Рынок и конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:14, контрольная работа

Описание работы

Понятие рынка, являясь одним из ключевых понятий экономики, в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово и разнообразно. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромное количество людей.

Непременным условием функционирования рынка является наличие конкуренции. Конкуренция – основа всего механизма товарного производства и рыночного хозяйства. Благодаря конкуренции создается мощная альтернатива монополизации в сфере экономики.

Содержание

Введение

1 Виды и типы рынков. Недостатки и преимущества рыночной экономики

1.1 Понятие рынка и его основные функции
1. 2 Виды и типы рынков

1.3 Рыночная экономика. Ее преимущества и недостатки

2 Cовершенная конкуренция. Условия, определяющие совершенную конкуренцию

2.1 Конкуренция и ее виды

2.2 Условия, определяющие совершенную конкуренцию

3 Основные виды рыночных структур несовершенной конкуренции

3.1 Рынок чистой монополии

3.2 Рынок монополистической конкуренции

3.3 Олигополия

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Контр.docx

— 372.79 Кб (Скачать)

    Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: по масштабам развития, по своему характеру и по методам соперничества.

    По  масштабам развития конкуренция  может быть: 

  • индивидуальной (один участник рынка стремится занять “свое место под солнцем” - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
  • местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);
  • отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
  • межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
  • национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
  • глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

    По методам ведения рыночное соперничество делится: на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.) [4, с.75].

    Конкуренция по состоянию рынка делится на совершенную, несовершенную и регулируемую. 

    2.2 Условия, определяющие совершенную конкуренцию 

     По  определению А.Смита совершенная  конкуренция – это технический термин, обозначающий такой случай, когда ни один из фермеров, бизнесменов или рабочих сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену [5, с.34].

     Для существования совершенной (чистой, свободной) конкуренции необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Множество фирм и их незначительные размеры в отрасли (фирмы являются «ценополучателями»), множество покупателей и легкие условия для входа в отрасль и выхода из нее других фирм. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке.
  2. Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде. Если изменится спрос на конечный продукт в долгосрочном периоде, то это должно вызвать перелив факторов производства из менее прибыльных отраслей в более прибыльные. Когда участники конкуренции вкладывают свои деньги в какой-то актив, например акции, то делают они это не просто так, а ради получения прибыли. Рассчитывать на нее они могут только в том случае, если в результате перемещения их капитала растут производство и объемы продаж. А это возможно, если привлекаются дополнительные ресурсы, применяются более эффективные технологии, формы организации производства и т.д.
  3. Наличие у всех участников конкуренции полной информации о рыночных условиях. Полная информация означает выполнение следующих требований:
  • покупатели и продавцы имеют исчерпывающее представление о спросе и предложении, знают цены на факторы производства и готовую продукцию во всех секторах рынка и действуют в соответствии с ценами;
  • нормы прибыли действующих в отрасли фирм известны всем потенциальным конкурентам, которые при желании могут свободно войти в отрасль и заняться выгодным для них бизнесом.
  1. Абсолютная однородность одноименных товаров. Это означает, что покупатели потребительских благ или факторов производства воспринимают как совершенные заменители и выбирают продавца исходя исключительно из цены товара. Если кто-либо из продавцов поднимет цену, то покупатели мгновенно уходят от него и покупают товар у его конкурентов.

     Однородность  одноименных товаров недостижима, если существуют реальные или кажущиеся  различия между ними (даже такие, как  упаковка, цвет, марка товара). Все эти и другие различия могут поставить продавца привилегированное (монопольное) положение, поэтому повышение им цены не обязательно приведет к потере клиентов. В случае, если продукт не однороден, а дифференцирован, то кривая спроса фирмы будет иметь отрицательный наклон.

  1. Не один участник свободной конкуренции не может оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку число рыночных субъектов очень велико, вклад каждого производителя в общий объем производства ничтожно мал (так же как и спрос отдельного потребителя). Это означает, что каждый из них в отдельности не в состоянии повлиять на цену товара. Рыночную цену они формируют лишь совместными действиями.

     На  рисунке 2.2.1 изображены модели конкурентного рынка и конкурентной фирмы, в который отражены указанные выше характеристики.

     Рис. 2.2.1. Конфигурация рынка совершенной конкуренции 

     Однако  одновременно все эти пять условий  на практике никогда не выполняются  и поэтому совершенная конкуренция  – это прежде всего аналитическая  модель [6, с.247].

    Экономисты  спорят по поводу того, существовал ли когда либо золотой век свободной конкуренции. Некоторые считают, что свободная конкуренция соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX в. [4, с.75]. Другие считают, что, например, в сельском производстве сотни тысяч крестьянских хозяйств выращивают картофель, который покупают множество покупателей, но ни один из производителей и ни один из покупателей не может оказать существенного влияния на его цену. Аналогичная ситуация -  мировой рынок угля железа, олова, меди имеет много основных поставщиков, ни один из которых не может существенно воздействовать на цену этих товаров. Таким образом, рынок сельскохозяйственных товаров и рынки добывающей промышленности являются конкурентными и действует совершенная конкуренция [2, с.25]. 

