Рынок и конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение конкуренции в рыночной экономике; характеристика рынков совершенной и несовершенной конкуренции и их видов.

Содержание

Введение 4

1Сущность и роль конкуренции

в рыночной экономике 7

2 Виды рынков относительно конкуренции и их

характеристика 11

2.1 Основные черты рынков

совершенной конкуренции 11

2.2 Рыночные структуры рынков

несовершенной конкуренции 14

А) Монополия 19

Б) Олигополия 21

В) Монополистическая конкуренция 22

Заключение 24

Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Оэт.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

       В условиях совершенной конкуренции существует абсолютная однородность одноименных стандартных продуктов. В экономике сегодняшнего дня предприятия обычно выпускают не только однородную, но и дифференцированную продукцию, то есть продукцию, обладающую особенностями, отличающими её от продукции других предприятий.

  1. Взаимосвязь участников конкуренции создает условия для согласования их действий. В таком случае предприятия получают возможность вырабатывать совместные ценовые стратегии, позволяющие стабилизировать цены и снизить риск уменьшения доли фирмы на рынке. Это противоречит интересам покупателей, которых в большей степени удовлетворяли бы стратегии ведущие к снижению цен, а так же к улучшению потребительских свойств выпускаемой продукции.

       Новое качество микроэкономической среды, которое порождает взаимозависимость участников конкуренции, связано с сокращением количества субъектов рынка, ставшее результатом укрупнения производства за счет слияний, а так же за счет конкуренции, вытесняющей слабых производителей. Сокращение количества рыночных субъектов приводит к возможности отслеживания поведения конкурентов и к реальности соглашения между ними.

  1. Рынки, на которых не выполняются условия совершенной конкуренции и производители могут воздействовать на рыночные цены, называются рынками несовершенной конкуренции. Такие рынки не однородны и разделяются на три типа: рынок чистой монополии, рынок олигополии и рынок монополистической конкуренции1.
            Типы 

Особенности

Совершенная конкуренция Монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Число фирм на рынке Очень много Одна Несколько Много
Барьеры для вхождения на рынок Отсутствуют Значительные  Значительные Незначительные 
Выпускаемая продукция Однородная Однородная  или дифференцированная Однородная  или дифференцированная дифференцированная
 

       Каждый  из рынков несовершенной конкуренции  обладает своими особенностями, присущими  только этому типу рынка. Но существуют и особенности которые их объединяют.

       К общим чертам рынков несовершенной  конкуренции относят:

       1) понижение цены с ростом выпуска продукции фирмы, что соответствует падающей кривой спроса на продукцию фирмы;

       2) предельный доход становится  меньше цены единицы продукции  для любого объема выпуска,  исключая первую выпущенную единицу;

       3) существование монопольной власти, то есть возможности устанавливать цену единицы продукции выше предельных и средних издержек;

       4) наличие ценовой дискриминации,  то есть возможности устанавливать  различные цены на одну и  ту же продукцию для различных групп покупателей. 
 
 
 

       А) Чистая монополия 

         Из всех рынков несовершенной конкуренции наиболее яркой противоположностью совершенной конкуренции является монополия.

       Чистой  монополией называют единственного  в отрасли продавца товара, не имеющего заменителей. Монополия возникает  в условиях отсутствия реальной альтернативы, нет близких товаров-заменителей, выпускаемый продукт уникален. В этих условиях монополист контролирует цену и может влиять на неё, изменяя количество товара.   

       Примером  монополии могут служить отрасли  естественной монополии – такие отрасли, где конкуренция вредна, так как действие положительного эффекта масштаба настолько сильно, что наличие нескольких конкурирующих между собой фирм приведет не к увеличению эффективности отрасли, а к её потере. Монополия может быть защищена от конкурентов патентом на изобретение.

       Технологические монополии можно назвать естественными,  поскольку существование большого количества мелких предприятий в  таких отраслях не увеличивало, а  уменьшало бы экономическую активность отрасли.

       Существование предпринимательских монополий снижает экономическую прибыль отрасли потому, что:

  • Если действие эффекта масштаба при расширении деятельности фирмы невелико (например, в розничной торговле), то объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, устанавливается ниже, чем в условиях конкуренции, а цена – выше. При этом большая часть доходов потребителей расходуется на покупку товара производителя – монополиста за счет сокращения потребления других товаров.

       Являясь единственным продавцом на рынке, монополист не так сильно стремиться к снижению производственных издержек и улучшению качества продукции; у него нет стимула использовать более современные технологии. Поэтому монополизированная отрасль развивается медленнее, чем конкурентная.

  • В условиях чистой монополии, когда отрасль представлена всего одной фирмой, и выпускаемый товар не имеет близких товаров-заменителей, спрос становится неэластичен по цене, монопольная власть фирмы на рынке возрастает. При монопольной власти устанавливаются высокие цены на продукцию, это тормозит развитие смежных отраслей и экономики в целом.
  • Монополия может препятствовать вхождению новых фирм в отрасль, используя рычаги нечестной конкуренции.

       Однако  существуют и контраргументы, указывающие, что деятельность монополии способствует увеличению эффективности развития экономики.

