Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Формирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации – очень сложный социально-экономический, политический, психологический и даже, можно сказать, морально-этический процесс, который в наиболее ярком и концентрированном виде показывает и раскрывает все сложности перехода российской экономической системы, ранее базировавшейся на командно-административных рычагах управления, к системе, построенной на принципах рыночного хозяйства.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа федеральн.ком.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

Инвестиционные  фонды, в первую очередь, представляют интерес для мелкого и среднего инвестора. Во-первых, потому что средства передаются профессиональным участникам фондового рынка. Во-вторых, фонд позволяет снижать уровень риска за счет диверсификации своих инвестиций. Термин "диверсификация инвестиций" означает распределение денежных средств между различными финансовыми инструментами.

Если вкладчик приобретает, например, акции только одного предприятия, он может получить большой доход в случае успешной работы акционерного общества, но понесет  убытки, если оно обанкротится или  столкнется с трудностями. Когда  инвестор приобретает акции различных компаний, вероятные потери по одним бумагам будут компенсироваться выигрышами по другим. В итоге, вкладчик получит меньший доход, чем в первом случае, но его возможные потери также сократятся. Таким образом, диверсификация инвестиций позволяет снизить риск на фондовом рынке. Кроме того, фонд приобретает различные бумаги крупными партиями, что недоступно мелкому инвестору, и поэтому экономит на комиссионных, так как чем больше объем сделки, тем меньше, как правило, посредническое вознаграждение в расчете на одну бумагу.

Чтобы гарантировать  минимальную степень диверсификации средств, законодательство устанавливает  предельные размеры размещения фондом денег по отношению к его общим  активам между различными финансовыми  инструментами.

В России инвестиционные фонды возникли с началом приватизации государственной собственности. Главным  образом это были чековые инвестиционные фонды, т. е. фонды, акции которых  обменялись на приватизационные чеки. Несмотря на то, что их было созван0 порядка 550, их деятельность не имела успеха. Такой результат объясняется просто.

Инвестиционный фонд — это институт, характерный для страны с развитым рынком ценных бумаг и устойчиво работающей экономикой. Его возможная прибыль прямо зависит от результатов деятельности предприятий, бумаги которых он приобрел, а также от профессиональной игры с данными бумагами на вторичном рынке. В первые годы приватизации фондовый рынок в России практически отсутствовал, а прибыли предприятий упали в силу процессов ломки экономической системы. Таким образом, можно сказать, что с самого начала созданные отечественные фонды не имели будущего.

Что касается деятельности инвестиционных фондов в западных странах, то они стали активно развиваться  в 70-е гг. и аккумулировать триллионы долларов, выступают серьезной силой на фондовом рынке. В связи с быстрым ростом активов фондов в известной степени можно говорить об усилении нестабильности западного рынка, так как однозначная оценка экономической ситуации менеджерами крупных фондов может приводить к существенным колебаниям конъюнктуры за счет массовой продажи или покупки бумаг фондами.

Инвестиционный  фонд представляет собой организацию, которая только аккумулирует денежные средства. Для выполнения своих целей  он заключает договоры с двумя другими лицами. Первое из них - это депозитарий. В случае с инвестиционным фондом депозитарий - это организация, в которой хранятся его средства и ценные бумаги и которая обеспечивает взаиморасчеты фонда по сделкам. Второе лицо представлено управляющим. Он управляет средствами инвестиционного фонда. В качестве управляющего может выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий соответствующую лицензию.

По своему характеру  разновидностью инвестиционного фонда  является паевой инвестиционный фонд, задача которого сводится к аккумулированию средств вкладчиков и размещению их в другие финансовые активы. В то же время паевой фонд имеет ряд отличий по порядку образования и функционирования.

Паевой фонд — это имущественный комплекс без создания юридического лица. Он создается ПРИ компании, имеющей лицензию на осуществление деятельности по Доверительному управлению имуществом паевых фондов, которая становится управляющей компанией фонда.

