Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа
Целью работы является: рассмотреть механизм рынка как всего мира, так и России конкретно, его преимущества и недостатки, институты, контролирующие развитие экономики такие как: Министерство экономического развитие, Федеральная антимонопольная служба, Центральный банк РФ и др., а также понять их роль в регулировании российской экономике.
Задачи: изучить сущность и особенности рыночной экономики, как мировой в целом, так и российской в частности, рассмотреть плюсы и минусы рыночного механизма, выявить преимущества и недостатки российского рынка и найти пути решения этих проблем, учитывая международный опыт.
Введение …......................................................................................................... 1
1. Рыночный механизм: сущность и особенности …..................................... 3
1.1 Основные элементы рыночного механизма ….......................................... 4
1.2 Фиаско рынка …........................................................................................... 9
1.3 Преимущества рыночного механизма …................................................... 12
1.4 Государственное регулирование рыночных отношений …..................... 14
2. Особенности формирования и развития рыночного механизма в РФ...... 16
2.1 Формирование и развитие механизма рынка в России …....................... 16
2.2 Преимущества и недостатки российского рыночного механизм …....... 20
3. Пути оптимизации рыночного механизма в российской экономической системе … 23
3.1 Решение проблем провалов рынка в России …........................................ 23
3.2 Опыт регулирования рыночных отношений Европейских стран …...... 31
Заключение …................................................................................................... 33
Список литературы …...................................................................................... 34
Такая переходная экономика,
представляющая собой шаг вперед
по сравнению с административно-
Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (современный капитализм), административно-командная и традиционная экономика. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Переход от одной системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты, в ней функционируют особые экономические формы (например, частично приватизированные предприятия) и одновременно идет интенсивное развитие форм, характерных для новой системы, и постепенное исчезновение старых экономических отношений.
Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель переходной экономики имеет ряд характерных черт: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего частного предпринимательства, постоянное перераспределение прав собственности, преобладание финансового капитала над промышленным, крайне неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах, высокая криминализация экономической жизни, склонность населения к государственному патернализму.[26]
2.2 Преимущества и недостатки российского рыночного механизма
Эффективность рыночной
системы следует оценивать
Эти неудачи экономисты – теоретики обозначают терминами: “провалы”, “фиаско”, “несостоятельность”, “дефекты” рынка.
Основными проблемами механизма рынка России являются:
1) Монополизм, как естественный, так и другие виды монополий.
Примером естественного монополизма является передача электроэнергии от производителей до конечного энергопотребителя: экономически нецелесообразно строить линию электропередач рядом с существующей только ради конкуренции. Данное утверждение верно не только для электроэнергии, но и для газо- и нефтеснабжения.
Возьмем для
примера государственную
Примером искусственного монополизма является создание бюрократических барьеров на пути создания конкурентного бизнеса по средствам нормативных актов.
Хорошим примером
искусственного монополизма со стороны
государства является поддержка
отечественного автопрома: создание заградительных
пошлин на ввоз иномарок введет к
повышению
Так же отрицательным фактором является так называемая «рекитная» монополия, выражающаяся в конкурентной поддержке некого субъекта по средствам физического, психического или других мер воздействия. Данный метод процветал в 90-е годы и сейчас практически сошел на нет.
2)Моноориентированность экономики.
Вся экономика государства ориентирована на производство или предоставление одного типа товара или услуги. Примерами могут служить: Абхазия, Турция, Египет — туризм, Малайзия — производство электроники, Россия — нефте- и газопродукты.
Для данного типа экономики свойственны такие проблемы как олигархия и расслоение общества, несправедливое распределение ресурсов.
Ярким примером служит такой факт, что 90% «богатств» в Российской Федерации находятся в руках 10% общества, что приводит к нерациональному использованию экономических ресурсов, выводу денег из российской экономики, сниженным социальным обязательствам.
3) Бюрократическая нагруженность экономики.
