Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 00:18, курсовая работа
Ценные бумаги существуют как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему организацией и правилами работы на нем. Однако товары, продаваемые на рынке ценных бумаг, являются товаром особого рода, поскольку ценные бумаги – это лишь титул собственности, документы, дающие право на доход, но не реальный капитал. Обособление рынка ценных бумаг определяется именно этим их качеством, и рынок характеризуется по большей части свободной и легко доступной передачей ценных бумаг одним владельцем другому.
Введение
Глава I: Рынок ценных бумаг, его организация и регулирование
1.1 Сущность и функции рынка ценных бумаг
1.2 Инструменты рынка ценных бумаг
1.3 Другие виды ценных бумаг
1. 4 Банковские операции с фондовыми ценными бумагами
1.5 Обращение ценных бумаг
1.6 Регулирование рынка ценных бумаг
Глава II: Меры по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу
2.1. Показатели развития финансового рынка в 2006-2007 годах
2.2 Изменения в законодательстве о рынке ценных бумаг
2.3 Основные задачи совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу
2.4 Консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры
2.5 Снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг
2.6 Обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг
2.7 Формирование и продвижение положительного имиджа российского финансового рынка
III. Результаты реализации основных задач совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу
Выводы
Заключение
Список литературы
* прирост в млрд. руб.
В 2007 году соотношение стоимости имущества, составляющего совокупные чистые активы инвестиционных фондов, а также пенсионных накоплений и пенсионных резервов к ВВП увеличилось до 5 процентов (целевой ориентир Стратегии на 2008 год – 6 процентов).
Растет число вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов, в которых 6,66 млн. человек добровольно формируют пенсионные накопления, более 1 млн. человек получают негосударственную пенсию. 3,27 млн. человек перевели свои средства по накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственные пенсионные фонды. Накопленные в негосударственных пенсионных фондах финансовые ресурсы превышают 590 млрд. рублей, что сравнимо с потребностями в инвестициях таких отраслей экономики страны, как транспорт и электроэнергетика.
На предприятиях, где созданы и действуют негосударственные корпоративные пенсионные системы, уровень негосударственной пенсии позволяет уже сейчас обеспечить совместно с государственной пенсией индивидуальный уровень пенсионного обеспечения работников равный или превышающий 40 процентов от размера заработка.
Одновременно с развитием институтов коллективного инвестирования ускорился процесс формирования розничных инвесторов на фондовом рынке. За год число физических лиц, зарегистрированных в торговой системе Фондовой биржи ММВБ, возросло более чем в 2 раза с 199 тысяч до 417 тысяч человек. Соотношение численности физических лиц, непосредственно участвующих в сделках на фондовом рынке, и численности участников схем коллективного инвестирования возросло с 14 до 25 процентов в пользу тех, кто готов напрямую совершать сделки с ценными бумагами.
Таблица 3[3]
| Количество физических лиц, использующих различные способы участия на финансовом рынке | ||
2006 | 2007 | Прирост (%) | |
Количество участников системы негосударственного пенсионного обеспечения, человек | 6420700 | 6668120 | +3,8 |
Число пайщиков паевых инвестиционных фондов, человек | 1465996 | 1642149 | +12 |
Количество физических лиц – уникальных клиентов торговой системы Фондовой биржи ММВБ | 198973 | 417400 | +110 |
Число физических лиц – уникальных клиентов торговой системы Фондовой биржи ММВБ к численности пайщиков паевых инвестиционных фондов, % | 13,6 | 25,4 | – |
Увеличение внутреннего спроса на российском финансовом рынке с одной стороны, расширение использования возможностей российского фондового рынка акционерными обществами для привлечения инвестиционных ресурсов создает более устойчивую основу функционирования российского рынка ценных бумаг, его большую ориентированность на потребности национальной экономики и снижение относительной зависимости от конъюнктуры мировых финансовых рынков. Особенно наглядно рост относительной независимости российского рынка ценных бумаг от глобальных рынков проявился в конце 2007 – в начале 2008 годов. Хотя на определенном этапе глобального падения котировок мировых финансовых рынков аналогичная негативная динамика котировок наблюдалась и в России, тем не менее, впервые за последние 10 лет в отдельные периоды кризиса (декабрь 2007 г. январь 2008 г.) российские биржевые индексы не только снижались в меньшей пропорции, чем зарубежные индексы, но и росли вопреки общему падению мировых биржевых индексов.
