Рынок ценных бумаг, его организация и регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Ценные бумаги существуют как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему организацией и правилами работы на нем. Однако товары, продаваемые на рынке ценных бумаг, являются товаром особого рода, поскольку ценные бумаги – это лишь титул собственности, документы, дающие право на доход, но не реальный капитал. Обособление рынка ценных бумаг определяется именно этим их качеством, и рынок характеризуется по большей части свободной и легко доступной передачей ценных бумаг одним владельцем другому.

Содержание

Введение
Глава I: Рынок ценных бумаг, его организация и регулирование
1.1 Сущность и функции рынка ценных бумаг
1.2 Инструменты рынка ценных бумаг
1.3 Другие виды ценных бумаг
1. 4 Банковские операции с фондовыми ценными бумагами
1.5 Обращение ценных бумаг
1.6 Регулирование рынка ценных бумаг
Глава II: Меры по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу
2.1. Показатели развития финансового рынка в 2006-2007 годах
2.2 Изменения в законодательстве о рынке ценных бумаг
2.3 Основные задачи совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу
2.4 Консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры
2.5 Снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг
2.6 Обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг
2.7 Формирование и продвижение положительного имиджа российского финансового рынка
III. Результаты реализации основных задач совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу
Выводы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая рынок ц б.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

Необходимо определить требования и процедуры более детального раскрытия структуры собственности российских акционерных обществ, прежде всего, информации о лицах, являющихся конечными выгодоприобретателями (конечных бенефициарах) акций компаний. Опыт осуществленных российскими компаниями IPO показывает, что многие эмитенты уже готовы раскрывать своих конечных бенефициаров в целях обеспечения спроса на эмитируемые инвестиции финансовые инструменты и снижения стоимости привлечения капитала.

В связи с перспективой доступа иностранных ценных бумаг на российский финансовых рынок возникает задача по созданию нормативной базы, устанавливающей требования по раскрытию информации, учитывающие специфику этих инструментов. Такие требования должны обеспечить  российских инвесторов информацией, достаточной для принятия обоснованного решения. Как правило, в таких случаях источником информации являются инвестиционные меморандумы, подготовку которых осуществляют лица, оказывающие услуги по размещению ценных бумаг. Такие меморандумы распространяются среди ограниченного числа лиц и информация об итогах размещения может быть недоступна. Представляется целесообразным предусмотреть публичное раскрытие такой информации при проведении публичного предложения ценных бумаг.

Необходимо дополнить процедуры раскрытия информации по облигациям с ипотечным покрытием, прежде всего, эмитируемых ипотечным агентом, требованием раскрытия информация об активах, за счет которых обеспечивается исполнение обязательств по соответствующим облигациям. Аналогичные требования должны быть распространены на иные виды облигаций, эмитируемые в процессе секьюритизации.

В связи с ускорением процесса формирования розничных инвесторов на фондовом рынке необходимо создать систему публичного раскрытия информации со стороны организаций, оказывающих розничные услуги на  финансовых рынках. 

Необходимо завершить переход на сбор отчетности участников финансовых рынков в электронной форме, при активном участии СРО.

К 2010 году на финансовом рынке необходимо внедрить систему электронного документооборота. Это позволит не только создать дополнительные возможности раскрытия информации об участниках финансового рынка, но и существенно снизить расходы, увеличить эффективность функционирования рыночных институтов, обмена информации, совершения операций на рынке ценных бумаг. В целом данные меры будут способствовать повышению надежности функционирования рынка.

2.7 Формирование и продвижение положительного имиджа российского финансового рынка

Важным фактором повышения конкурентоспособности российского финансового рынка является создание его позитивного имиджа в глазах отечественных и зарубежных инвесторов. Необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы преодолеть сохраняющиеся предрассудки в отношении неразвитости российского финансового рынка или незащищенности привлекаемых на российском рынке инвестиций. Необходима целостная система распространения информации и знаний о российском финансовом рынке, как среди иностранных инвесторов, так и внутри России. Зачастую упрощенные представления российских предпринимателей о финансовом рынке, приверженность отдельных комментаторов и аналитиков штампам зарубежной прессы  оборачиваются накоплением неоправданно негативных оценок реальной ситуации в России. Низкий уровень информированности населения, а также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков приводит к тому, что до сих пор значительная часть сбережений  граждан осуществляется в наличной форме, путем вложений в иностранную валюту и увеличения объема наличных денег на руках у населения.

Построение системы информации о российском финансовом рынке позволит создать объективную картину реальных возможностей, которые предоставляет инвесторам и эмитентам российский финансовый рынок.

Эффективным инструментом системы информирования как отечественных, так и зарубежных граждан, частных и институциональных инвесторов и привлекающих капитал на финансовых рынках компаний мог бы стать информационный вневедомственный Интернет-портал, посвященный вопросам развития российского финансового рынка.

В 2009 году можно завершить работу по созданию такого портала.

На таком портале следует размещать статистические данные, отражающие динамику агрегированных показателей, характеризующих развитие различных сегментов российского финансового рынка, место России среди мировых финансовых центров, планируемые изменения  в режиме регулирования и их обсуждение, примеры гармонизации российского законодательства в области рынка ценных бумаг с международными правовыми нормами и стандартами. Здесь необходимо концентрировать информацию об успешных сделках на финансовом рынке, о предотвращении недобросовестных действий его участников, о деятельности инфраструктурных институтов, бирж.