Создании Фонда  управляющая компания готовит проспект эмиссии инвестиционных паев. Фонд считается образованным с момента регистрации проспекта эмиссии. В отличии от инвестиционного фонда вкладчики паевого фонда приобретают не акции, а инвестиционные паи. Инвестиционный пай — это именная бумага, удостоверяющая право инвестора на получение денежных средств в размере стоимости пая на дату его выкупа. На пай не выплачиваются ни дивиденды, ни проценты. Прибыль инвестор может получить только за счет прироста курсовой стоимости пая.

Фонд обязуется  выкупать паи. Цена пая оценивается на момент выкупа путем деления стоимости чистых активов фонда на количество находящихся в обращении паев. С точки зрения сроков выкупа паев, фонды делятся на открытые и интервальные. Фонд является открытым, если управляющая компания обязуется выкупать паи по требованию инвестора в срок, установленный правилами фонда, но не превышающий 15 рабочих дней с даты предъявления требования. Фонд считается интервальным, если управляющая компания обязуется выкупать паи в срок, установленный правилами фонда, но не реже одного раза в год.

Как уже было сказано, фонд признается образованным с момента регистрации проспекта  эмиссии. После этого начинается продажа паев инвесторам. Однако если паи будут реализованы на сумму  меньшую, чем предусмотрено законодательными документами по паевым фондам, то он подлежит ликвидации. Для открытого фонда стоимость активов по окончании первичного размещения паев должна составить не мене 2,5 млрд. руб., а интервального — 5 млрд. руб. Помимо ценных бумаг и банковских депозитов фонды могут размещать свои средства в недвижимость и в иное имущество в порядке, установленном ФКЦБ.

Управляющая компания фонда заключает договор со специализированным депозитарием, который ведет реестр владельцев паев, учет имущества фонда  и обеспечивает расчеты с инвесторами по выкупу паев.

Представляя характеристику инвестиционных фондов, остановимся  кратко на такой их разновидности  как фонды хеджирования, существующие в западных станах. Они интересны  тем, что, следуя высоко спекулятивным  стратегиям, играют заметную роль на финансовом рынке. В законодательстве западных стран нет официального определения понятия "фонд хеджирования", однако можно перечислить ряд черт, характерных для таких организаций.

Во-первых, они  являются частными компаниями, насчитывающими менее 100 участников, и нередко — это оффшорные компании.

Поэтому их деятельность в меньшей степени регулируется финансовым законодательством, чем  других инвестиционных фондов. Во-вторых, участники фондов — состоятельные  лица, поэтому они могут позволить себе пойти на большие риски. Правила таких организаций обычно требуют, чтобы состояние участника равнялось не менее 1 млн. долл. или его доход за предыдущий год составил не менее 250 тыс.долл. Большинство фондов требуют от вкладчиков инвестиций в размере от 250 тыс. долл. до 10 млн. долл.

В-третьих, они  проводят очень рискованную финансовую политику, открывая позиции на рынке, превышающие размеры их собственного капитала в 5-20 раз.

В-четвертых, обычно они показывают высокие результаты доходности по своим операциям. В мире насчитывается порядка 800-900 фондов. Большой фонд хеджирования располагает активами порядка 10 млрд. долл., маленький — 75-100 млн. долл.

Выше мы отметили, что инвестиционные фонды заключают  договоры с депозитариями, хранящими  их средства и ценные бумаги, а также ведущими расчеты с инвесторами. Российский Закон "О рынке ценных бумаг" подробно раскрывает понятие депозитарной деятельности. Согласно закону депозитарная деятельность представляет собой оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги. Профессиональный участник РЦБ, осуществляющий данную деятельность, называется депозитарием. Депозитарием может выступать только юридическое лицо. Инвестор, заключивший с депозитарием договор на хранение ценных бумаг и/или учет прав на них, называется депонентом. Для учета ценных бумаг вкладчику открывается в депозитарии счет, именуемый "счет депо".

