Рыночные структуры в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы состоит в изучении характеристик рыночных структур и особенностей их развития в переходной экономике России.
Задачи данного исследования заключаются:
Дать определение типам рыночных структур.
Охарактеризовать каждую из структур рынка.
Рассмотреть одну из самых распространенных рыночных структур российской экономики.
Рассмотреть олигополию на примере рынков нефтепродуктов РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ……………………………………..3
Типы рыночных структур …………………………………………….3

1.2 Характеристика рыночных структур……………………………….16
ГЛАВА 2. ОЛИГОПОЛИЯ В РОССИИ…………………………………..17
2.1 Олигополия…………………………………………………………..17
2.2 Олигополия на примере рынков нефтепродуктов РФ…………… 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 222.00 Кб (Скачать)
align="justify">         Выход на рынок стальных труб  затруднителен из-за большого  эффекта масштаба и крупных  первоначальных капиталовложений, в то время как для производства  новых сортов стиральных порошков не требуется создавать крупное предприятие. Поэтому если фирмы, производящие порошки, будут получать большие экономические прибыли, это приведет к притоку новых фирм в отрасль. Новые фирмы будут предлагать потребителям стиральные порошки новых марок, иногда мало чем отличающиеся от уже производившихся (в новой упаковке, другого цвета или предназначенные для стирки разных видов тканей).

          Как определяется цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции? В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного нам принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.

         На рис. 4 изображены кривые цены (спроса), предельного дохода, предельных и средних переменных и валовых издержек двух фирм, одна из которых максимизирует прибыль (рис. 4 ,а), а другая — минимизирует убытки (рис. 4). 

               Рис. 4. Цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции, максимизирующие прибыль (а) и минимизирующие убытки(б):           

D —  спрос; МR — предельный доход; MС -—предельные издержки; АVС  — средние переменные издержки; АТС — средние валовые издержки;          

          Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса.

          Наибольшую прибыль фирма получит при цене P0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки — при цене P1 и выпуске Q1.

          Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево). Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. 

Глава 2. Олигополия в России.

2.1. Олигополия 

           Наряду с  монополистической  конкуренцией,  существенное  место  среди рыночных  структур  в  современной   экономике   занимает   олигополия   или структура,  характеризуемая наличием на  рынке  нескольких продавцов.  Иными словами, к олигополистическим  структурам  можно  отнести  такие  рынки,  на которых сосредотачивается от 2  до  24  продавцов.  Если   два  продавца-это дуаполия или частный случай  олигополии,  ибо  это  уже  не  монополия,   то верхней предел условно  ограничиваем 24 хозяйственными субъектами,  так  как с числа   25   условно   начинается   отсчет   структур   монополистической конкуренции.

           В настоящее время  одним  из  самых  распространенных  рыночных  структур российской экономики являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии  сохранились лишь  в  немногих  отраслях  экономики.  Наиболее  же  преобладающей  формой современной рыночной  структуры  является  олигополия.  Именно  исследованию олигополии в России  посвящена Глава 2.

              В преддверии ХХI века наша страна начала переход  к  рыночной  экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие проблемы  нам  приходится  решать впервые. Прощаясь с  административно-командной  системой  в  экономике  и  в обществе, мы тем самым лишь создаем  предпосылки  для  рыночного хозяйства, становление которого не  может произойти в одночасье.  Дело  в том,  что исторически развитие  рыночного хозяйства происходило как   естественный процесс, предопределяющий во  многом  экономический и социальный  прогресс человечества.  Конечно,  нам  не  надо  повторять все этапы и перипетии, которыми богата  история  рынка. 

          Исходя  из  критерия  характера предлагаемой  продукции, олигополии можно  подразделить  на  ординарные   и   дифференцированные.

