Рыночный механизм: преимущества и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: рассмотреть механизм рынка как всего мира, так и России конкретно, его преимущества и недостатки, институты, контролирующие развитие экономики такие как: Министерство экономического развитие, Федеральная антимонопольная служба, Центральный банк РФ и др., а также понять их роль в регулировании российской экономике.
Задачи: изучить сущность и особенности рыночной экономики, как мировой в целом, так и российской в частности, рассмотреть плюсы и минусы рыночного механизма, выявить преимущества и недостатки российского рынка и найти пути решения этих проблем, учитывая международный опыт.

Содержание

Введение …......................................................................................................... 1
1. Рыночный механизм: сущность и особенности …..................................... 3
1.1 Основные элементы рыночного механизма ….......................................... 4
1.2 Фиаско рынка …........................................................................................... 9
1.3 Преимущества рыночного механизма …................................................... 12
1.4 Государственное регулирование рыночных отношений …..................... 14
2. Особенности формирования и развития рыночного механизма в РФ...... 16
2.1 Формирование и развитие механизма рынка в России …....................... 16
2.2 Преимущества и недостатки российского рыночного механизм …....... 20
3. Пути оптимизации рыночного механизма в российской экономической системе … 23
3.1 Решение проблем провалов рынка в России …........................................ 23
3.2 Опыт регулирования рыночных отношений Европейских стран …...... 31
Заключение …................................................................................................... 33
Список литературы …...................................................................................... 34

Работа содержит 1 файл

Рыночный механизм.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение …......................................................................................................... 1

1. Рыночный механизм: сущность и особенности ….....................................  3

1.1 Основные элементы  рыночного механизма …..........................................  4

1.2 Фиаско рынка …...........................................................................................  9

1.3 Преимущества рыночного  механизма …...................................................  12

1.4 Государственное регулирование  рыночных отношений ….....................  14

2. Особенности формирования  и развития рыночного механизма  в РФ......  16

2.1 Формирование и развитие  механизма рынка в России ….......................  16

2.2 Преимущества и недостатки российского рыночного механизм ….......  20

3. Пути оптимизации  рыночного механизма в российской  экономической системе …...........................................................................................................  23

3.1 Решение проблем провалов рынка в России …........................................  23

3.2 Опыт регулирования  рыночных отношений Европейских  стран …......  31

Заключение …...................................................................................................   33

Список литературы …......................................................................................   34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной  проблемой - проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что мы живем в условиях рыночной экономики и нам необходимо не только научится научиться выживать в этих условиях,но и эффективно использовать рыночную экономику. Для этого нужно знать не только что из себя представляет рыночная экономика, но и ее механизмы, законы, её особенности в Российской Федерации, проблемы и искать пути решения этих проблем.

Целью работы является: рассмотреть  механизм рынка как всего мира, так и России конкретно, его преимущества и недостатки, институты, контролирующие развитие экономики такие как: Министерство экономического развитие, Федеральная антимонопольная служба, Центральный банк РФ и др., а также  понять их роль в регулировании российской экономике.

Задачи: изучить сущность и особенности рыночной экономики, как мировой в целом, так и российской в частности, рассмотреть плюсы и минусы рыночного механизма, выявить преимущества и недостатки российского рынка и найти пути решения этих проблем, учитывая международный опыт.

Объектом является рыночный механизм, как мировой в общем, так и российский в частности, нормативно-правовые акты и институты, управляющие и формирующие рыночные механизмы.

Предметом работы является преимущества и провалы рыночного  механизма, а так же пути их решения, используя международный опыт, учитывая их ошибки. 

1. Рыночный механизм: сущность и особенности

Понятие рынка в общих  чертах известно любому человеку, осуществляющему  какие-либо покупки. В тоже время  понятие рынка многопланово. Происходящие здесь изменения интересуют и  затрагивают огромные количества людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.

Привести краткое и  однозначное определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и  навсегда данное явление, а процесс  эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление.

Рыночный механизм –  это механизм формирования цен и  распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров.

Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов  рынка: спроса, предложения и цены.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия). Государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимосвязаны на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров  выступает не только производственная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

 Мировой и национальный опыт показывает, что  рынок  оказывает  громадное влияние на все стороны жизни общества, выполняя ряд экономических функций.

