит отметить и тот факт, что к февралю 2009 г. на комбинате произошло сокращение 2 тысяч работников.

     Следует отметить, что доля отдельных металлургических предприятий возрастает если рассматривать  отдельно рынки производства продукции: рынок чугуна, стали и проката. Так, например, ТМК является крупнейшим производителем труб в России.

     Особенности рынка

     Черная  металлургия, прежде всего экспортная отрасль, зависящая от мировых цен  на металл. В настоящий момент в  отрасли происходят подвижки в сторону  увеличения доли более дорого по сравнению  с заготовкой и сортовым прокатом листового проката. Его доля увеличилась на 38,7%. В целом же экспорт проката в стоимостном выражении вырос в 2008 году на 18%. На рынке на фоне высоких экспортных достижений вследствие высоких рыночных цен на сырье идет процесс консолидации и укрепление предприятий. Так, например, стальная группа «Мечел» еще в 2002 году объявила о планах создания вертикально интегрированного холдинга, формирование которого завершилось в конце 2007 года. В новую компанию вошли, кроме самого «Мечела», угольная компания «Южный Кузбасс», торговая компания «Углеметтрейдинг», Вяртсильский метизный завод, Белорецкий меткомбинат и компания «Южуралникель». Также российские металлурги охотно приобретают активы за рубежом - заводы для производства конечной продукции и полуфабрикатов. Так, например, Новолипецкий МК имеет завод в Дании, а «Мечел» - ряд заводов в Румынии и Хорватии. Важным вопросом для металлургов является вступление России в ВТО и ряда дискриминирующих Россию законодательств стран-импортеров.

     Нефтяная  промышленность

     В данный момент является определяющей для всей Российской экономики. Сколько раз по новостям центральных и региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть и о возможных последствиях этих колебаний для России. Действительно сейчас, как говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан. Хотя нефтяная и угольная промышленность имеет долю в основных видах промышленной продукции в нашей стране всего около 5 %, по суммарной добычи сырьевой нефти Россия постепенно выходит на первое место в мире, добывая около 2900 млн. баррелей в год. На сегодняшнем рынке (после распродажи «Юкоса») представлены несколько общероссийских и региональных компаний: «Лукойл», «Сибнефть», «ТНК», «Татнефть», «Роснефть», «Транснефть», «РиТек», «Башнефть», «Сургутнефтегаз» и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании. Так в 2008 году 11 крупнейших нефтяных компаний добывали около 91,28% всей нефти в России, а четыре общероссийских «Лукойл», «Юкос», «Сибнефть» и «ТНК» чуть менее 60%. При этом «Лукойл» и «Юкос» занимали по 20% рынка (добыча нефти по 35,4 млн.т. за полтора квартала).

     Ситуация  изменилась, когда компания «Юкос» фактически завершила свое существование (были распроданы её основные активы). На рынке появился один ярко выраженный лидер - «Лукойл». Именно с ним, а также со сговором остальных нефтяников, связывают заметное увеличение цен на бензин на внутреннем рынке в 2008 - 2005.

     Особенности рынка

     На  рынке нефти сложилась парадоксальная ситуация - рост доходов при заметном росте издержек компаний. Рост доходов  связан с высокими ценами на нефть  в следствие очередного энергетического  кризиса и нестабильности политической ситуации на ближнем востоке. В 2008 году цена нефти марки BRENT достигала около 40$ за баррель.

     Ситуация  с издержками связана с все  большим ужесточением налогового законодательства и укреплением рубля. Можно отметить факт, что для нефтяных компаний, все равно если цены на нефть будут больше 25$ за баррель, так как больше этого уровня они вряд ли смогут заработать. Увеличение налогового бремени крайне негативно сказалось на инвестициях в сферу нефтедобычи. При вступившей с 1 августа 2008 года новой экспортной шкале пошлин государство в виде налогов взимает около 88% дополнительного дохода при цене свыше 25$ за баррель у крупнейших нефтедобывающих компаний и 100% у независимых компаний (при учете налога на прибыль). Укрепление рубля также понижает реальную прибыль компаний. Кроме того при «экстенсивной» добычи нефти старые месторождения заметно уменьшают отдачу, а разработка новых в силу разных (в том числе климатических) причин влечет дополнительные сверхиздержки. Еще один фактор - дело «Юкоса», которые не прибавило привлекательности акциям отечественных нефтяных компаний.

     Автомобильная промышленность

     Автомобильная промышленность является одной из самых  «больных» отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия как правило являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Единственное в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно невелируется.

     Особенно  это касается «Автоваза», который  постепенно уменьшает выпуск «дешевых»  моделей, расчищая нишу для отечественных  производителей («ИЖавто») и для  иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний. Ставка на «Шевроле Нива», казалось бы, себя оправдала за 2008 год объем производства вырос на 1,2%. Но по итогам первого квартала 2005 года Волжский автозавод снизил объемы производства по сравнению с тем же периодом 2008 года на 4,7 процента. Все же «Автоваз» несомненный лидер в производстве легковых автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно. Объем реализации продукции в 2008 году составил 3,9 млрд.$, для сравнения у «ГАЗа» - 1,1 млрд.$ Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению к автопрому. Благодаря высоким пошлинам на иномарки и стабильному росту спроса на внутреннем рынке, «Автоваз» ежегодно испытывает рост. Однако уже в 2007 году каждый третий купленный в России автомобиль - иномарка.

Информация о работе Рынок несовершенной конкуренции: олигополия