         Ординарная олигополия связана  с  производством  и   предложением   стандартизированных продуктов. Многие  стандартизированные  продукты  выпускаются  в   условиях олигополии  - это сталь, цветные металлы, строительные материалы и т.п.   Дифференцированные  олигополии  формируются  на  основе  выпуска многообразного ассортимента  одних   и   тех  же  продуктов,   т.е.   в  тех отраслях,  в  которых  возможно  5разнообразить   производство   предлагаемых товаров  и  услуг.   Уровень  плотности  олигополической   структуры   рынка измеряется количеством форм в той или иной отрасли и их долей  в  совокупных продажах  отрасли  в  рамках  национальной    экономики.  Таким  образом, варьируя    количеством  фирм,   можно   определить   степень   концентрации производства, а следовательно   и  предложения  в   исследуемой   отрасли общественного производства. В то же  время  следует  подчеркнуть,   что  было  бы  неосмотрительно ориентироваться  на    масштабы     только     национальной экономики. Олигополические структуры могут формироваться как на  региональном,   так  и местном  уровнях  хозяйствования.  Так,    например,    в   силу   специфики возможностей  потребления  готового  бетона  на  локальных  рынках  (района, небольших  городов) также формируются   олигополистические  структуры, равным  образом как и на  региональном  уровне  в области предложения, например,  кирпича.  Однако  на  каком бы  уровне   мы   не   рассматривали олигополии,  следует не забывать  о двух  важных  моментах:   межотраслевой степени конкуренции между субъектами рынка и импорте продукции. Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других  отраслей, которые обладают приблизительно равными потребительскими   свойствами  с  продукцией олигополистов (например, газ и электроэнергия как  источник тепла, мед  и алюминий как сырье для изготовления электропроводов).

          Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных   товаров   или их  заменителей из  других  стран.  Оба  этих  фактора  могут  содействовать формированию более конкурентных структур по  сравнению с  чисто  отраслевыми рыночными  структурами.  В   основе   исторической   тенденции   образования олигополий лежит механизм рыночной  конкуренции,   который   с неотвратимой силой вытесняет из рынка слабые предприятия путем либо их банкротства,  либо поглощения,  либо  слияния.

         Такая  централизация  капитала,  а  затем  его  концентрация  позволяет существенно  увеличить  свою  долю   продажи   на   соответствующем   рынке, контролировать рынок и цену  своей продукции,  а также  существенно  снизить затраты на ресурсы, благодаря крупным  закупкам  сырья  и  материалов.  Рост рыночной  власти   нескольких   корпораций  делает   бессмысленным   ценовую конкуренцию,  которая может превратиться в войну цен и привести к истощению всех  его   участников.

          Поэтому  в  рамках  олигополистических  структур ценовая политика отдельных фирм не может  проводиться   без  должного  учета реакции на нее конкурентов.

         

          Специфика   олигополистической   структуры   рынка   обуславливает особенности рыночного поведения хозяйственных субъектов и  ценообразования. Ценообразование на олигополизированном рынке      характеризуется многообразием   форм   своего  проявления, но  их  группировка   позволяет выделить четыре основные принципа:  ценовая  конкуренция;  тайный  сговор  в цене;  лидерство в ценах; ценовая накидка.

            Исторически, когда еще  отсутствовало  антитрестовское законодательство,   в  конце XIX, начале XX  веков  первоначально   стали формироваться  объединения  товаропроизводителей  в   форме   картелей,  в рамках  которых  его   участники   сохраняли экономическую, юридическую самостоятельность, заключали соглашения о единой ценовой политике, о  квотах производства продукции, о разделении и распределении рынков сбыта. Это  были открытые    картельные    соглашения товаропроизводителей. Наибольшее распространение картелирование получило развитие в Западной Европе.

            Параллельно  с   картелями   шел   процесс   образования   трестов   и синдикатов,- все это вело к  свертыванию  конкуренции  и   навязыванию  воли крупных  объединений товаропроизводителей. В результате  государства  многих промышленных стран ввели  антитрестовское   законодательство,  которое  было направлено  против   неконкурентного   поведения   товаропроизводителей.   В современных условиях,  когда  с  одной  стороны,  действует  антитрестовское законодательство,  а,  с  другой,  налицо  недостатки   и   неопределенность рыночного поведения олигополистов на основе ценовой конкуренции,   возникает соблазн тайного сговора, т.е.  непосредственного  или  молчаливого  согласия конкурентов однонаправленного  рыночного  поведения.  Установление   тайного контроля над  ценами  позволяет  олигополистам  уменьшить  неопределенность, получать экономическую прибыль, и  препятствовать  проникновению  в  отрасль новых конкурентов.

