Рынок и конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:14, контрольная работа

Описание работы

Понятие рынка, являясь одним из ключевых понятий экономики, в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово и разнообразно. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромное количество людей.

Непременным условием функционирования рынка является наличие конкуренции. Конкуренция – основа всего механизма товарного производства и рыночного хозяйства. Благодаря конкуренции создается мощная альтернатива монополизации в сфере экономики.

Содержание

Введение

1 Виды и типы рынков. Недостатки и преимущества рыночной экономики

1.1 Понятие рынка и его основные функции
1. 2 Виды и типы рынков

1.3 Рыночная экономика. Ее преимущества и недостатки

2 Cовершенная конкуренция. Условия, определяющие совершенную конкуренцию

2.1 Конкуренция и ее виды

2.2 Условия, определяющие совершенную конкуренцию

3 Основные виды рыночных структур несовершенной конкуренции

3.1 Рынок чистой монополии

3.2 Рынок монополистической конкуренции

3.3 Олигополия

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Контр.docx

— 372.79 Кб (Скачать)

     Кривая  спроса фирмы в условиях монополистической  конкуренции — нисходящая, эластичная. Факторы эластичности спроса – число  конкурентов; степень дифференциации продукта.

     На  рис. 3.2.1 показано равновесие в долгосрочном периоде в условиях монополистической конкуренции.

     Рис. 3.2.1. Монополистическая конкуренция 

     Если  предположить, что все фирмы имеют  одинаковые средние издержки, представленные на кривой АС, то продавец, кривая спроса которого () находится выше кривой средних издержек, будет получать сверхприбыль. Это будет привлекать на рынок новых конкурентов, в результате чего кривая спроса  будет сдвигаться влево до тех пор, пока не исчезнет положительная прибыль. Это будет достигнуто тогда, когда кривая спроса примет положение касательной к кривой средних издержек (точка А). В этой точке цена  Рm равна средним издержкам, а прибыль – нулюФирма в условиях монополистической конкуренции производит желаемый объем продукции (Qm) с издержками, превышающими минимальные. Поэтому, как подчеркивал Э. Чемберлин, фирма при монополистической конкуренции всегда будет менее эффективна, чем при совершенной конкуренции, поскольку она имеет избыточные мощности. Эти  избыточные мощности и являются платой за монопольную власть, полученную фирмой на основе дифференциации товара [6, с.264].

     Источники получения прибыли фирмой при  монополистической конкуренции: вывод  на рынок уникального товара; благоприятное  расположение фирмы; маркетинговые  барьеры; применение передовой технологии. В долгосрочном периоде прибыль притягивает конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков.

     Современная рыночная экономика — это экономика  преимущественного господства рынков монополистической конкуренции, так как совершенно конкурентные рынки, также как и полностью монополизированные рынки, в чистом виде не существуют. 

     3.3 Олигополия 

      Олигополия  (греч. oligos –немногие и poleo – продаю)– это такая рыночная структура, при которой существуют несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены [6, с.265].

      Олигополия  занимает промежуточное положение  монополией и монополистической  конкуренцией.

      Существует  два вида олигополии. Первый вид  предполагает, что несколько фирм производят одинаковые (стандартизированные) товары, например, алюминий. Второй –  когда несколько фирм выпускают  дифференцированные товары, например, автомобили.

      Олигополии  обладают следующими основными признаками:

  1. Малое число фирм (обычно от двух до пяти) и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, реализующих продукт многим мелким покупателям.
  2. Однородный продукт (чистая олигополия) или дифференциальный продукт (дифференциальная олигополия).
  3. Наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е. высокие барьеры входа на рынок.
  4. Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, принимая решения каждый участник должен учитывать возможную реакцию конкурентов, поэтому контроль за ценами ограничен. Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара.
  5. Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер.

     Меру  преобладания на рынке одной или  нескольких фирм определяет коэффициент  концентрации и индекс Херфиндаля-Хиршмана – показатель концентрации на отраслевом рынке, или, иначе говоря, распределение «рыночной власти» между всеми участниками рынка.:  

                                                         ,                                                  (3.2)

где S1 – удельный вес самой крупной фирмы ;

        S2 – удельный вес следующей по величине фирмы;

        Sn – удельный вес наименьшей фирмы [6, с. 275].

      Численное значение индекса колеблется от 0 до 10000. Если Iн < 1500, то отрасль не монополизирована и слияния, объединия разрещены. Если  Iн > 3000 – отрасль монополизирована и слияние не разрешаются [7, с.494].

