Рынок и конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:14, контрольная работа

Описание работы

Понятие рынка, являясь одним из ключевых понятий экономики, в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово и разнообразно. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромное количество людей.

Непременным условием функционирования рынка является наличие конкуренции. Конкуренция – основа всего механизма товарного производства и рыночного хозяйства. Благодаря конкуренции создается мощная альтернатива монополизации в сфере экономики.

Содержание

Введение

1 Виды и типы рынков. Недостатки и преимущества рыночной экономики

1.1 Понятие рынка и его основные функции
1. 2 Виды и типы рынков

1.3 Рыночная экономика. Ее преимущества и недостатки

2 Cовершенная конкуренция. Условия, определяющие совершенную конкуренцию

2.1 Конкуренция и ее виды

2.2 Условия, определяющие совершенную конкуренцию

3 Основные виды рыночных структур несовершенной конкуренции

3.1 Рынок чистой монополии

3.2 Рынок монополистической конкуренции

3.3 Олигополия

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Контр.docx

— 372.79 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1 Виды и типы  рынков. Недостатки и преимущества  рыночной экономики

  1.1 Понятие рынка и его основные функции

  1. 2 Виды и типы рынков

   1.3 Рыночная экономика. Ее преимущества и недостатки

2 Cовершенная конкуренция. Условия, определяющие совершенную конкуренцию    

  2.1 Конкуренция и ее виды

  2.2 Условия, определяющие совершенную конкуренцию

3 Основные виды  рыночных структур несовершенной  конкуренции

  3.1 Рынок чистой монополии

  3.2 Рынок монополистической конкуренции

  3.3 Олигополия

Заключение

Список использованных источников 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Понятие рынка, являясь одним из ключевых понятий экономики, в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему  какие-либо покупки. В тоже время  понятие рынка многопланово и  разнообразно. Происходящие здесь изменения  интересуют и затрагивают огромное количество людей.

     Непременным условием функционирования рынка является наличие конкуренции. Конкуренция  – основа всего механизма товарного  производства и рыночного хозяйства. Благодаря конкуренции создается  мощная альтернатива монополизации  в сфере экономики.

     Целью настоящей контрольной работы является рассмотрение сущности, функций и моделей рынка, сущности и видов экономической конкуренции.

     В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1. Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, конкуренция.

     2. Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества и недостатки рыночной экономики на основе анализа функций рынка.

     3. Определить критерии классификации видов рынков.

     4. Провести сравнительный анализ рынков совершенной и несовершенной конкуренции по критериям: количество участников, тип продукта, тип конкурентной борьбы, условия вхождения и выхода из отрасли, доступность информации.

     Объектом  исследования являются рынок и его  виды.

     Предметом исследования является механизм деятельности различных видов рынка.

     Структура исследования определена его целью  и задачами.

     Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников.

     Теоретическую и методологическую основу данной работы составляют сборники научных трудов ученых и практиков. 

 

1 Виды и типы рынков. Недостатки и преимущества рыночной экономики 

    1.1 Понятие рынка и его основные функции 

     Существуют  разные  определения  рынка и  трактовки его содержания, такие как, например:

     Рынок – совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда [1, с.10].

     Рынок - это совокупность сделок по поводу купли-продажи благ [2, с.349].

     Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая  между собой производителей и  потребителей продукции.

     Так же, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. В книге «Экономикс» указывается, что рынок представляет собой институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров, услуг или ресурсов [3, с.46].

     Все эти, как и другие, определения рынка имеют право на существование, поскольку характеризуют те или иные стороны этого сложного экономического явления.

     Сущность  рынка находит свое выражение  в главных его экономических функциях:

  1. Самая важная функция рынка - регулирующая. Она предполагает воздействие на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между сферами национальной экономики. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить? 
  2. Пенообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.
  3. Стимулирующая функция осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффективность экономики. Цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
  4. Информирующая функция рынка. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Сложившиеся цены "сообщают" бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, об ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются, о запросах потребителей и т. д. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
  5. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
  6. Оздоравливающая (санирующая) функция жестока, но экономически оправдана. Рынок "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности - от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. Т.е. предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства терпят поражение в конкурентной "борьбе" и "наказываются" банкротством. И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются. Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рынка требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбывают из "игры" по причине убытков и банкротства. Экономический успех, прибыли других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в движении потоков товаров, доходов и денег.
  7. Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.

