Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение конкуренции в рыночной экономике; характеристика рынков совершенной и несовершенной конкуренции и их видов.
Введение 4
1Сущность и роль конкуренции
в рыночной экономике 7
2 Виды рынков относительно конкуренции и их
характеристика 11
2.1 Основные черты рынков
совершенной конкуренции 11
2.2 Рыночные структуры рынков
несовершенной конкуренции 14
А) Монополия 19
Б) Олигополия 21
В) Монополистическая конкуренция 22
Заключение 24
Список использованной литературы 26
В условиях совершенной конкуренции существует абсолютная однородность одноименных стандартных продуктов. В экономике сегодняшнего дня предприятия обычно выпускают не только однородную, но и дифференцированную продукцию, то есть продукцию, обладающую особенностями, отличающими её от продукции других предприятий.
Новое качество микроэкономической среды, которое порождает взаимозависимость участников конкуренции, связано с сокращением количества субъектов рынка, ставшее результатом укрупнения производства за счет слияний, а так же за счет конкуренции, вытесняющей слабых производителей. Сокращение количества рыночных субъектов приводит к возможности отслеживания поведения конкурентов и к реальности соглашения между ними.
Типы Особенности |
Совершенная конкуренция | Монополия | Олигополия | Монополистическая конкуренция |
Число фирм на рынке | Очень много | Одна | Несколько | Много |
Барьеры для вхождения на рынок | Отсутствуют | Значительные | Значительные | Незначительные |
Выпускаемая продукция | Однородная | Однородная или дифференцированная | Однородная или дифференцированная | дифференцированная |
Каждый из рынков несовершенной конкуренции обладает своими особенностями, присущими только этому типу рынка. Но существуют и особенности которые их объединяют.
К общим чертам рынков несовершенной конкуренции относят:
1) понижение цены с ростом выпуска продукции фирмы, что соответствует падающей кривой спроса на продукцию фирмы;
2)
предельный доход становится
меньше цены единицы продукции
для любого объема выпуска,
исключая первую выпущенную
3)
существование монопольной
4)
наличие ценовой дискриминации,
А)
Чистая монополия
Из всех рынков несовершенной конкуренции наиболее яркой противоположностью совершенной конкуренции является монополия.
Чистой монополией называют единственного в отрасли продавца товара, не имеющего заменителей. Монополия возникает в условиях отсутствия реальной альтернативы, нет близких товаров-заменителей, выпускаемый продукт уникален. В этих условиях монополист контролирует цену и может влиять на неё, изменяя количество товара.
Примером
монополии могут служить
Технологические
монополии можно назвать
Существование предпринимательских монополий снижает экономическую прибыль отрасли потому, что:
Являясь единственным продавцом на рынке, монополист не так сильно стремиться к снижению производственных издержек и улучшению качества продукции; у него нет стимула использовать более современные технологии. Поэтому монополизированная отрасль развивается медленнее, чем конкурентная.
Однако существуют и контраргументы, указывающие, что деятельность монополии способствует увеличению эффективности развития экономики.
Предпринимательские
монополии в открытой рыночной экономике
испытывают постоянную конкуренцию
со стороны иностранных компаний,
поэтому даже если фирма является
чистым монополистом в своей стране,
на мировом рынке она имеет достаточно
конкурентов, чтобы не терять стимула
к экономии производственных издержек
и использованию более современных технологий.
Б) Олигополия
Олигополией называют тип рынка, где несколько крупных фирм контролируют основную его часть.
Товары, выпускаемые олигополией, могут быть как однородны (сталь, алюминий, цемент, и т.д.) так, и дифференцированы (автомобили, сигареты, холодильники, и т.д.).
Для олигополии характерны
большие входные барьеры
Важной особенностью рыночного поведения олигополий является взаимозависимость решений фирмы по объему производства и ценам. Не одно решение не может быть принято без учета ответных действий конкурентов.
При олигополии как и при чистой монополии возможна нечестная конкуренция, когда фирмы, входящие в олигополию, препятствуют вхождению на рынок конкурентов нерыночными методами (например, силовым давлением).
Существует ряд моделей описывающих поведение олигополии на рынке.
1) Модель «Ломаной
кривой спроса» описывает
При изменении цены одним из конкурентов другие могут руководствоваться следующими решениями:
А) выравнивать цены и подстраивать их под новую цену;
Б) не станут реагировать на изменение цены одним из конкурентов.
2)
Вторая модель рыночного
Олигополия
стремясь уменьшить неопределенность,
пытается зафиксировать цены на свою
продукцию в надежде, что такая
стратегия обеспечит
3) Третьей моделью поведения олигополии является модель лидерства в ценах, происходящая в ситуации, когда какая-либо фирма доминирует на рынке, и её цена охватывает большую долю рынка.
4)
Четвертая модель
5)
Существуют модели, основанные на
теории игр, которые
В)
Монополистическая
конкуренция
Монополистическая конкуренция – это тип рынка, где достаточно большое количество фирм предлагает дифференцированную продукцию.
Чистая монополия в рыночных отношениях наступает тогда, когда какая – то одна из фирм выступает на рынке единственным производителем продукта, и у этого продукта нет близких заменителей. В развитых странах около 5-6 % валового национального продукта производится в условиях близких к чистой монополии.
Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях производящих продукты потребления. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка товара, более удобное время работы магазина, лучшее обслуживание, и т.д.
В
условиях этого вида конкуренции
нет барьеров для вхождения в
отрасль; эффект масштаба не имеет большого
значения; рынке существуют патенты,
лицензии, торговые марки, которые в отличии
от чистой монополии патентуют взаимозаменяемые
товары.
Заключение
В экономической теории и практике хозяйствования рыночные структуры играют различную роль. В целях рассмотрения механизма рынка выделяют понятия идеальных и реальных рыночных структур. Современные рыночные отношения не имеют вариантов идеальных рыночных структур, а носят идеалистический характер. Сочетание идеальных и реальных рыночных отношений позволяет выделить следующие рыночные структуры: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.
Совершенная
конкуренция – это такая
Чистая монополия – рыночная структура, в которой одна фирма является продавцом продукта. При чистой монополии заменители товара отсутствуют, фирма представляет всю отрасль, вхождение в рынок заблокировано, ценообразование полностью контролируется монополией.
Олигополия характерна для