В 2006-2007 годах были разработаны нормативные правовые акты, обеспечившие расширение возможностей акционерных обществ по привлечению инвестиционных средств на рынке акций путем первичного размещения новых выпусков (так называемое IPO). В 2007 году по объему первичного размещения акций Россия вышла на одно из лидирующих мест в мире.
В указанный период ФСФР России были также разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регулирующие процесс поглощений и вытеснений в акционерных обществах. В то же время накопленная правоприменительная практика показывает, что соответствующая законодательная база нуждается в пересмотре, в том числе в части функций и полномочий федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Так, действующие нормы законодательства не позволяют ФСФР России в должной мере обеспечивать защиту прав и законных интересов акционеров в ходе поглощений и вытеснений.
В целях укрепления конкурентоспособности российских торговых площадок, а также гибкого реагирования российских финансовых институтов и инвесторов на конъюнктуру мировых финансовых рынков были созданы правовые основы для увеличения времени торгов на организованном рынке. Нормы соответствующего приказа ФСФР России в долгосрочной перспективе открывают потенциальную возможность перехода российских биржевых площадок на круглосуточную торговлю ценными бумагами.
В соответствии со Стратегией была активизирована работа по снижению административных барьеров на рынке ценных бумаг, а также по развитию саморегулирования участников рынка. Стратегия, в частности, предусматривала возможность передачи саморегулируемым организациям отдельных полномочий по регулированию, которые в настоящее время осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области финансового рынка. В развитие указанного положения Стратегии, а также в ходе реализации мероприятий Административной реформы ФСФР России утвержден административный регламент проведения проверок участников финансового рынка. Регламент впервые предоставляет право Саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее – СРО) участвовать в таких проверках. Кроме этого расширены полномочия СРО в процессе лицензирования профессиональных участников финансового рынка. Это нашло закрепление в принятом ФСФР России соответствующем административном регламенте, в котором СРО было предоставлено право предварительной экспертизы документов участников рынка, а для организаций, чьи документы прошли такую экспертизу, вдвое сокращены сроки рассмотрения заявлений на лицензирование.
Одним из центральных вопросов в деятельности ФСФР России в 2006-2007 годах стало развитие институтов коллективного инвестирования. Важнейшим результатом работы по этому направлению являются подготовленные ФСФР России в тесном взаимодействии с Минэкономразвития России и Минфином России, а также депутатами Государственной Думы, масштабные изменения в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах». Соответствующий закон был принят Государственной Думой в конце 2007 года. Эти изменения качественным образом перестраивают систему инвестирования с использованием механизмов паевых инвестиционных фондов. Благодаря исключению ряда законодательных ограничений деятельности управляющих компаний, закрепленный в законе механизм может использоваться для широкого привлечения в экономику стратегических инвестиций, в том числе путем создания венчурных фондов. Принятые изменения позволяют также создавать хеджевые фонды, расширить активы, в которые может инвестироваться имущество паевого инвестиционного фонда.
В рамках указанных изменений на законодательном уровне введено понятие «квалифицированный инвестор», что позволило устранить ранее действующие ограничения при управлении активами паевых фондов, создаваемых для этой категории инвесторов.
Кроме этого, закон дополнен положениями, направленными на защиту неквалифицированных инвесторов, повышение прозрачности деятельности управляющих компаний, усиление надзора за их деятельностью со стороны ФСФР России. В настоящее время ФСФР России ведется работа по подготовке и принятию нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений принятого закона.
В 2006-2007 годах была подготовлена целая серия нормативных правовых актов, направленных на усовершенствование механизма государственного регулирования, контроля и надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, на повышение их прозрачности для вкладчиков, участников и застрахованных лиц, на защиту интересов вкладчиков и участников, а также на расширение инвестиционных возможностей фондов. Указанные задачи были решены в результате принятия существенных изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», и принятия постановления Правительства Российской Федерации, утвердившего правила размещения средств пенсионных резервов НПФ.
Также были разработаны правила размещения средств военной ипотеки.
Вместе с тем, работа над Стратегией не завершена и новые вызовы обостряющейся конкуренции на финансовых рынках, их глобализация требуют нового подхода к реализации ранее сформулированных задач, а также дополнения их новыми инициативами.
