Рыночный механизм: преимущества и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: рассмотреть механизм рынка как всего мира, так и России конкретно, его преимущества и недостатки, институты, контролирующие развитие экономики такие как: Министерство экономического развитие, Федеральная антимонопольная служба, Центральный банк РФ и др., а также понять их роль в регулировании российской экономике.
Задачи: изучить сущность и особенности рыночной экономики, как мировой в целом, так и российской в частности, рассмотреть плюсы и минусы рыночного механизма, выявить преимущества и недостатки российского рынка и найти пути решения этих проблем, учитывая международный опыт.

Содержание

Введение …......................................................................................................... 1
1. Рыночный механизм: сущность и особенности …..................................... 3
1.1 Основные элементы рыночного механизма ….......................................... 4
1.2 Фиаско рынка …........................................................................................... 9
1.3 Преимущества рыночного механизма …................................................... 12
1.4 Государственное регулирование рыночных отношений …..................... 14
2. Особенности формирования и развития рыночного механизма в РФ...... 16
2.1 Формирование и развитие механизма рынка в России …....................... 16
2.2 Преимущества и недостатки российского рыночного механизм …....... 20
3. Пути оптимизации рыночного механизма в российской экономической системе … 23
3.1 Решение проблем провалов рынка в России …........................................ 23
3.2 Опыт регулирования рыночных отношений Европейских стран …...... 31
Заключение …................................................................................................... 33
Список литературы …...................................................................................... 34

Работа содержит 1 файл

Рыночный механизм.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и «О рекламе».

ФАС России создана в  соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 года. Служба восприняла большую часть функций ликвидированного Министерства Российской Федерации  по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (за исключением функций по контролю соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей, переданных Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Роспотребнадзор).

Основным достижение ФАС является введение открытых аукционов в сфере государственных закупок (Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. №94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд»), контроль естественных монополий в сфере соблюдения тарифов (Федеральный закон от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»). [22]

    • Центральный банк РФ (официальное, Банк России) — верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций).

Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.

Согласно  ст. 71 Конституции Российской Федерации  определено, что правом денежной эмиссии обладает Российская Федерация, а ст. 75 конкретизирует, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации и оговорена его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля.[1] Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьёй 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

  1. во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;
  2. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
  3. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  4. устанавливает правила осуществления расчётов в Российской Федерации;
  5. устанавливает правила проведения банковских операций;
  6. осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  7. осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России (Международные резервы Российской Федерации по годам);
  8. принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  9. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  10. регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  11. осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  12. организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  13. определяет порядок осуществления расчётов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  14. устанавливает правила бухгалтерского учёта (Положение Банка России № 302-П от 26 марта 2007 года «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации») и отчётности для банковской системы Российской Федерации (Указание Банка России от 16 января 2004 года № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»);
  15. устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  16. принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и организует составление платёжного баланса Российской Федерации;
  17. устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
  18. проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  19. осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;
  20. осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.[19]

Основным  показателем эффективности деятельности ЦБ РФ служит факт отсутствия глубокого  экономического кризиса  в России в 2008-2009 годах, по средствам снижения основной учетной ставки рефинансирования, упрощение процедуры кредитования, помощь в реструктуризации иностранных долгов РФ.[20]

    • Фондовые биржи

Сейчас в  России насчитывается 11 фондовых бирж. Однако реальные торги ценными бумагами происходят только на 5 биржах:

  1. Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ)
  2. Российская Торговая Система (РТС)
  3. Уральская региональная валютная биржа(город Екатеринбург)
  4. Санкт-Петербургская валютная биржа (СПВБ)
  5. Фондовая биржа «Санкт-Петербург» (ФБ СПб)

Наиболее  крупными фондовыми биржами в  России являются ММВБ и РТС.[19]

 

Таким образом, для решения проблем возникающих в связи с экономической деятельностью, необходимо качественно усовершенствовать институты, осуществляющие контроль за этой деятельностью.

 

 

    1. Опыт регулирования рыночных отношений Европейских стран

В пользу государственного регулирования рыночных отношений убедительно свидетельствует, прежде всего, опыт стран европейских стран с развитой рыночной экономикой: Англии, Франции, Германии и др. Ими выработаны и прошли многолетнюю проверку практикой конкретные механизмы государственного регулирования, в частности создание разветвленной государственно-обязательной системы нормативно-правовых актов в виде антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, об охране природы и других, устанавливающих жесткие правила поведения для "рыночников".

