Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы – определить сущность, основные функции и перспективы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Структура, организация и функции рынка ценных бумаг ………………...4
2. Основные финансовые инструменты рынка ценных бумаг……………....10
3. Основные фондовые биржи мира…………………………………………..14
4. Современное состояние рынка ценных бумаг в Республике Беларусь и проблемы его развития………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………....27

Работа содержит 1 файл

готовый.docx

— 84.65 Кб (Скачать)

 •  Государственный комитет по ценным  бумагам Республики Беларусь, в  функции которого входят:

 –  государственное регулирование,  контроль и надзор за рынком  ценных бумаг, их выпуском и  обращением, а также за профессиональной  деятельностью по ценным бумагам;

 –  регистрация выпусков ценных  бумаг; 

 –  лицензирование профессиональной  деятельностью по ценным бумагам; 

 •  Мингосимущество Республики Беларусь  определяет порядок выпуска и  обращения приватизационных чеков,  а также отбирает предприятия,  подлежащие акционированию, осуществляет регулирование и контроль за деятельностью чековых и инвестиционных фондов, регистрацию выпусков их ценных бумаг и ценных бумаг акционируемых предприятий;

 •  Министерство экономики, Государственный  налоговый комитет, Государственный таможенный комитет, издающие законодательно-нормативные акты, касающиеся функционирования фондового рынка.[7, c.83-85]

 Наиболее  развитым и ликвидным сегментом  рынка ценных бумаг в Беларуси является рынок государственных ценных бумаг. Объемы размещения государственных займов и расходы по их погашению и обслуживанию определяются в Законе о бюджете Республики Беларусь на очередной год, исходя из прогнозного уровня инфляции, роста ВВП и других макроэкономических показателей.

Наибольшим  спросом у инвесторов - юридических  лиц пользуются государственные краткосрочные и государственные долгосрочные облигации, номинированные в национальной валюте – белорусских рублях.

Владельцами государственных краткосрочных  облигаций (со сроком обращения до одного года) (ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (со сроком обращения один год и более) (ГДО) могут быть юридические как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь. Облигации эмитируются отдельными выпусками на основании решения Министерства финансов. Данные ценные бумаги выпускаются в виде записей на счетах с дисконтным или процентным доходом. По облигациям с дисконтным доходом при погашении выплачивается номинальная стоимость. Процентный доход может выплачиваться ежемесячно, ежеквартально, а также при погашении данных ценных бумаг. Условия выплаты дохода определяются в решении Министерства финансов по каждому выпуску.

Государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте, являются именными государственными ценными бумагами и выпускаются в виде записей на счетах. Облигации могут быть с купонным доходом (выплачивается ежемесячно, ежеквартально) или процентным доходом (выплачивается при погашении). Эмиссия облигаций осуществляется на основании решения Министерства финансов, а их размещение – путем продажи Министерством финансов юридическим лицам (резидентам и нерезидентам Республики Беларусь) на договорных условиях. Срок обращения облигаций, условия выплаты дохода по ним указываются в приказе Министерства финансов о выпуске и определяются в договоре.

По обоюдному  согласию эмитента и инвестора возможно досрочное погашение или обмен облигаций (ГКО, ГДО, государственных облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте) на новые выпуски.

В республике за последние годы достигнут определенный прогресс и наметились положительные тенденции в развитии рынка правительственных долговых обязательств. Данный сегмент финансового рынка динамично развивается за счет расширения номенклатуры выпускаемых ценных бумаг и совершенствуется путем внедрения новых способов их размещения.

Начиная с 2000 года, государственные ценные бумаги размещаются среди нерезидентов Республики Беларусь. Своевременное и полное их погашение свидетельствует о платежеспособности республики. За последние годы участие нерезидентов в покупке правительственных облигаций значительно возросло. Действующее законодательство Республики Беларусь по государственным ценным бумагам позволяет нерезидентам вкладывать свои денежные средства во все виды ценных бумаг Правительства Республики Беларусь.

Биржевой  рынок государственных ценных бумаг  выступает в качестве одного из важнейших  элементов республиканского финансового  рынка, с помощью которого Правительством и Национальным банком Республики Беларусь решаются задачи денежно-кредитного регулирования на макроэкономическом уровне.