Обилие необходимой документации как при регистрации, так и при ведение бизнеса, сложность налогового и бухгалтерского учета оказывает большое влияние на себестоимость конечной продукции, снижая ее конкурентоспособность. Так для открытия фирмы необходимо зарегистрироваться в налоговой службе, предоставив заявление о регистрации, нотариально заверенный устав, заявление на получение юридического адреса, образцы печати, подписи, заявление в банк об открытие счета, в то время в европейских странах для открытия бизнеса необходимо заполнить лишь заявление, а в некоторых странах эта процедура носит лишь уведомительный характер.
Кроме вышеперечисленных недостатков механизма рынка России, существует множество других отрицательных влияний на российскую экономику, которые в той или иной мере осложняют экономическую деятельность, таких как инфляция,несовершенный механизм банковского дела, неразвитость биржевой торговли.
Но помимо минусов в российском рыночном механизме существуют и плюсы:
1)Дифференциация налоговой нагрузки.
В зависимости от деятельности предприятия формируется налоговая база, так, производственные и инновационные предприятия получают преимущества по средствам снижения налоговой нагрузки. Согласно законам №313-ФЗ от 29.11.2010 года и №212-ФЗ от 24.07.2009 года, №272-ФЗ от 16.10.2010 года вносящего поправки в предыдущую редакцию закона «О страховых взносах» размер прямых социальных выплат оставляет 34%, от заработной платы, но для предприятий работающих в сфере IT, нанотехнологий и других инновационных производств составляет 14%.
2)Упрощенная система налогообложения
В России УСН вводился постепенно с 1998 года. УСН - это специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта.
Статьёй 346.20 Налогового
кодекса РФ устанавливаются следующие
налоговые ставки по налогу, взимаемому
в связи с применением
3) Свобода частной торговли
Отсутствие барьеров для ведения мелкорозничной торговли товарами народного потребления, уведомительный характер сделок с автомобильным транспортом и т.п.
К сожалению, несмотря
на упомянутые плюсы, в российской экономике
больший вес имеют негативные
влияния, которые возникают в
связи с несовершенством
3.1.
Решение проблемы провалов
Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности. Выделяя основные недостатки рыночного механизма ,следует вывод, что там, где не срабатывает рынок, должен находиться другой институт и брать на себя соответствующие функции. Таким институтом является государство. Поэтому необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику научно может быть объяснена именно провалами рынка.
Для регулирования экономической деятельности населения правительством России создаются различные институты, такие как:
Министром экономического развития с 12 мая 2008 года является Эльвира Набиуллина.
Подведомственные органы власти:
Основными показателями эффективности деятельности Минэкономразвтия является экономический рост. Основными точками экономического роста России являются проекты поддержки малого бизнеса (по средствам выделения грантов, совершенствования законодательства в сфере малого бизнеса), улучшения энергоэффективности предприятий (Президент Российской Федерации Д.А.Медведев поставил задачу по снижению уровня энергоемкости ВВП на 40% к 2020 г. по отношению к уровню 2007 г.), реструктуризации естественных монополий и контроль за их тарифами (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 334 «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения к электрическим сетям»), введение особых экономических зон, организация ежегодного Петербургского экономического форума как площадки для привлечения международного капитала.[24]
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года)[7] ;
б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» №35-ФЗ от 26 марта 2003 года)[3,4] ;
в) надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года)[8] ;
г) надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок заказа (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21 июля 2005 года)[5] ;
д) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе (Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 года)[6] .
С 01 февраля 2010 года ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года[10].
ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно премьер-министру Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.
В структуре антимонопольного ведомства находятся территориальные управления ФАС России и центральный аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений. По состоянию на 01 марта 2010 года в структуру ФАС России входит 82 территориальных управления. Штатная численность работников службы в регионах составляет 2 647 человек. Численность работников центрального аппарата составляет 630 человек.
Информация о работе Рыночный механизм: преимущества и недостатки