Наиболее  известным примером является введение в обращение международный валюты - евро (€) - официальная валюта в 17 странах  «еврозоны». Эффекты от введения единой валюты:

    1. Устранение рисков, связанных с обменными курсами
    2. Устранение расходов, связанных с конверсионными операциями
    3. Более устойчивые финансовые рынки
    4. Паритет цен
    5. Конкурентное рефинансирование[19]

Так же, для  поддержания стабильности рынка  создана ЕЭЗ (Европейская экономическая  зона). Она создана 1 января 1994 года с  целью предоставить возможность странам, не являющимся членами ЕС, присоединиться к Европейскому общему рынку.

В структуру  ЕЭЗ входят следующие институты:

    • Совет — верховный орган принятия решений (члены Совета ЕС, члены Европейской комиссии, по одному представителю от каждого члена ЕАСТ),
    • Совместный комитет — форум для обмена мнениями и информацией, орган для поиска и принятия решений (высокие должностные лица Комиссии и государств-членов ЕС и ЕАСТ),
    • Консультативный комитет (члены Экономического и социального комитета ЕС, члены Консультативного комитета ЕАСТ),
    • Совместный парламентский комитет.

Их деятельность обеспечивает:

    • свободная торговля товарами
    • свободная торговля услугами
    • свободное передвижение трудовых ресурсов
    • свободное передвижение капитала[19]

 

 

Заключение

Проанализировав механизм функционирования рынка, выявив его особенности, преимущества и  недостатки,я пришла к такому выводу, что  российская рыночная экономика  находится только в начале своего развития, и ей еще далеко до состояния  рыночной экономики развитых стран. Зародивших только в 90-е годы и потерпев воздействия предыдущей плановой экономики, российская экономика  имеет множество недостатков, которые зависят не только от недостаточной законодательной базы, бюрократии, криминальной обстановки, сырьевой ориентированности экономики, но и от нашей личной экономической ответственности.

Несмотря  на эти недостатки, кризисы 1998 и 2009 года доказали жизнеспособность нынешней экономической  модели российской экономики и её мировую конкурентоспособность, которая ярко проявляется на фоне финансовых кризисов «развитых» стран, как Греция, Исландия, Франция и даже США, в которых последний кризис привел к глубокой стагнации экономики и техническому дефолту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г
  2. Налоговый кодекс от 1 января 1999г
  3. Федеральный закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17 августа 1995 года
  4. Федеральный закон «Об электроэнергетике» №35-ФЗ от 26 марта 2003 года
  5. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21 июля 2005 года
  6. Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 года
  7. Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года
  8. Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года
  9. Федеральный закон №145-ФЗ от 17 июля 2009 года «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении в отдельные законодательства акты Российской Федерации»
  10. Федеральный закон «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года
  11. Указ Президента России № 314 от 9 марта 2004 года.
  12. Указ Банка России от 16 января 2004 года № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»
  13. Положение № 302-П от 26 марта 2007 года «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»
  14. Бутырнова Т.С. Экономика: учебное пособие. - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2004. - 364с.
  15. Видяжена В.И., Добрынина А.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002 — 714с.
  16. Сажина М.А., Чебриков Г.Г Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Издательство «НОРМА» , 2003 — 456с.
  17. Сафрончук М.В. Преимущества и недостатки рыночного механизма: Курс экономической теории: учебник - 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание - Киров: АСА, 2004. - 316-340с.
  18. Ханчук Н.Н. Экономика: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 201 с.
  19. Свободная энциклопедия «Википедиа» [Электронный ресурс]/  Режим доступа: http://ru.wikipedia.org (дата обращения 26.12.2010)
  20. Официальный сайт Центрального банка России [Электронный ресурс]/ Режим доступа: cbr.ru (дата обращения 27.12.2010)
  21. Официальный сайт Совета Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: council.gov.ru (дата обращения 26.12.2010)
  22. Официальный сайт ФАС РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: fas.gov.ru (дата обращения 15.12.2010)
  23. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] – Режим доступа: nalog.ru (дата обращения 20.12.2010)
  24. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: economy.gov.ru (дата обращения 20.12.2010)



Информация о работе Рыночный механизм: преимущества и недостатки