За ОАО  «Белорусская валютно-фондовая биржа» закреплено исключительное право на организацию вторичного обращения государственных ценных бумаг. Вторичное обращение государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 1681/63 от 02.11.1998 года осуществляется только через торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» через участников торгов государственными ценными бумагами, в качестве которых выступают члены Секции фондового рынка ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", заключившие с ним соответствующие договора, и Национальный банк Республики Беларусь.

Вторичный рынок правительственных облигаций  основан на сделках «до погашения» – сделки купли-продажи облигаций, заключаемые с участниками торгов; сделках РЕПО – сделки купли-продажи  облигаций, заключаемые с участниками  торгов, являющимися банками, с обязательством:

для продавца – последующего их выкупа,

для покупателя – последующей их продажи.

Следует отметить, что в структуре сделок ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" преобладают сделки с государственными ценными бумагами (77 % от всех сделок и 90 % от общего объема).

Фондовый  рынок Беларуси относится к числу  развивающихся рынков. Из-за своего малого объема отечественный рынок  ценных бумаг уязвим для монополистических  тенденций, нестабильности цен, процентных ставок и валютных курсов. Особенно остро стоит проблема ликвидности ценных бумаг из-за стагнации вторичного рынка, хотя ликвидность является важнейшей из условий или предпосылок инвестиций. Проблема высокой ставки налогообложения доходов от операций с долговыми ценными бумагами (40%) вообще тормозит развитие этого сегмента отечественного фондового рынка.

Для решения указанных проблем  необходимо:

– разрешить биржевое вторичное обращение акций, приобретенных инвесторами в результате чековой приватизации;

– организовать продажу через биржу государственных пакетов акций приватизированных предприятий по рыночным ценам;

– создать комплексную систему анализа и раскрытия информации о белорусском рынке ценных бумаг на базе Интернет;

– снизить налоговую ставку на доходы от операций с ценными бумагами до 15-30%;

– необходимо выходить на зарубежные рынки финансовых заимствований, расширить спектр финансовых инструментов, недоступных для традиционных методов заимствования. [5, c.4 - 6]

Наиболее  важными проблемами белорусского рынка ценных бумаг в настоящее время являются следующие:

 •  неразвит такой сегмент рынка,  как рынок корпоративных облигаций:  за 12 лет существования национального  фондового рынка было осуществлено 4 выпуска корпоративных облигаций,  из них 2 за 2003г.;

 •  национальный рынок акций по-прежнему  недостаточно ликвиден (коэффициент оборота 0,4%) не только по сравнению с другими странами, но и в отношении национального рынка государственных ценных бумаг (5,6%);

• ставки налогообложения на рынке ценных бумаг чрезмерно завышены, что  серьезно тормозит развитие данного  рыночного института;

 •  недостаточен уровень информационного  и аналитического обеспечения  населения и участников фондового  рынка, в том числе информационной  системы данных об эмитентах, состоянии торговли ценными бумагами этих эмитентов, профессиональных участниках рынка ценных бумаг.

Основной  целью развития рынка ценных бумаг  в Республике Беларусь является создание целостного высоколиквидного прозрачного  и эффективного рынка ценных бумаг, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок ценных бумаг. [8, c. 72-74]

Формирование  такого фондового рынка невозможно без комплекса общих мер по созданию благоприятного инвестиционного климата, это – прежде всего обеспечение защиты прав собственников, изменение налоговой системы, либерализация валютного законодательства и др. Необходима глубокая модернизация и системы действующего фондового рынка.

Совет Министров  Республики Беларусь утвердил в ноябре 2002г. Программу развития фондового рынка Республики Беларусь на 2002–2005 годы. Она реализуется по следующим направлениям:

 •  унификация законодательства Республики  Беларусь и Российской Федерации;

 •  совершенствование механизма привлечения  инвестиций с помощью инструментов фондового рынка;

 •  организация торговли производными  ценными бумагами;

 •  осуществление мероприятий по  поэтапному снятию ограничений  на отчуждение акций;

 •  создание благоприятного налогового  климата с целью активизации  фондового рынка; 

 •  проведение согласованной политики  при размещении ценных бумаг  Правительства и Национального  банка Республики Беларусь;

 •  совершенствование депозитарной  системы Республики Беларусь;

 •  подготовка условий для создания  негосударственных некоммерческих  ассоциаций участников фондового  рынка; 

