Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 17:19, курсовая работа
Целью настоящей работы является обобщение этапов развития российского рынка и государственных ценных бумаг, в частности.
На первом этапе (с 1990-1992 год) происходило создание предпосылок развития фондового рынка: образование фондовых и товарных бирж, формирование первичной законодательной базы российского рынка ценных бумаг.
На втором этапе (1993 год – первая половина 1994 года) фондовый рынок обогатился сделками с приватизационными чеками. Это было и расцветом, и, одновременно, угасанием рынка приватизационных чеков, выпущенных государством в огромном количестве и выдаваемых гражданам Российской Федерации бесплатно. На этом же этапе в связи со слабо развитой нормативной базой по ценным бумагам, мы познали на себе - что такое финансовые пирамиды.
На третьем этапе (со второй половины 1994 и до 1998 года) начал складываться новый фондовый рынок, на котором большинство сделок ориентируется на акции существующих российских акционерных обществ и ГКО. Происходит формирование основной нормативной базы, создаются органы по регулированию рынка ценных бумаг (ФКЦБ), принимаются основополагающие законы - “О рынке ценных бумаг”, “Об акционерных обществах”.
ВВЕДЕНИЕ 3
глава 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 4
1.1. Сущность функции и значение рынка ценных бумаг 4
1.2. Экономическая сущность ценных бумаг 9
глава 2.
АНАЛИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
В РОССИИ 16
2.1. Этапы развития фондового рынка в России 16
2.2. История развития рынка государственных ценных
бумаг в России 22
глава 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ
БУМАГ В РОССИИ 32
заключение 36
ГЛАССАРИЙ 37
список используемой литературы 38
Главная причина отсутствия такой структуры фондовой биржи РФ — пока еще низкие объемы выпуска ценных бумаг, а также нехватка наличия их различных классификаций и модификаций по сравнению с ценными бумагами западных стран. Эти же причины в определенной степени определяют и отсутствие в структуре рынка ценных бумаг РФ такого внебиржевого рынка, как уличный рынок (или рынок через прилавок).
• Другая негативная сторона существующего рынка ценных бумаг в России — отсутствие эффективной его законодательно-правовой базы, который продолжает функционировать на основании 14 инструкций, выпущенных Минфином от имени Правительства. Практически рынок ценных бумаг действовал почти пять лет, однако полноценного закона о ценных бумагах и бирже не было. Закон о ценных бумагах был принят Государственной Думой только 20 марта 1996 г.
Наличие относительно рыхлого законодательного регулирования привело к серьезным мошенничествам в 1993 — 1994 гг., что вынудило преобразовать Комиссию по ценным бумагам при Президенте РФ в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг при Правительстве РФ.
Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг преобразована в Государственный Комитет РФ по рынку ценных бумаг.
В 1995 — 1996 гг. на рынке ценных бумаг преобладают государственные ценные бумаги. В перспективе их значение, так же, как и займов местных органов самоуправления, должно возрасти наряду с повышением роли корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций и других инструментов финансового рынка).
Выход страны из экономического и финансового кризиса непосредственно связан с решением таких проблем, как: оздоровление и реструктуризация банковской системы; совершенствование налоговой системы с целью повышения уровня сбора налогов и создания условий для развития реального сектора экономики; сокращение дефицита государственного бюджета; уменьшение и ликвидация дефицита платежного баланса; стабилизация курса российского рубля; решение проблемы неплатежей.
Для восстановления фондового рынка и его дальнейшего развития необходимо также осуществить ряд мер, направленных на совершенствование всей системы функционирования рынка ценных бумаг. В числе важнейших мер могут быть названы следующие:
- необходимость разработки новой концепции рынка ценных бумаг, отвечающего национальным интересам страны;
- совершенствование законодательной и нормативной базы и строгий контроль над соблюдением действующего законодательства;
- обеспечение информационной прозрачности рынка ценных бумаг;
- недопущение ущемления прав инвесторов и обеспечение их финансовой безопасности;
- эффективное управление государственными пакетами акций акционерных обществ.
Восстановление и развитие
российского фондового рынка и российской
экономики в целом непосредственно зависит
не от решения финансовых проблем, включая
изменения в количестве и качестве госбумаг,
а от способности Правительства решать
структурные проблемы российской экономики.
Мне представляется, что в условиях нестабильности
политической ситуации, отсутствия четкой
экономической программы и наличия целого
ряда нерешенных проблем на это потребуется
несколько лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подытоживая работу, можно сказать следующее:
Я рассмотрел теоретические аспекты функционирования рынка ценных бумаг, суть которых сводится к тому, что рынок ценных бумаг, являясь составной частью финансового рынка, иногда выходящего за рамки национального, обеспечивая движение финансового капитала, является по своей сути источником ресурсов для капитала промышленного. Более того, рынок ценных бумаг способствует капитализации финансовых ресурсов.
Ценные бумаги – финансовый инструмент рынка ценных бумаг – выступают в роли товара особого рода. Обладая двойственной природой – имущественное право как титул собственности и как отношения займа – ценные бумаги являются отражением реального работающего капитала, принося их владельцу доход.
Таким образом, ценные бумаги и рынок, инструментом которого они являются, в совокупности представляют собой одно из жизненно необходимых звеньев всего экономического механизма страны.
За последнее десятилетие рынок ценных бумаг в России интенсивно развивался. Однако главенствующее место на нем, как это ни прискорбно звучит, до сих пор остаются государственные ценные бумаги: отчасти благодаря безграмотной политики правительства в отношении приватизации, отчасти - в вопросах формирования и расходования бюджета.
За период 1999 – 2000 годов рынок постепенно
оправляется от последствий кризиса, новое
правительство формирует экономическую
политику, затрагивающую и, рассматриваемый
здесь, рынок ценных бумаг. Как мы убедились,
накопилось огромное количество проблем,
которые необходимо решить для того, чтобы
ценные бумаги выполняли свою главную
экономическую функцию, а не служили бы
лишь средством “латания дыр” государственного
бюджета.
Глоссарий.
Ценная
бумага на предъявителя не требует
для выполнения прав идентификации владельца,
не регистрируется на имя держателя. Права,
удостоверенные ценной бумагой на предъявителя,
передаются другому лицу путем простого
вручения.
Именная ценная бумага выписывается на имя определенного лица. Права, удостоверенные именной ценной бумагой, передаются в порядке, установленном для уступки требований (цессии). Лицо, передающее право по ценной бумаге, несет ответственность за недействительность соответствующего требования, но не за его исполнение.
Ордерная ценная бумага выписывается на имя первого приобретателя или “его приказу”. Это означает, что указанные в них права могут передаваться в зависимости от произведенной на бумаге передаточной надписи — индоссамента. Индоссант ответствен не только за существование права, но и за его осуществление.
долговые ценные бумаги, основанные на отношениях займа и воплощающие обязательство эмитента выплатить проценты и погасить основную сумму долга в согласованные сроки (облигации);
ценные бумаги, выражающие отношения собственности и являющиеся свидетельством о доле собственника в капитале корпорации (акции).
Список используемой литературы.
Нормативный материал:
Информация о работе Рынок ценных бумаг в России: проблемы становления