  1. Информационная функция. Ее суть в том, что через систему целого  ряда показателей  (цены,  проценты,  количество,  качество  и  ассортимент товаров и услуг и т.п.) рынок, как  гигантский  компьютер,  собирает, перерабатывает  и выдает  обобщенную   информацию.
  2. Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных  товаропроизводителей  и потребителей.
  3. Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: Что  производить Как производить? Для кого  производить?
  4. Ценообразующая функция. Рынок признает  лишь общественно необходимые затраты и   соответственно   общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают потребности покупателя и уровень предложения товарной массы.
  5. Стимулирующая функция. Рынок  побуждает  покупателя  заботиться  об экономичности  потребления, об экономии затрат на  приобретение товаров,  побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.
  6. Санирующая функция. рынок  напоминает санитара, который убирает  из хозяйства  все  устаревшее,  больное, очищает   общественное производство   от    устаревших    отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и  дает  дорогу отраслям экономичным,   хозяйствам высокоэффективным [14, стр. 156-160]

 

 

1.1 Основные  элементы рыночного механизма

Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена.

Спрос — это  потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными  и другими платежными средствами; или более просто, спрос — это  количество конкретного товара, которое  потребители хотят и могут приобрести по данной цене в определенных условиях места и времени. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве.

Спрос покупателей  на определенный товар зависит от множества  факторов: денежного дохода и роста  населения, от размера рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров-субститутов (заменителей) и др. Но главным фактором, определяющим спрос, является цена (покупатель всегда хочет купить товар дешевле, а продавец — продать дороже). Зависимость между ценой и количеством покупаемого товара получила название закон спроса. Он гласит: если цена на определенны правах понижается, то при прочих равных условиях, спрос на данный товар будет повышаться, и наоборот. Покупатель предлагает цену спроса — предельно максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Выш е эта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег. Следовательно, при неизменности всех других факторов у покупателя существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это отношение называется  кривой спроса. Если цены растут, то спрос уменьшается.

Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать  различные виды:

          1) Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик").

    1. Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).
    2. Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).

4) Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции). [15, стр. 176-178]

Предложение — это  количество товаров и услуг, которое  производитель желает продать на рынке.

Предложение показывает, какая и  в каком количестве произведена  продукция, которую производитель желает продать на рынке. На стороне предложения — товары. На предложение товаров могут влиять технический прогресс, монопольное положение производителя, движение цен на другие товары и др. Важнейшим фактором, воздействующим на предложение товара, являются цены на этот товар и издержки его производства. Производители стремятся продать товар подороже. Продавцы назначают на свой товар предельно минимальную цену, так как более низкая цена сделает их производство нерентабельным. Зависимость между количеством предложенного товара и ценами звучит в законе предложения: чем выше цена, тем большее количество товара, при прочих равных условиях, готовы предложить продавцы, и наоборот. Графическое отображение этого закона называется кривой предложения.

 

По мере повышения цены предложения возрастает число продавцов

( производителей) и объем  предложения на рынке.[15, Стр.179-182]

Главным фактором, влияющим на спрос и предложение, является цена. Вместе с тем существует обратная зависимость: взаимодействие спроса и  предложения формирует цену. Различают два различных подхода к определению цены: марксистский и рыночный.

Согласно первому подходу  цена — денежное выражение стоимости  товара, причем стоимость определяется затратами труда на производство товара.

В рамках рыночного подхода цена — это форма выражения ценности (полезности) благ, проявляющихся в процессе их обмена.

Если государство не вмешивается в рыночный механизм, т.е. не вводит контроль за ценами, то спрос  и предложение на конкурентном рынке  придут в равновесие и установятся рыночная цена товара и общий объем производства. Равновесие возникает при таких ценах и при таких количествах товаров, при которых конкурентные силы сбалансированы, т.е. когда количество товаров, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству товаров, которое продавцы хотят продать. В результате образуется равновесная цена — цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса.[15, стр. 195-197]

  

 

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Фиаско рынка

Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.

В основном несовершенства рынка связаны с отклонением  от условий, обеспечивающих совершенную  конкуренцию. К тому же рыночная экономика  оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах.

1. Рынок не способен  противостоять монополистическим  тенденциям. В условиях рыночной  стихии неизбежно возникают монополистические  структуры, ограничивающие свободу  конкуренции. При бесконтрольности  рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

Чтобы поддержать чрезвычайно  высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

2. Рынок не заинтересован  и не способен производить  общественные блага («общественные  товары»). Эти товары либо вообще  не производятся рынком, либо  поставляются им в недостаточном  количестве. Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование. Общественные блага - это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому. Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок. Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.

3. Рыночный механизм  непригоден для устранения внешних  (побочных) эффектов. Экономическая  деятельность в условиях рынка  затрагивает интересы не только  непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер. Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности.

Информация о работе Рыночный механизм: преимущества и недостатки