    3 Основные виды  рыночных структур  несовершенной конкуренции 

    3.1 Рынок чистой монополии 

    Существуют  рынки, где в той или иной степени  возможно влияние на условия акта купли-продажи со стороны производителя (покупателя). Факт такого влияния определяет степень рыночной власти, характеризующей  рынки несовершенной конкуренции. Если для конкурентных рынков характерны только неценовые формы конкуренции, то отличительной особенностью несовершенных  рынков являются ценовые формы борьбы между производителями.

     Монополия (греч. monos – один и греч. poleo – продаю) –исключительное право на продажу какого-либо продукта или осуществление определенного вида деятельности [6, с. 400]. Чистая монополия — это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Чистая монополия — это крайняя форма рыночной структуры, противоположная совершенной конкуренции.

     Различают следующие виды монополий:

  1. Закрытая монополия носит долгосрочный характер, т.к. она защищена от конкуренции  с помощью юридических ограничений, патентной защиты, институтом авторских прав (выпуск денег, оружия).
  2. Открытая монополия носит временный характер, т.к. связана с исключительными правами, закрепляющими права собственности какого-нибудь уникального товара, однако не имеющая специальной защиты от конкуренции.
  3. Естественная монополия носит долгосрочный характер, т.к. минимальный уровень средних общих издержек может быть достигнут при очень больших объемах производства (электроэнергетика, железные дороги и т.д.).

     Чистая  монополия характеризуется следующими основными чертами:

  • одна фирма и много покупателей, т.е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству покупателей;
  • отсутствие товаров-заменителей;
  • чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении;
  • совершенная информированность;
  • отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), т.е. чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.

         Барьеры для входа в отрасль — это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм. Смысл  их состоит в том, чтобы сделать затраты , связанные с проникновением на рынок, настолько высокими, чтобы под угрозу была поставлена окупаемость инвестиционных капиталов. Выделяют следующие входные барьеры: экономия от масштаба; правовые ограничения (патенты, тарифы, квоты); высокие издержки входа; контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов и др.

     Монопольная власть – возможность монополиста  устанавливать цену на свой товар, изменяя  его объем, который он готов продать. Источниками монопольной власти являются:

исключительные права (авторские права, патенты, лицензии, франчайзинг); устойчивые предпочтения потребителей (низкая эластичность спроса); контроль над ресурсами (местонахождение, источники сырья); эффект масштаба (оптимальный объем выпуска при удовлетворении всего рыночного спроса).

      В качестве измерителя монопольной власти считается величина, на которую цена (Р), максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки (МС). Этот метод определения монопольной власти был предложен в 1934 г. Экономистом Аббой Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:  

                                                                     (3.1) 

         Численное значение коэффициента Лернера находится  между 0 и 1. Чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.

      На  рис. 3.1.1 изображена модель чистой монополии. Рассмотрим особенности модели с  точки зрения общества. Она показывает, что в условиях монополизации  отрасли потребители получают меньше продукции (QM), чем в условиях совершенной конкуренции (QЕ), а цена за единицу продукции возрастает с РЕ до РМ . Что означает, что и факторов производства будет вовлекаться производство меньше, чем при производстве продукции конкурентными фирмами. Следовательно, общество понесет потери от неполного использования ресурсов. Эти потери иллюстрируются треугольником ММ′ Е, который получил название потерь мертвого груза [6, с.260]. Так как цена продажи повышается по сравнению с конкурентной ценой РЕ, то уменьшается излишек потребителя, а излишек производителя при этом возрастает. 

     Рис. 3.1.1. Модель чистой монополии 

      Таким образом, главный вывод из модели состоит в том, что монополист вмешивается в механизм установления рыночного равновесия, нарушая соответствие интересов производителей и потребителей. Монополия вызывает перераспределения  богатства в свою пользу таким  образом, что происходит снижение общественного  благосостояния. Поэтому необходимы антимонопольные законы, вводимые государством.

      В известном смысле чистая монополия, как и совершенная конкуренция, существует скорее как научная модель, а не в реальной действительности и в масштабах страны практически не встречается. 

     3.2 Рынок монополистической  конкуренции 

      Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка [2, с.202].

     Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, так как отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой – схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т.е. возможность появления новых фирм. Американский экономист Эдуард Чемберлин в книге «Теория монополистической конкуренции» (1933) разъяснил, что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов.

     Монополистическая конкуренция широко распределена в производстве предметов потребления, легкой промышленности, сфере услуг (выпуск хлебобулочных и кондитерских изделий, верхней одежды, моющих средств и парфюмерии, меховых изделий и обуви и т.д.).

     Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими основными  особенностями:

  1. Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых покупателей и фирм).
  2. Свободный вход на рынок и выход с рынка (отсутствие барьеров, удерживающих новые формы от вступления на рынок, или препятствия на пути существующих фирм, покидающих рынок).
  3. Разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться друг от друга по одному или ряду свойств (например по химическому составу).
  4. Совершенная информированность продавцов покупателей об условиях рынка.
  5. Влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.
  6. Убывающая кривая спроса.

Информация о работе Рынок и конкуренция