Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:50, курсовая работа
Основная цель работы состоит в изучении характеристик рыночных структур и особенностей их развития в переходной экономике России.
Задачи данного исследования заключаются:
Дать определение типам рыночных структур.
Охарактеризовать каждую из структур рынка.
Рассмотреть одну из самых распространенных рыночных структур российской экономики.
Рассмотреть олигополию на примере рынков нефтепродуктов РФ.
Введение………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ……………………………………..3
Типы рыночных структур …………………………………………….3
1.2 Характеристика рыночных структур……………………………….16
ГЛАВА 2. ОЛИГОПОЛИЯ В РОССИИ…………………………………..17
2.1 Олигополия…………………………………………………………..17
2.2 Олигополия на примере рынков нефтепродуктов РФ…………… 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..34
2. Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта. Изменяя объемы предложения своей продукции, монополист по существу диктует потребителям и свою цену. Экономическая мощь и эффективность малозатратного производства делают практически невозможным проникновение в эту отрасль других фирм.
3. Монополистическая конкуренция предполагает сочетание монополии и конкуренции и складывается там, где много сравнительно небольших производителей предлагают похожую, но не одинаковую продукцию (разные виды одежды, обуви, мебели).
Многочисленность таких фирм не позволяет каждой из них в отдельности влиять на рыночное предложение и цену и мешает тайному сговору для овладения рынком. Поэтому между ними идет как ценовая, так и неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция на практике встречается очень часто (рестораны, станции технического обслуживания, банки).
4. При олигополии выполняются три условия: 1) в отрасли действуют несколько фирм, так что отрасль не является монополизированной; 2) кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер; 3) в отрасли присутствует о крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов.
Конкуренция и монополия в чистом виде встречаются очень редко. В реальной жизни преобладают монополистическая конкуренция либо олигополия.
Россия уже достаточно продолжительное время находится на пути реформирования своей экономики, на стадии становления и утверждения рыночных отношений. Эти отношения, как и рыночная экономика в целом, представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на основе разветвленной системы, объединенной единым понятием «рынок». Здесь встречаются производители и потребители, продавцы и покупатели, здесь в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
Во второй главе работы мы рассмотрели
олигополистический рынок нефтепродуктов.
Нефтяная промышленность особенно важна
для экономики России, поскольку несмотря
на все попытки уйти от сырьевой зависимости,
нефтяная промышленность является важнейшим
источником доходов государства. Деятельность
нефтяников во многом определяет уровень
поступления доходов в бюджет государства.
За счет этих поступлений в свое время
был сформирован Стабилизационный фонд.
Если
говорить об отрасли, то она носит
олигополистический характер. Рынок
нефтепродуктов контролируются несколькими
вертикально-интегрированными нефтяными
компаниями (ВИНК). ВИНК контролируют объемы
добычи нефти, объемы сбыта внутри страны
и на экспорт, процессы ценообразования.
Рынки сбыта внутри страны также разделены
между ведущими ВИНК. В силу такой структуры
рынка, важности рынка для экономики всей
страны регулированию рынка уделяется
большое внимание со стороны государства,
в частности Федеральной антимонопольной
службы (ФАС). ФАС отмечает, что практически
на всех территориях России уровень конкуренции
в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен,
существуют завышенные цены. Развитию
конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих
мощностей и нефтехранилищ, высокие экономические
и административные барьеры, затрудняющие
появление на рынках новых игроков (стоимость
строительства нефтеперерабатывающих
заводов и нефтебаз, жесткие требования
земельного и природоохранного законодательства).
Задача ФАС - это недопущение появления
новых сговоров, олигополий, завышения
цен. В рамках программы развития конкуренции
предусматривается совершенствование
налоговой системы, рост объемов продаж
на открытых торгах, повышении прозрачности
сделок, сокращение административных
барьеров для входа в отрасль.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» N 948-1 от 22 марта 1991 года (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 13-ФЗ).
2. Федеральный
закон «О естественных
3. Белокрылова
О. С. Теория переходной
4. Винокурова М.А., Демина М.П. Экономическая теория. Ч1.- Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2003.
5. Герасимов В.Г., Соколинский З.В. Экономическая теория в структурно-логических схемах -- Белгород: Белаудит, 2000.
6. Журавлева Г. П. Экономика. - М.: Юристъ, 2004.
7. Курс экономической теории: Учебник / Ред. коллегия: М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Киров: Изд-во «АСА», 2001.
8. Липсиц И.В. Экономика, кн.2. М.: изд-во «Вита-Пресс», 2000.
9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. -- М.: Инфра-М, 2001.
10. Никифоров
А.А. Концепция
11. Основы экономической теории / Под ред. С. И. Иванова. -- М: Вита-Пресс, 2000.
12. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. -- М.: Норма, Инфра-М, 2001.
13. Современная
экономика. Многоуровневое
14. Симкина
Л. Г., Корнейчук Б. В.
15. Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократияю - М., 1995.
Информация о работе Рыночные структуры в российской экономике