Отдельный раздел портала должен быть посвящен информированию граждан России о возможностях инвестирования на российском рынке. Там должны быть представлены  образовательные материалы, информация о рисках, связанных с процессом инвестирования, предупреждения о недобросовестных компаниях, старающихся привлечь средства граждан, список наиболее часто задаваемых вопросов, касающихся инвестирования средств на фондовом рынке и иные материалы.

Раздел для компаний – эмитентов ценных бумаг должен содержать информацию о динамике привлечения средств российскими компаниями на рынках капитала, интервью с руководителями таких компаний, методические материалы по осуществлению размещений, материалы, содержащие анализ преимуществ привлечения средств на отечественных фондовых площадках по сравнению с зарубежными, а также электронные шаблоны документов, необходимых для регистрации выпусков ценных бумаг, раскрытия информации.

Для того чтобы такой портал пользовался успехом и действительно стал средством повышения инвестиционной привлекательности российского финансового рынка, необходимо обеспечить информационную поддержку такого портала, как со стороны исполнительных органов государственной власти, так и со стороны СРО и профессионального сообщества.

III. Результаты реализации основных задач совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу

 

В целом, по мнению ФСФР России решение изложенных в докладе задач позволило бы создать надежную базу долгосрочного роста российского финансового рынка и повышение его роли как в рамках национальной, так и мировой экономики. В результате могли бы быть достигнуты следующие целевые показатели:

 

 

 

 

 

 

Таблица 4[4]

 

Показатель

2007

2012

2020

Капитализация публичных компаний, трлн. руб.

32,3

84

170

Соотношение капитализации к ВВП, в %

97,8

130

110

Биржевая торговля акциями, трлн. руб.

31,4

78

240

Стоимость корпоративных облигаций в обращении, трлн. руб.

1,2

7,7

19

Активы паевых инвестиционных фондов, трлн. руб.

0,8

5,8

17

Годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке, по рыночной стоимости,  в трлн. руб.

0,7

1,4

3

Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн. человек

0,8

8,3

20

Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж, %

0

4

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Задача развития рынка ценных бумаг всегда стояла в центре внимания Правительства Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер государственной экономической политики. С 2006 года развитие рынка ценных бумаг и деятельность ФСФР России осуществляется в рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2006 г. № 793-р (Стратегия). С принятием Стратегии были сформулированы среднесрочные рамки модернизации институтов и инструментов российского финансового рынка в условиях нарастания процессов глобализации мировой финансовой системы, роста интернационализации рынков ценных бумаг, трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции крупнейших мировых финансовых центров.

К началу 2008 года указанные тенденции приобрели особую остроту. Это наглядно проявляется на фоне ухудшения конъюнктуры мирового финансового рынка, обострения кризисных процессов, актуализации вопросов стратегического развития мировых финансовых центров, их экспансии в страны с развивающимися экономиками. Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому фондовому рынку требуют скорейшего завершения работ по реализации Стратегии, закрепления достигнутых в ходе реализации Стратегии результатов, критического переосмысления отдельных ее положений и формулирования среднесрочных на 2008-2012 годы и долгосрочных до 2020 года мер по совершенствованию регулирования и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации. В настоящее время уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а также достигнутый уровень его развития позволяют сделать вывод о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.

Согласно разворачивающимся в мире тенденциям число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать полноценные рынки ценных бумаг, постепенно сокращается. Есть основания полагать, что уже в ближайшее десятилетие сохраняющиеся немногочисленные национальные финансовые рынки будут приобретать форму мировых финансовых центров, а их наличие в той или иной стране будет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит и политического суверенитета. Поэтому обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование в России мирового финансового центра не может рассматриваться как сугубо «отраслевая» или «ведомственная» задача. Решение этой задачи должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики России.

Опорными элементами конкурентоспособности финансового рынка являются:

             капитализированная  консолидированная финансовая инфраструктура;

             ёмкость финансового рынка, обеспечивающая растущие спрос и предложение инвестиционных ресурсов;

             прозрачность рыночных сделок и поведения участников рынка, способствующая минимизации инвестиционных рисков;

             высокая степень управляемости рынка, предполагающая сочетание добровольно соблюдаемых участниками рынка правил и норм добросовестной практики и эффективное государственное регулирование и правоприменение;

             спланированный на долгосрочную перспективу и активно поддерживаемый позитивный имидж финансового рынка среди отечественных и международных инвесторов и эмитентов.   

В соответствии с указанными элементами конкурентоспособности финансового рынка ФСФР России предлагает двенадцать приоритетных задач, решение которых нацелено на долгосрочное развитие российского финансового рынка и формирование в России одного из мировых финансовых центров:

                  консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры;

                  формирование благоприятного налогового климата для участников рынка ценных бумаг;

                  снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;

                  создание широких возможностей для секьюритизации активов и эмиссии новых финансовых инструментов;   

                  расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка;

                  внедрение механизмов, обеспечивающих широкое участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;

                  развитие коллективных инвестиций;

                  обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

                  развитие и совершенствование корпоративного управления;      

                  предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке;

                  совершенствование регулирования на финансовом рынке;

                  формирование и продвижение положительного имиджа российского финансового рынка.

Указанные задачи могут быть решены в ходе реализации комплекса среднесрочных на период 2008-2012 годы и долгосрочных на период до 2020 года мер, перечень которых содержится в курсовой работе.

Информация о работе Рынок ценных бумаг, его организация и регулирование