Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 18:23, курсовая работа
Цель нашей работы: раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции, а так же раскрыть сущность олигополии.
Введение 3
Глава 1. Несовершенная конкуренции, ее сущность и значение. Олигополия 5
1.1 Понятие несовершенной конкуренции, ее сущность и значение. Виды рыночных структур 5
1.2 Олигополия. Основные теории олигополии 9
Глава 2. Особенности Российского рынка олигополии, его основные виды 21
2.1 Особенности Российского рынка олигополии 21
2.2 Основные олигополистические рынки (черная металлургия, нефтяная промышленность) 21
Заключение 21
Список литературы 24
Поэтому в современном мире чаще всего встречаются не оформленные соглашения (типа картеля), а молчаливая договоренность (типа лидерства в ценах). Обычно движение цен происходит при этом ступенями, причем лидер отрасли (самая крупная или самая технически оснащенная фирма) заблаговременно информирует других производителей (например, через отраслевой журнал) о предстоящем повышении цен.
Принимая решение, лидер стремится сделать его общеприемлемым, поэтому в отраслях, действующих по этой модели, норма прибыли не максимальна, хотя и выше средней.
"Игра по правилам". Данная форма олигополии представляет собой компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. А с другой - уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т.е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. "Игра по правилам" облегчает достижение олигополистического равновесия.
Наиболее часто употребляемым приемом "игры по правилам" является лидерство в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии. Не случайно поэтому лидер часто "прощупывает" отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других фирм.
Процессы, происходящие в экономике, политике, идеологии современной России, несомненно, многомерны и несводимы к какой-то одной простой и всем понятной формуле. Тем не менее, общий вектор равнодействующей сил просматривается достаточно четко – на территории нашей страны выстраивается система «олигополий», идущая на смену «олигархической» системе ельцинского периода. Олигополию Большой экономический словарь (М., 1994) определяет как «господство небольшого числа крупнейших фирм, компаний, в производстве и на рынке», свойственное современному рыночному хозяйству, в отличие от «классического» капитализма с его «свободной конкуренцией» и от довоенного «империализма» с господством монополий.
Олигополия
представляет собой рыночную структуру,
при которой в отрасли
Следует отметить, что рыночная модель олигополии охватывает большую область, которая простирается между чистой монополией и монополистической конкуренцией. Так, если 3-4 фирмы охватывают по крайней мере 70 % рынка, то уже можно характеризовать отрасль как олигополию. Выделяют классическую (жесткую) олигополию, при которой в отрасли главную роль играют 3-4 фирмы, и аморфную (мягкую), когда основную часть продукции отрасли выпускают 6-8 фирм. Основные причины возникновения олигополии кроются в эффекте масштаба производства и наличия барьеров для вступления в отрасль. Дополнительным финансовым барьером для вхождения в отрасль могут быть крупные расходы на рекламу, например, при производстве безалкогольных прохладительных напитков, сигарет и т.п.
Рынок олигополии характерен и для экономики России. К олигополии относятся автомобильная промышленность, производство стали, пива, электрооборудования.
Российский рынок как переходный и постплановый имеет ряд особенностей, в первую очередь связанных с советский прошлым. Экономическая обособленность от других государств, нерыночный способ ведения хозяйства, большой перевес в сторону производства средств производства и ВПК над производством средств потребления, всеобщая концентрация ради упрощения управления хозяйствующими субъектами привели на данный момент к высокой доли отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства. В результате рынок олигополии для нас является очень важным, так как многие фирмы-олигоолисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и АвтоВаз и Газпром и нефтеэкспортеры и "металлурги" и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40%, а по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.
По мнению журнала «Эксперт», в нашей стране крупный бизнес по-прежнему обеспечивает более высокую рентабельность и производительность труда, нежели средний и малый. Крупные предприятия устойчивее по отношению к так называемым неэкономическим проблемам, которые существуют в нашей стране. Это и высокий уровень коррумпированности чиновников, криминализация общества, «нерыночная» конкуренция и т.п. Крупные фирмы, в большинстве своем олигополисты, являются основным локомотивом экономического роста России.
Отрасль | Рентабельность
в % |
|
Нефтегазовая промышленность | 21,7 | |
Табачная промышленность | 12,8 | |
Пищевая промышленность | 12,8 | |
Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них | 10,6 | |
Металлургическое производство | 15,8 | |
Машиностроение | 8,8 | |
Химическая промышленность | 10,9 | |
Производство, передача и распределение электроэнергии | 10,7 | |
В промышленном масштабе черная металлургия начала развиваться с XVII века, в 1637 году голландцем Виниусом в районе города Тулы были построены первые заводы по выплавке чугуна. Основными потребителями продукции черной металлургии, и в частности, готового проката, являются такие отрасли, как строительство и машиностроение, а также газовая, нефтяная и железная дорога.
На протяжении последних нескольких лет показатели выпуска готового проката черных металлов неизменно росли, в 2005 г. рост составил 1,8%, в 2006 году производство данного вида продукции выросло на 6,5%, в 2007 г. – на 2,4%. Учитывая спад в отраслях потребления данной продукции, в частности, уменьшение показателей строительной отрасли, снижение объемов выпуска 2008 года на 5,1% вполне закономерно. Несмотря на рост производства в начале 2009 года по отношению к 4 кварталу предыдущего года, выпуск готового проката черных металлов снизился, составив всего 70% от показателей первого квартала 2008 г. Всего же за I квартал 2009 года данного вида продукции произведено 11,3 млн. тонн.
Рисунок 1. Динамика производства готового проката черных металлов в 2008-2009 гг., млн. тонн
В общем объеме выпущенного готового проката черных металлов за 2008 год сортовой прокат составил 58,2%, листовой – 40,8% (холоднокатаный листовой – 7 700 тыс. тонн, горячекатаный – 15 400 тыс. тонн).
Кризисная ситуация 2008 года сказалась на большинстве предприятий черной металлургии. Так, Магнитогорский металлургический комбинат - один из крупнейших комбинатов России, относящийся к Уральской металлургической базе, снизил в 2008 году объемы выпуска готового проката на 10,6% по отношению к 2007 г. (на 4,1% к 2006 г.). Стоит отметить и тот факт, что к февралю 2009 г. на комбинате произошло сокращение 2 тысяч работников.
Информация о работе Рынок несовершенной конкуренции: олигополия