Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:14, контрольная работа
Понятие рынка, являясь одним из ключевых понятий экономики, в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово и разнообразно. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромное количество людей.
Непременным условием функционирования рынка является наличие конкуренции. Конкуренция – основа всего механизма товарного производства и рыночного хозяйства. Благодаря конкуренции создается мощная альтернатива монополизации в сфере экономики.
Введение
1 Виды и типы рынков. Недостатки и преимущества рыночной экономики
1.1 Понятие рынка и его основные функции
1. 2 Виды и типы рынков
1.3 Рыночная экономика. Ее преимущества и недостатки
2 Cовершенная конкуренция. Условия, определяющие совершенную конкуренцию
2.1 Конкуренция и ее виды
2.2 Условия, определяющие совершенную конкуренцию
3 Основные виды рыночных структур несовершенной конкуренции
3.1 Рынок чистой монополии
3.2 Рынок монополистической конкуренции
3.3 Олигополия
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Виды и типы рынков. Недостатки и преимущества рыночной экономики
1.1 Понятие рынка и его основные функции
1.3 Рыночная экономика. Ее преимущества и недостатки
2 Cовершенная конкуренция. Условия, определяющие совершенную конкуренцию
2.1 Конкуренция и ее виды
2.2 Условия, определяющие совершенную конкуренцию
3 Основные виды
рыночных структур
3.1 Рынок чистой монополии
3.2 Рынок монополистической конкуренции
3.3 Олигополия
Заключение
Список использованных
источников
ВВЕДЕНИЕ
Понятие рынка, являясь одним из ключевых понятий экономики, в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово и разнообразно. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромное количество людей.
Непременным
условием функционирования рынка является
наличие конкуренции. Конкуренция
– основа всего механизма товарного
производства и рыночного хозяйства.
Благодаря конкуренции
Целью настоящей контрольной работы является рассмотрение сущности, функций и моделей рынка, сущности и видов экономической конкуренции.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, конкуренция.
2. Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества и недостатки рыночной экономики на основе анализа функций рынка.
3. Определить критерии классификации видов рынков.
4. Провести сравнительный анализ рынков совершенной и несовершенной конкуренции по критериям: количество участников, тип продукта, тип конкурентной борьбы, условия вхождения и выхода из отрасли, доступность информации.
Объектом исследования являются рынок и его виды.
Предметом исследования является механизм деятельности различных видов рынка.
Структура исследования определена его целью и задачами.
Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников.
Теоретическую
и методологическую основу данной работы
составляют сборники научных трудов
ученых и практиков.
1
Виды и типы рынков.
Недостатки и преимущества
рыночной экономики
1.1
Понятие рынка и его
основные функции
Существуют разные определения рынка и трактовки его содержания, такие как, например:
Рынок – совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда [1, с.10].
Рынок - это совокупность сделок по поводу купли-продажи благ [2, с.349].
Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Так же, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. В книге «Экономикс» указывается, что рынок представляет собой институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров, услуг или ресурсов [3, с.46].
Все эти, как и другие, определения рынка имеют право на существование, поскольку характеризуют те или иные стороны этого сложного экономического явления.
Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях:
С учетом функций рынка его основными элементами выступают: спрос, предложение, конкуренция и цена.
Система рынков – совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками.
Система рынков сложна и многообразна. В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры и системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них.
1. С точки зрения границ и масштабов различают:
2. По степени развитости экономических свобод выделяют:
3. По виду продаваемого товара выделяют:
4. С позиций ценообразования и характера конкуренции различают следующие типы рыночных структур [2, с. 23]:
1.3
Рыночная экономика.
Ее преимущества и недостатки
Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем. Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
Основными принципами функционирования рыночной экономики являются:
Рыночная экономика обладает положительными и отрицательными чертами. К преимуществам обычно относят:
Вместе с тем рыночная экономика – это не идеальный механизм экономической деятельности общества. В силу своих внутренних качеств и закономерностей рыночная экономика не в состоянии обеспечить решение многих важнейших проблем жизнедеятельности людей. Рыночная экономика имеет следующие отрицательные стороны:
2
Cовершенная конкуренция.
Условия, определяющие
совершенную конкуренцию
2.1
Конкуренция и
ее виды
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться). Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров [4, c.74]. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - закон рынка. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба – это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.