Элементом инфраструктуры фондового рынка выступают клиринговые  организации, в обязанности которых  входит определение и зачет взаимных обязательств инвесторов по поставкам и расчетам за ценные бумаги. Они осуществляют сбор, сверку, корректировку информации по сделкам с ценными бумагами и готовят по ним бухгалтерские документы. Клиринговая организация обязана формировать специальные фонды для снижения риска неисполнения сделок с ценными бумагами.

На фондовом рынке функционируют регистраторы (специализированные регистраторы) или  держатели реестра. Регистратор  это организация, осуществляющая по договору с эмитентом деятельность по ведению и хранению реестра именных ценных бумаг. Сам реестр — список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им бумаг. Держателем реестра может быть эмитент. Однако если число владельцев ценных бумаг превышает 500, то эмитент не вправе вести реестр и должен заключить договор с организацией, выполняющей функции регистратора. В реестр могут вноситься не только имена владельцев ценных бумаг, но и номинальных держателей ценных бумаг.

Номинальный держатель — это лицо, которое держит ценные бумаги, не являясь их владельцем, от своего имени в интересах другого лица. В качестве номинальных держателей, как правило, выступают профессиональные участники РЦБ. Номинальные держатели регистрируются в реестре по поручению владельца. Операции с ценными бумагами между владельцами бумаг одного номинального держателя не отражаются у держателя реестра или депозитария, клиентом которого он является. В то же время регистратор имеет право требовать от номинального держателя предоставления списка владельцев ценных бумаг, держателем которых он выступает.

Регистратор обязан по требованию владельца или номинального держателя представить ему выписку  из реестра по его лицевому счету.

Выписка — это документ, в котором указывается владелец лицевого счета, вид и количество принадлежащих ему ценных бумаг, а также иная информация, относящаяся к этим бумагам на дату его составления. Регистратор также обязан предоставить зарегистрированным в реестре владельцам и номинальным держателям, владеющим более 1% голосующих акций эмитента, по их требованию данные из реестра о других владельцах бумаг с указанием количества, категории и номинальной стоимости принадлежащих им бумаг. Регистратор имеет право делегировать часть своих функций по сбору и передаче информации другим организациям, которые в этом случае именуются трансферт-агентами. 

Глава 2 . Федеральная  комиссия по рынку ценных бумаг

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (далее - Федеральная  комиссия) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг.

Руководитель  Федеральной комиссии является по должности  федеральным министром.

Должности пяти членов Федеральной комиссии (первого  заместителя председателя, заместителей председателя Федеральной комиссии, секретаря Федеральной комиссии) являются государственными должностями государственной службы и замещаются в установленном порядке.

Основные функции  и полномочия Федеральной комиссии определяются настоящим Федеральным  законом.

Федеральная комиссия для осуществления своих полномочий создает свои территориальные органы.

Полномочия Федеральной  комиссии не распространяются на процедуру  эмиссии долговых обязательств Правительства  Российской Федерации и ценных бумаг  субъектов Российской Федерации.

2.1. Коллегия Федеральной  комиссии

Коллегия Федеральной комиссии состоит из 15 членов, включая председателя Федеральной комиссии, первого заместителя и заместителей председателя Федеральной комиссии, секретаря Федеральной комиссии.

Пять членов коллегии Федеральной комиссии являются представителями федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, связанные с рынком ценных бумаг. В их состав в обязательном порядке включается представитель Министерства финансов Российской Федерации.

Один член коллегии Федеральной комиссии является представителем Центрального банка Российской Федерации.

Председатель  Экспертного совета при Федеральной  комиссии по рынку ценных бумаг входит в состав коллегии Федеральной комиссии по должности.

Два члена коллегии Федеральной комиссии являются представителями палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральной комиссией  создается консультативно-совещательный  орган - Экспертный совет при Федеральной  комиссии по рынку ценных бумаг, в  состав которого входят 25 членов: представители  государственных органов и организаций, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка и рынка ценных бумаг, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, их союзов, ассоциаций, иных общественных объединений и независимые эксперты.

Член Экспертного  совета при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг назначается  сроком на два года с возможностью назначения любое количество раз.

Информация о работе Рынок ценных бумаг