           Модель "Ломаной кривой спроса" (рис. 3.3.1.) объясняет негибкость цен. Форма кривой спроса олигополиста зависит от реакции соперников на действия фирмы.  

     Рис.3.3.1. Ломаная кривая спроса олигополиста 

     Если фирма повысит цену на свою продукцию, а ее конкуренты на это никак не отреагируют, не будут повышать свои цены в ответ (D2), спрос на продукт фирмы будет обладать относительно высокой эластичностью. Повышение цены приведет к сокращению объема продаж фирмой, тогда как ее конкуренты получат дополнительных покупателей. Если же фирма понизит свои цены, то спрос станет неэластичным, так как конкуренты, скорее всего, тоже понизят цены (D1). Результат — ломаная кривая спроса у фирмы (D2PD1). Р — установленная цена. Понижение цены не позволит заметно увеличить объемы продаж.

     Кривая  предельного дохода MR имеет вертикальный разрыв А-В. Из-за разрыва в величинах MR объем выпуска не будет оказывать воздействия на цену товара при изменении предельных издержек (МС).

     Различают следующие модели олигополии:

  1. Модель олигополии основанная на сговоре. Несколько фирм-олигополистов (обычно 2-4) напрямую договариваются о совместной стратегии и тактике, устанавливают выгодные каждому партнеру цены и делят рынок между собой, определив оптимальный размер отраслевого предложения и долю каждого участника в отраслевом производстве.

     Группа  фирм, осуществляющих раздел отраслевого  рынка и совместно принимающих  решения о ценах и объеме производства, называется картелем [1, с.90].

     Чтобы картельное соглашение работало необходимо, чтобы, во-первых, спрос на продукт картеля был неэластичным по цене, а у самого продукта не было близких заменителей. Во-вторых, картель действует, если все его участники соблюдают установленные правила игры. Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж. При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены втайне от других.

  1. Модель ценового лидерства. На олигополистических рынках одна фирма действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль. Как правило, в качестве лидера выступает фирма, являющаяся крупнейшей в рамках своей отрасли. Стратегия поведения фирмы-лидера является руководством к действию для других, более мелких фирм.

     Тактика лидера при корректировке цен: корректировка  цен редка и проводится в случае значительных изменений в издержках; о надвигающемся пересмотре цен  сообщается часто через СМИ; ценовой  лидер выбирает не обязательно максимальную цену.

     Таким образом, олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость  конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете это сказывается на эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества. 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Итак, можно отметить, что современная рыночная организация, а также основные модели рынка имеют довольно сложную структуру.

     Рынок позволяет решать проблемы уровня жизни, структуры и эффективности производства, пользоваться общечеловеческими ценностями. Сам рынок является достоянием мировой  цивилизации. Свои возможности он демонстрирует  и в развитых странах, и в развивающихся  государствах, причем вне зависимости  от национальных, идеологических и  других особенностей.

     Механизм  рынка освобождает экономику  от дефицита товаров и услуг. На рынке  осуществляются реализация стоимости  и доведение товаров до потребителя. Рынок влияет на все фазы воспроизводства  — производство, распределение, обмен  и потребление. В этом смысле рынок  есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся  под постоянным воздействием спроса и предложения.

     Можно сделать вывод, что различные  рыночные структуры имеют разную степень распространения в реальных условиях. Совершенная конкуренция  является скорее научной абстракцией, а не фактически существует на современном рынке. Чистая монополия в рыночной экономике также представляет довольно редкое явление, особенно в масштабах всей страны. А наиболее распространенными являются монополистическая конкуренция и олигополия.

                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Экономическая теория/ Под ред. Бродской Т.Г. – М.: РИОР, 2008. – 208 с.

2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2003. – 386 с.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2т.: Пер. с англ. 14-го изд. – М.:ИНФРА-М , 2003. – 972с.

        4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 1999. – 384 с.

5. Самуэльсон П. Экономика: В 2т. – Т.1. – М.: НПО «Алгон», 1992. – 334 с.

6. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. – М.: Дело, 2002. – 416 с.

7. Селезнев В.В. Основы рыночной экономики Украины. – К.: А.С.К., 2002. – 656 с.

8. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю.  – М.: «Дело и Сервис», 1999. – 320 с.

9. Иохин В.Я. Экономическая теория.– М.: Юристъ, 2003. – 861 с.

       

Информация о работе Рынок и конкуренция