     С учетом функций рынка его основными элементами выступают: спрос, предложение, конкуренция и цена.

    1. 2 Виды и типы рынков

 

    Система рынков – совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками.

    Система рынков сложна и многообразна. В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры и системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них.

    1. С точки зрения границ и масштабов различают:

  • местный рынок (в пределах села, города, района);
  • национальный (внутренний рынок);
  • мировой (внешний рынок) [2, с . 23].

     2. По степени развитости экономических свобод  выделяют:

  • свободный рынок (обладает максимумом экономических свобод);
  • нелегальный рынок;
  • регулируемый рынок (подчиняется определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством) [4, с. 66].

     3. По виду продаваемого товара выделяют:

  • рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т. п.);
  • рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.);
  • рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги);
  • рынок труда (для работодателей и наемных работников);
  • рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в производстве);
  • рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);
  • рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход);
  • рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);
  • рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.) [4, с. 65].

     4. С позиций ценообразования и характера конкуренции различают следующие типы рыночных структур [2, с. 23]:

  • чистая (совершенная) конкуренция (много продавцов и много покупателей);
  • чистая (абсолютная) монополия (один продавец);
  • монополистическая конкуренция (много продавцов и много покупателей);
  • монопсония (много продавцов и один покупатель);
  • олигопсония (много продавцов и мало покупателей);
  • двухсторонняя олигополия (мало продавцов и мало покупателей);
  • олигополия (мало продавцов и много покупателей);
  • дуополия (два продавца и два покупателя).
 

  1.3 Рыночная экономика. Ее преимущества и недостатки 

     Рыночная  экономика - это система экономических  отношений по поводу купли-продажи  товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной  конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем. Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

     Основными принципами функционирования рыночной экономики являются:

  1. свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, социальной группы;
  2. примат потребителя: появляется особый вид ответственности перед потребителем, и потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю;
  3. рыночное ценообразование: цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения;
  4. договорные отношения;
  5. конкуренция;
  6. государственное регулирование рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская система;
  7. открытость экономики: хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществления внешнеэкономических операций при соблюдении определенных условий и ограничений;
  8. обеспечение социальной защищенности населения.

     Рыночная  экономика обладает положительными и отрицательными чертами. К преимуществам обычно относят:

  • эффективное распределение и использование ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг;
  • способность достаточно быстро устранять дефицит товаров и услуг;
  • способствование разработке и внедрению новейшей высокопроизводительной техники и технологии производства;
  • способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества продукции;
  • координацию экономической деятельности без административного принуждения;
  • содействие свободному экономическому выбору.

     Вместе  с тем рыночная экономика – это не идеальный механизм экономической деятельности общества. В силу своих внутренних качеств и закономерностей рыночная экономика не в состоянии обеспечить решение многих важнейших проблем жизнедеятельности людей. Рыночная экономика имеет следующие отрицательные стороны:

  • неспособность ликвидировать безработицу и инфляцию;
  • невозможность обеспечить социальную защиту в обществе;
  • отсутствие механизма, который предотвращал зарождение социальной несправедливости, расслоение общества на богатых и бедных;
  • отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения;
  • отсутствие механизма защиты окружающей среды от производственной и других видов деятельности;
  • неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;
  • нестабильность развития и подверженность спадам производства и инфляционным процессам.
 

2 Cовершенная конкуренция. Условия, определяющие совершенную конкуренцию 

    2.1 Конкуренция и  ее виды 

     Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться). Конкуренция  - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров [4, c.74]. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - закон рынка. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба – это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Информация о работе Рынок и конкуренция