Рынок и конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение конкуренции в рыночной экономике; характеристика рынков совершенной и несовершенной конкуренции и их видов.

Содержание

Введение 4

1Сущность и роль конкуренции

в рыночной экономике 7

2 Виды рынков относительно конкуренции и их

характеристика 11

2.1 Основные черты рынков

совершенной конкуренции 11

2.2 Рыночные структуры рынков

несовершенной конкуренции 14

А) Монополия 19

Б) Олигополия 21

В) Монополистическая конкуренция 22

Заключение 24

Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Оэт.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ЗАО «КАРАГАНДИНСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» 
 
 
 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА  ОРГАНИЗАЦИИ 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

По  дисциплине «Основы  экономической теории» 

Тема: Рынок и конкуренция 
 
 

                                                                                     Выполнила: студентка

                                                                                     Гр. МО-05В

                                                                                     Равицкая Н.А. 
 

                                                                                     Руководитель:

                                                                                     Ст. преподаватель

                                                                                     Шаргородская Н.Ф.

                                                                                    

                                                                                     Комиссия:

                                                                                     Зав. Кафедрой

                                                                           Гельманова З.С.                                                                                                                                                                                               

                                                                                     Ст. преподаватель

                                                                                     Шаргородская Н.Ф. 
 
 
 
 

ТЕМИРТАУ 2006 
 

 

МИНИМТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАРАГАНДИНСКИЙ  МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 

                                                           «УТВЕРЖДАЮ»

Факультет  Менеджмент

                                                                                Зав. Кафедрой                                                           

Кафедра    ЭТиМО                                               

                                                                                «___» _января__2006г.  
 
 

Курсовое  задание 

Студенту   Равицкой Н.А.                                    Группы МО-05В 

  1. Тема Рынок  и конкуренция
 

    2. Исходные данные      сбор, обработка данных вторичной  информации  

  1. Содержание  расчетно-пояснительной записки
 
 
 

    Перечень  подлежащих разработке вопросов 
     

    Введение

  1. Сущность и роль конкуренции в рыночной экономике
  2. Виды рынков относительно конкуренции их характеристика

    Заключение

     Список использованных источников

      
 

      5. Срок сдачи проекта руководителю                  _________         

      6. Дата сдачи проекта руководителю                  _________ 

      7. Руководитель проекта                                        Шаргородская Н.Ф.

      8. Задание принял к исполнению  студент           Равицкая Н.А. 

   
 
 

       Содержание

                                                                                                 страницы

       Введение                                                                     4

       1Сущность и роль конкуренции

         в рыночной экономике                                             7                                    

       2 Виды рынков относительно конкуренции и их

       характеристика                                                           11 

       2.1 Основные черты рынков

         совершенной конкуренции                                      11 

       2.2 Рыночные структуры рынков

         несовершенной конкуренции                                 14

       А) Монополия                                                           19

       Б) Олигополия                                                            21

       В) Монополистическая конкуренция                      22 

       Заключение                                                                24 

       Список  использованной литературы                      26                                                                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Рынок является совокупностью экономических  отношений и связей между покупателями и продавцами. В узком смысле термин «рынок» означает обмен товаров и услуг, организованный по законам товарного производства и обращения.

       Важнейшим признаком рынка является его  конкурентный характер. В рыночной системе каждый субъект выступает как конкурирующая сторона по отношению ко всем остальным субъектам. Конкуренция в широком смысле означает возможность выигрыша в соревновании, в узком – обладание свойствами, создающими преимущества для участника экономического процесса.

       С экономической точки зрения «конкуренция»  представляет собой систему отношений  соперничества между рыночными  субъектами за выгодные для себя условия  производства, купли и продажи  товаров. В этой системе отношений  можно выделить конкуренцию среди  продавцов, стремящихся продать свой товар по более высокой цене, конкуренцию среди покупателей, стремящихся купить товар по более низкой цене, конкуренцию среди продавцов и покупателей.

       Конкуренция имеет важное значение в жизни  общества: она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители контролируют друг друга; их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно – технического прогресса. В тоже время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов; усиливает экономическую дифференциацию общества; обусловливает рост непроизводительных издержек; побуждает создание монополий.

       Конкуренция является микроэкономическим термином, который имеет неоднократные толкования. Например, В.М. Гальперин противоставлял понятия «конкуренция» и «соперничество» утверждая, что это разноплановые категории. В повседневной жизни термины «конкуренция» и «соперничество» употребляются как синонимы.

       Под термином конкуренция в экономике принято понимать процесс борьбы (соперничества) между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства, распределения, обмена и потребления продуктов с целью максимизации полезности (для потребителя) или прибыли (для производителей).

       Условия, в которых протекает конкуренция, называют рыночной структурой. Рыночные структуры различаются между  собой по количеству и размеру  фирм в отрасли, характеру выпускаемой продукции и контроля над ценами, доступностью рыночной информации, условиями входа на рынок и выхода с рынка. В соответствии с этими признаками выделяют рыночные структуры двух типов – совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции с её моделями.

       Совершенная конкуренция – это соперничество  многочисленных производителей, создающих одинаковые объемы идентичной продукции. Совершенная или свободная конкуренция была типична в экономике развитых стран до середины 19 века.

       Во  второй половине 19 и начале 20 века появились крупные предприятия и их объединения, которые охватили отраслевые рынки. Активизировалось влияние государства на рынок, возникла несовершенная конкуренция. Под термином «несовершенная конкуренция» понимают такое состояние рыночной системы, при которых нарушены признаки совершенной конкуренции.

       Целью данной курсовой работы является рассмотрение конкуренции в рыночной экономике; характеристика рынков совершенной и несовершенной конкуренции и их видов.

       При написании курсовой работы использовались следующие источники:

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория; Курс лекций для студентов высших учебных заведений. Москва, 1998;
  2. Иохин В.Я. Экономическая теория Учебник, Москва: Экономистъ, 2004;
  3. Владимиров А.Н. Лучшие рефераты по экономике. - Ростов- на –Дону, Феникс, 2001;
  4. Базылев Н.И., Гурко С.П. Микроэкономика Минск БГЭУ, 2000.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Сущность и роль конкуренции в рыночной экономике 

       Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель стремился  в процессе конкуренции создать  для себя наиболее выгодные условия производства, и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей (крестьян, ремесленников) от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары конкурентная борьба усиливается. Появляется возможность усиления хозяйства, применения труда наёмных работников. Так возникает товарное производство, конкуренция получает наибольшее развитие.

       Конкуренция – это соперничество между  участниками рыночного хозяйства  для улучшения условий производства, купли и продажи товаров; соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Как экономическое отношение конкуренция выражает причинно – следственную зависимость между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатам в развитии экономики.

       Конкуренция обусловлена: во-первых, безграничными  потребностями людей и ограниченными  ресурсами, которыми располагает общество; во-вторых, правом каждого субъекта рыночных отношений на реализацию своего экономического потенциала, что приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных целей за счет ущемления интересов других.

       Во  всем многообразии конкурентных отношений  выделяют три уровня:

Информация о работе Рынок и конкуренция