По состоянию на начало 2008 года отдельные важные положения Стратегии остаются не реализованными. Частично это объясняется наличием различных точек зрения по концептуальным, стратегическим направлениям развития финансового рынка, как среди его участников, так и среди заинтересованных органов исполнительной власти. По ряду содержащихся в Стратегии задач могут быть выбраны альтернативные пути решения. В этой связи, в рамках основных направлений совершенствования регулирования рынка ценных бумаг, ФСФР России считает необходимым предусмотреть не только более реалистичные сроки выполнения просроченных мероприятий Стратегии, но также подготовку согласованных концептуальных предложений по выбору наиболее оптимальных и эффективных путей развития российского рынка ценных бумаг. Представляется, что подготовка и согласование таких предложений существенно ускорит завершение работы по реализации важнейших положений Стратегии.
Целью совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу является его превращение в важнейший фактор повышения конкурентоспособности российской экономики. Это требует отладки рыночных механизмов привлечения инвестиций, обеспечивающих развитие инноваций и инфраструктуры, реализацию проектов по модернизации экономики, а также повышения эффективности исполнения государственных функций по защите прав и законных интересов участников финансового рынка, по предупреждению и предотвращению недобросовестной практики и нарушений законодательства на рынке ценных бумаг. Все это является основой формирования в России одного из ведущих мировых финансовых центров.
Развитие и консолидация биржевой, расчетно-депозитарной, клиринговой, учетной инфраструктуры российского финансового рынка является важнейшей задачей, решение которой предопределяет усиление конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России мирового финансового центра. Решение этой задачи имеет среднесрочный и долгосрочный аспекты.
Развитие биржевой инфраструктуры
В среднесрочном плане необходимо определиться с концептуальными подходами в подготовке наиболее важных федеральных законов, регулирующих основы организации и функционирования центрального депозитария, биржевых торгов, а также осуществления клиринговых расчетов.
Наиболее дискуссионным является вопрос о создании центрального депозитария. Проект соответствующего федерального закона принят Государственной Думой в первом чтении.
Существующая редакция закона вызывает острые споры среди участников финансового рынка. Более того, определенная незавершенность модели создания центрального депозитария, нашедшая отражение в проекте закона, косвенно спровоцировала конфликтность отношений между двумя основными российскими биржевыми группами ММВБ и РТС и, как следствие этого, между принадлежащими им расчетными депозитариями Национальным Депозитарным Центром (НДЦ) и Депозитарной Клиринговой Компанией (ДКК).
В течение второй половины 2007 года ФСФР России предприняла усилия по урегулированию конфликта, в результате чего вопрос о повышении капитализации ДКК был решен. Одновременно на законодательном уровне решен вопрос об акционировании НДЦ. Это приближает НДЦ и ДКК к требованиям, которым в соответствии с проектом закона должен отвечать центральный депозитарий. Тем не менее, вопрос о выборе модели центрального депозитария не может считаться решенным вследствие сохранения нескольких центров управленческого и финансового контроля биржевой инфраструктуры. По этой же причине сохраняется определенная дискуссионность проекта федерального закона о биржах и организованных торгах, принятого Государственной Думой в первом чтении. До сих пор не внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о клиринге.
Первым шагом на пути к созданию консолидированной биржевой инфраструктуры является выбор модели построения такой инфраструктуры финансового рынка, которая позволит сконцентрировать и направить на дальнейшее повышение конкурентоспособности российского финансового рынка необходимые управленческие, технологические и финансовые ресурсы.
Такая модель, скорее всего, не будет точной копией той инфраструктуры, которая сложилась на мировых финансовых рынках. При выборе российской модели консолидированной биржевой инфраструктуры следует учитывать уже вполне сложившиеся связи и расстановку сил на российском рынке; наличие достаточно мощных и вполне эффективных крупных инфраструктурных институтов – регистраторов, депозитариев, в том числе расчетных депозитариев, клиринговых организаций; сложившиеся схемы контроля и управления инфраструктурой. С другой стороны, следует иметь в виду, что и на ведущих финансовых рынках отсутствует единообразие моделей инфраструктуры. Вместе с тем, наиболее выраженной тенденцией является укрепление модели вертикальной интеграции инфраструктурных организаций.
Целям формирования единого центра стратегического развития и обеспечения долгосрочной конкуренции организованного рынка ценных бумаг в России скорее отвечает вертикально интегрированная финансовая инфраструктура, предполагающая встроенность расчетно-депозитарных, клиринговых институтов в структуру биржевой группы.
Информация о работе Рынок ценных бумаг, его организация и регулирование