  • Получение дополнительного дохода от положительного эффекта масштаба является стратегией не свойственной малому производству с ограниченными ресурсами. Если рынку совершенной конкуренции такая стратегия недоступна, то рынок несовершенной конкуренции с этими задачами успешно справляется. В отрасли, где положительный эффект масштаба невелик, функционирует множество мелких и средних фирм – это рынки монополистической конкуренции; для отраслей с длительным положительным эффектом масштаба более характерно функционирование технологических олигополий; в отраслях с непрерывным действием положительного эффекта масштаба экономически эффективно существование единственного предприятия, обслуживающего весь отраслевой спрос – естественной монополии.

       Предпринимательские монополии в открытой рыночной экономике  испытывают постоянную конкуренцию  со стороны иностранных компаний, поэтому даже если фирма является чистым монополистом в своей стране, на мировом рынке она имеет достаточно конкурентов, чтобы не терять стимула к экономии производственных издержек и использованию более современных технологий. 

       Б) Олигополия

          

         Олигополией называют тип рынка, где несколько крупных  фирм контролируют основную его часть.

         Товары, выпускаемые олигополией, могут быть как однородны (сталь, алюминий, цемент, и т.д.) так, и дифференцированы (автомобили, сигареты, холодильники, и т.д.).

         Для олигополии характерны большие входные барьеры вступления в рынок. Вступление в отрасль  может быть ограничено путем выдачи лицензии или патентов. Патент защищает интеллектуальную собственность патентообладателя и не позволяет конкурентам копировать изобретение в течении длительного срока.

         Важной особенностью рыночного поведения олигополий является взаимозависимость решений фирмы по объему производства и ценам. Не одно решение не может быть принято без учета ответных действий конкурентов.

         При олигополии как  и при чистой монополии возможна нечестная конкуренция, когда фирмы, входящие в олигополию, препятствуют вхождению на рынок конкурентов нерыночными методами (например, силовым давлением).

         Существует ряд  моделей описывающих поведение  олигополии на рынке.

         1) Модель «Ломаной  кривой спроса» описывает поведение  фирмы, не проводящей стратегию  тайного сговора с конкурентами.

         При изменении цены одним из конкурентов другие могут  руководствоваться следующими решениями:

         А) выравнивать цены и подстраивать их под новую цену;

         Б) не станут реагировать  на изменение цены одним из конкурентов.

       2) Вторая модель рыночного поведения олигополии описывает ситуацию, складывающуюся в результате тайного соглашения по поводу контроля за ценами.

       Олигополия  стремясь уменьшить неопределенность, пытается зафиксировать цены на свою продукцию в надежде, что такая  стратегия обеспечит максимизацию прибыли.

       3) Третьей моделью поведения олигополии является модель лидерства в ценах, происходящая в ситуации, когда какая-либо фирма доминирует на рынке, и её цена охватывает большую долю рынка.

       4) Четвертая модель ценообразования  строится по принципу «издержки плюс». Её суть заключается в том, что фирма определяет уровень издержек на единицу продукции, а затем прибавляет к издержкам плановый уровень прибыли (обычно 10-15%).

       5) Существуют модели, основанные на  теории игр, которые свидетельствуют  о том, что, испытывая жесткое давление со стороны конкурентов, участники олигополии действуют не в целях получения выгоды от изменения цены, а для минимизации потерь.  

       В) Монополистическая конкуренция 

       Монополистическая конкуренция – это тип рынка, где достаточно большое количество фирм предлагает дифференцированную продукцию.

       Чистая  монополия в рыночных отношениях наступает тогда, когда какая  – то одна из фирм выступает на рынке  единственным производителем продукта, и у этого продукта нет близких  заменителей. В развитых странах около 5-6 % валового национального продукта производится в условиях близких к чистой монополии.

       Монополистическая конкуренция широко представлена в  отраслях производящих продукты потребления. Причиной выбора покупателя могут стать  привлекательная упаковка товара, более удобное время работы магазина, лучшее обслуживание, и т.д.

       В условиях этого вида конкуренции  нет барьеров для вхождения в  отрасль; эффект масштаба не имеет большого значения; рынке существуют патенты, лицензии, торговые марки, которые в отличии от чистой монополии патентуют взаимозаменяемые товары. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

        В экономической теории и практике хозяйствования рыночные структуры  играют различную роль. В целях  рассмотрения механизма рынка выделяют понятия идеальных и реальных рыночных структур. Современные рыночные отношения не имеют вариантов идеальных рыночных структур, а носят идеалистический характер. Сочетание идеальных и реальных рыночных отношений позволяет выделить следующие рыночные структуры: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

       Совершенная конкуренция – это такая рыночная структура, при которой на рынке  выступает множество, как правило, не очень крупных фирм, которые  производят однородную продукцию. В рамках совершенной конкуренции вход и выход из рынка достаточно прост, информация о состоянии дел и продажей товаров доступна всем субъектам рынка.

       Чистая  монополия – рыночная структура, в которой одна фирма является продавцом продукта. При чистой монополии заменители товара отсутствуют, фирма представляет всю отрасль, вхождение в рынок заблокировано, ценообразование полностью контролируется монополией.

         Олигополия характерна для рынка,  где действует несколько фирм, производящих однородную продукцию. Вхождение на рынок затруднено, существуют ограничения в получении информации и в области ценообразования. Олигополия типична для сталелитейной промышленности, производства автомобилей, и т.д.

Информация о работе Рынок и конкуренция