• подготовка условий для создания системы  институциональных инвесторов (банков, инвестиционных, страховых, гарантийных и пенсионных фондов) и инвестиционных консультантов;

 •  создание системы электронной  торговли на фондовом рынке  Республики Беларусь;

 •  организация повышения уровня  информационного и аналитического  обеспечения участников фондового  рынка; 

Успешное  выполнение мероприятий этой Программы  позволит трансформировать рынок ценных бумаг в соответствии с международными нормами, увеличить объемы торгов ценными бумагами, размеры иностранных портфельных инвестиций и капитализацию национального фондового рынка. [9, с. 537 - 539]

Исходя  из вышеизложенного материала, можно сделать вывод о том, что к настоящему времени в РБ создана законодательно-правовая база фондового рынка, которая определяет виды ценных бумаг на рынке Беларуси, положение и взаимоотношения участников рынка ценных бумаг, получение доходов от владения и распоряжения ценными бумагами, порядок их выпуска и обращения. Фондовый рынок Беларуси относится к числу развивающихся рынков. Из-за своего малого объема отечественный рынок ценных бумаг уязвим для монополистических тенденций, нестабильности цен, процентных ставок и валютных курсов. Особенно остро стоит проблема ликвидности ценных бумаг из-за стагнации вторичного рынка, хотя ликвидность является важнейшей из условий или предпосылок инвестиций. Формирование фондового рынка невозможно без комплекса общих мер по созданию благоприятного инвестиционного климата, это – прежде всего обеспечение защиты прав собственников, изменение налоговой системы, либерализация валютного законодательства и др.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Организационная структура РЦБ представлена первичным и вторичным рынком. В структуре вторичного рынка выделяют биржевой и внебиржевой рынки, а также  организованный и неорганизованный. По характеру эмитентов фондовый рынок можно разделить на рынок государственных и негосударственных ценных бумаг. К функциям РЦБ относят: 1. Концентрация и централизация временно свободных средств и сбережений собственников для финансирования производства и строительства; 2. Регулирование инвестиционных потоков и обеспечение перелива капитала в отрасли с наибольшей рентабельностью;3. Предоставление информации посредством специальных показателей, индексов, дающей возможность инвесторам оценить не только ситуацию на рынке ценных бумаг, но и состояние экономики страны в целом; 4. Демократизация управления на микроуровне, которая реализуется через право совладельцев акций влиять на принятие управленческих решений путём голосования; 5. Осуществление государственной структурной политики, возможность реализации которой связывается с покупкой государством ценных бумаг предприятий приоритетных отраслей; 6. Реализация денежно-кредитной политики, т.к. купля-продажа государством ценных бумаг на открытом рынке является важнейшим инструментом воздействия на денежную массу.

К инструментам рынка ценных бумаг или фондового рынка относятся: акция (именованная и на предъявителя; обыкновенная и привилегированная), облигация (именованная и на предъявителя; конвертируемая и классическая), чек (именной, ордерный, предъявительский, расчётный, денежный), сертификат, вексель (товарный, финансовый), фьючерс, коносамент и др.

В соответствии с законодательствами разных стран и их правовым статусом могут существовать три типа фондовых бирж: публично-правовые, частные и смешанные. Биржа организует торговлю ценными бумагами только между членами биржи, в качестве которых могут выступать профессиональные участники рынка. Особое место на ряде фондовых бирж занимает процедура листинга, т.е. оценка ценной бумаги на предмет ее соответствия установленным критериям для последующего включения в котировочный бюллетень биржи и дальнейшего участия в торгах. Процессы демократизации биржевой торговли фондовыми ценностями предопределили появление внебиржевых рынков, где проходят как сделки с ценными бумагами, прошедшими процедуру листинга, так и операции с незарегистрированными ценными бумагами. Широкую известность в мире получила система  автоматической котировки национальной ассоциации инвестиционных дилеров (НАСДАК), а также системы одновременной продажи и покупки ценных бумаг: POSIT , Crossing Network , SuperDot . В настоящее время крупнейшие фондовые биржи мира расположены в США, Японии, Великобритании, Германии, Франции. Биржи этих стран - акционерные общества, которые за время своего существования в несколько раз увеличил.

Информация о работе Рынок ценных бумаг