Рынок и конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение конкуренции в рыночной экономике; характеристика рынков совершенной и несовершенной конкуренции и их видов.

Содержание

Введение 4

1Сущность и роль конкуренции

в рыночной экономике 7

2 Виды рынков относительно конкуренции и их

характеристика 11

2.1 Основные черты рынков

совершенной конкуренции 11

2.2 Рыночные структуры рынков

несовершенной конкуренции 14

А) Монополия 19

Б) Олигополия 21

В) Монополистическая конкуренция 22

Заключение 24

Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Оэт.doc

— 137.50 Кб (Скачать)
y">         Микроуровень - объектами конкурентной борьбы выступают виды продукции, производства, качество товаров, цены;

         Мезоуровень – объектами конкурентной борьбы являются сферы наиболее выгодного вложения капитала; субъектами – отрасли, корпоративные объединения предприятий и фирм конгломератного типа;

         Макроуровень – воплощает общее  состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный  климат, налоговый режим, тарифно-таможенную политику и др.; субъектами являются народнохозяйственные комплексы.

        Конкуренция в рыночной экономике выполняет следующие функции:

    • Нацеливает на создание новых компонентов рыночных отношений, которые обеспечат превосходство над соперниками (новая продукция, технологии, способы организации производства);
    • Способствует модернизации производства;
    • Стимулирует повышение качества продукции, видоизменение ассортиментного набора товаров и услуг, оказание дополнительных услуг, и т.д.

       Выделяют  две основные группы методов конкуренции: ценовые и неценовые.

       Ценовая конкуренция – соперничество  предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определенной продукции, снижения цен на эту продукцию без изменения её ассортимента и качества.

       Неценовая конкуренция предполагает создание различий в качестве товаров и  услуг. Она включает: изменение свойств продукции; придание продукции качественно новых свойств; создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей; создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существовавших ранее; обновление свойств товаров; придание товарам свойств, являющихся символом моды; совершенствование услуг дополнительного характера, связанных с гарантийным обслуживанием, демонстрацией, установкой, и др.

       В условиях свободной рыночной экономики  различают два основных вида конкуренции: внутриотраслевую и межотраслевую.

       Внутриотраслевая  конкуренция – конкуренция между  предпринимателями, производящими  однородные товары, за лучшие условия  их производства и сбыта, за получение  сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную стоимость.

       Межотраслевая конкуренция – это конкуренция  между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку  на норму прибыли влияют разные объективные факторы, величина её в различных отраслях различна.

       Анализ  аспектов рынка позволяет выделить важнейший критерий конкурентности рынка – наличие или отсутствие у фирмы рыночной власти.

       Рыночная  власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. На основе этого критерия выделяют два вида рынков конкуренции: рынок совершенной и рынок несовершенной конкуренции.

       Совершенная конкуренция – это организационная  структура рынков, характеризующихся большим количеством покупателей и продавцов, свободным вступлением и выходом, равным доступом к информации и однородным продуктом, в связи с чем отдельный предприниматель не имеет возможности влиять на цену. По степени полноты рыночной власти выделяют монополистическую конкуренцию, олигополию, и чистую монополию.

       Несовершенная конкуренция – форма организации  тех рынков, где производители  могут влиять на рыночную цену, повышая  или понижая её.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Виды рынков относительно конкуренции их характеристика 

2.1 Характеристика рынков совершенной конкуренции 

       Под термином «совершенная конкуренция» понимается такое состояние экономической  системы, когда влияние каждого  участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Выделяют признаки совершенной конкуренции:

  • Множественность продавцов – мелких фирм (предприятий), доля которых на рынке отрасли мала (менее 1% продаж за любой период) и покупателей. Такой рынок называют атомизированным;
  • Свободный, не затрудненный вход предприятий в отрасль и абсолютная мобильность производственных ресурсов;
  • Полная однородность выпускаемой продукта (отсутствие торговых марок, и т.д.). Это условие называется гомогенностью товаров;
  • Отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены (стихийное ценообразование), а также отсутствие у любого участника рынка оказать непосредственное влияние на другого участника как экономическими так и неэкономическими методами. Это объясняется тем, что на совершенно конкурентном рынке наблюдается эффективное размещение ресурсов (аллокальная эффективность), что, в свою очередь, в долгосрочном периоде приводит к соразмерености прибылей, которые получает фирма;
  • Наличие у каждого участника (предпринимателя) информации о положении рынка на данный момент (о норме прибыли, спросе, предложении, и т.д.). Это условие называется транспареностью (прозрачностью) рынка;
  • Отсутствие монополии, монопсонии и государственного регулирования.
  • Существование рынка наличного товара, на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и тоже время, в одном и том же месте;
  • Отсутствие издержек связанных с совершением сделки между производителями и потребителями. Исключается существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров и других посредников;
  • Исключается сбивание цен;
  • Предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личностного и временного характера.

       Совершенную конкуренцию называют «чистой», имея ввиду, что она «очищена» от любых  ограничений или монопольных  тенденций. Понятие совершенной  конкуренции по определению привязано к статичной модели равновесия, оперирующей экзогенно заданными ценами и объемами ресурсов. Понятие свободной, неограниченной конкуренции характеризует её как процесс. Понятие совершенной конкуренции акцентировало внимание на равновесном состоянии предприятия, отрасли как результате предшествующей конкуренции.

       В действительности, совершенно конкурентная фирма в рыночной структуре является довольно редким случаем, лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок ценных бумаг, зерна, иностранных валют). Понимание совершенной конкуренции скорее нужно формировать как отношение к абстракции: в прошлом и в настоящее время в различной мере имело и имеет место регулирование рынка, а условиям свободного рынка совершенной конкуренции государственность не отвечает.

       Совершенная конкуренция, как и рыночная экономика  в целом, обладает рядом недостатков. Кроме того, что она обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, она исходит из платежеспособностных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее. Это создает равенство возможностей, однако не гарантирует равенство результатов. Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются. Другими словами, чисто конкурентная система рынка предполагает, что отсутствуют так называемые побочные эффекты производства или потребления для третьих лиц. Эти эффекты бывают весьма ощутимыми, например, загрязнение окружающей среды отдельными производствами.

       Совершенная конкуренция не предусматривает  производство общественных благ, которые  хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому  потребителю в отдельности. Примером могут служить такие блага как противопожарная безопасность, национальная оборона, и т.д.

       Совершенная конкуренция предполагает наличие  большого числа фирм, которые не всегда способны обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения  научно-технического прогресса. Это  касается фундаментальных исследований (которые, как правило, являются убыточными), наукоёмких и капиталоёмких отраслей.

       Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции, тем  самым, снижая возможности дифференциации продукта (услуги), ограничиваются возможности удовлетворения разнообразных потребностей индивидов.

       Рынок развивает у людей не только положительные  личностные качества, но и отрицательные, например, эгоизм, жестокость, отсутствие интереса к положению других лиц.

       Исходя  из выше сказанного, реально существующие рыночные системы далеки от абстрактной  модели совершенной конкуренции  и представляют собой разные варианты смешанной экономики, предполагающей активное включение государства  в хозяйственную жизнь. 
 

       2.2 Структуры рынков несовершенной конкуренции 

       В современной экономике практически  невозможно найти свободный, или  совершенно конкурентный рынок. Рынки, не соответствующие условиям совершенной  конкуренции, получили название рынков несовершенной конкуренции.

       Свободный, или совершенно конкурентный рынок рассматривается как модель, позволяющая определить, насколько тот или иной реальный рынок соответствует условиям совершенной конкуренции.

       Существующие  хозяйственные реалии расходятся с  условиями совершенной конкуренции по многим направлениям. Среди них следует отметить:

    • барьеры, ограничивающие выход на рынок новых капиталов;
    • барьеры, препятствующие мобильности экономических ресурсов;
    • неполнота рыночной информации;
    • ориентация производства на дифференцированную продукцию;
    • взаимозависимость участников конкуренции.
  1. Ограниченность выхода на рынок может быть вызвана многими причинами. Наиболее типичными являются две:
    • Сложность вхождения новых фирм на рынок, когда на нем действуют сильные конкуренты. Вход на рынок может быть затруднен за счет действия положительного эффекта масштаба, когда рост объема производства сопровождается экономией средних издержек, что позволяет производителю снизить цену продукции. В этих условиях новые фирмы сталкиваются с необходимостью привлечения значительного объема авансируемого капитала и квалифицированного менеджмента.
    • Административные ограничения, которые вводит государство при регистрации новых фирм, а также предъявляя дополнительные требования к осуществлению тех или иных видов деятельности. Например, возможно чрезмерное ужесточение требований к лицензированию определенных видов деятельности и сложность процедуры сертификации продукции.
  1. Барьеры мобильности экономических ресурсов могут быть связаны с любыми условиями, препятствующими свободному перемещению экономических ресурсов (труда, земли, капитала) и консервирующими их секторальную и отраслевую привязку.

       Государство может создавать ограничения  доступа к ресурсам или установить монополию на тот или иной вид  деятельности.

       Препятствия проникновения на рынок нового капитала могут создавать фирмы, поделившие между собой влияние на рынок. Так, в условиях криминализации рынка возможно прямое выдавливание нового конкурента силовыми методами.

  1. Неполнота рыночной информации характеризует состояние рыночной среды. В результате рыночные объекты не могут принять наилучшее хозяйственное решение, что затрудняет процесс самоорганизации рыночного хозяйства.

       Достоверность, широта и качественный уровень рыночной информации зависят от развитости рыночной инфраструктуры, от доступности и распространенности средств связи, позволяющих получать оперативную информацию, например, о текущих котировках ценных бумаг, ценах на товарных биржах, и т.д. В этом отношении экономически развитые страны обладают значительными преимуществами перед развивающимися, так как обладают современной информационной базой данных и квалифицированными специалистами.

       В то же время поведение капитала в  условиях жесткой конкуренции приводит к сокрытию информации, связанной  с коммерческой тайной, с возможной дезинформацией потенциальных конкурентов, с чем обычно борится государство.

       Немаловажное  значение имеет действующая система  отчетности, призванная обеспечить прозрачность и достоверность результатов  хозяйственной деятельности предприятий. Существующая система бухгалтерского учета странах СНГ не отвечает таким требованиям.

       В подобной ситуации становятся проблематичными  не только сбор налогов государством, но и оценка состояния дел предприятия  потенциальными инвесторами. В результате рынок теряет новые капиталы, в том числе прямые иностранные инвестиции.

       4. Выпуск дифференцированной продукции  является порождением нового  состояния конкурентной среды,  которая связана с переполнением  рынков, их уплотнением. 

       В таких условиях сложно продать товар, поэтому продавцы выбирают стратегию завоевания рынка через конкуренцию качества. Новый уровень конкуренции дифференцирует рынок, представляя на нем многопрофильный ассортимент и разброс сортности продукции (обилие дифференцированного продукта).

Информация о работе Рынок и конкуренция