           В  связи  с  тем,  что  во  многих  странах  действует   антитрестовое законодательство,  то открытое картелирование,   базирующееся    на письменных соглашениях, становится невозможным. Соглашения в таких случаях заключаются неординарно и  устно  на конфиденциальных  встречах.  При этом используется изощренные формы камуфляжа   запланированных   согласованных действий  олигополистов.  В результате  у потребителей,  наблюдателей   и контролирующих  органов создается   иллюзия   ценовой   конкуренции между олигополистами. Это достигается согласованными  действиями   фирм   в  рамках относительно  долгосрочных  периодов,   которые,   осуществляя   поочередные манипуляции с ценами на свою продукцию,  получают  равновеликие  прибыли  на вложенный капитал каждым из олигополистов.

             Поведение олигополистов в рамках тайных  соглашений   предопределяется необходимостью выбора золотой середины.   С  одной  стороны,  они  вынуждены слишком  в  больших  масштабах  максимизировать  прибыль,   ибо  это   будет провоцировать  вступление  в  данную  отрасль  новых  конкурентов,   так   и привлекать внимание контролирующих органов,  ответственных   за   соблюдение антитрестовского законодательства. С другой  стороны,   получение  умеренной экономической прибыли либо сведение  ее   к нулевому  6значению  позволяет олигополистам блокировать проникновение в эту отрасль новых производителей.

            Лидерство в ценах - это одна из форм рыночного поведения фирм олигополистов,  при которой все конкуренты  на  данном   рынке следуют   в фарватере    ценовой   политики    ведущей    или    господствующей    фирмы олигополиста. Речь  идет  о том,   что   наиболее  крупная   или   наиболее эффективная в отрасли компания выбирает наиболее подходящий момент  и  место для  изменения  цены,   тогда  как   все   остальные   фирмы олигополисты автоматически   следуют   этому   изменению.  В  данном  случае   фактически отсутствует ценовая конкуренция несмотря  на  то,  что  и  не  имеет  место тайный сговор, возможность последнего не исключается полностью.

            Особенность поведения ценового  лидера  заключается в том, что он,  как правило, не  реагирует  на  незначительные  колебания  в условиях издержек и спроса.

             Изменение цен происходит только в  том   случае,   если   имеют  место заметные  отклонения  в  стоимости  или  иных  факторов   производства   или изменения в условиях функционирования предприятия  либо  выпуска  продукции.

            Наконец, цена на олигополизированном рынке  может  формироваться на  основе учета средних общих издержек  производства,  к которым прибавляется надбавка  обычно в размере определенного процента.  В дальнейшем  мы  будем использовать термин "средние   издержки", под которыми  в долгосрочном периоде  следует понимать  всю совокупность  издержек,  так как деление издержек на  постоянные  и переменные  приемлемо   лишь  для краткосрочного периода.   В связи с тем,   что издержки  производства  изменяются   под влиянием   масштаба  производства,   в качестве  исходного уровня  берется средний предполагаемый объем выпуска продукции в   рамках   определенного периода времени. Это обуславливает далеко не полную загрузку производственных  мощностей. Однако  показатель  загрузки  производственных мощностей (например,  75-80%) включает в себя не только составляющую  основу масштаба производства для расчета цены,  но определенный процент   резервных мощностей  как непременное условие для  расширения  производства  в  случае необходимости, и для его обновления.

             Расчетная цена,  образованная на основе средних издержек  производства и определенной  процентной  надбавки  в   качестве   экономической  прибыли, служит своего  рода  стандартной  ценой  для  проведения  ценовой  политики, которая призвана  учитывать   действительную  или   возможную   конкуренцию, финансовую экономическую  и  рыночную  конъюнктуру,  стратегические  цели  и прочие обстоятельства. В заключение следует  отметить,   что  подобная  рода форма ценообразования  в  основном  присуща  для  фирм  с  высокой  степенью дифференциации и  диверсификация  выпускаемой   продукции,   что   выступает значительным препятствием для  точного  определения  спроса  и  издержек  по каждому отдельно взятому  изделию. При этом данный тип олигополистического ценообразования не является несовместимым с использованием  прямого тайного сговора или лидерства в ценах.  Предпочтение,  отдаваемое  олигополиями развертыванию неценовой конкуренции по  сравнению с ценовой,  связано с тем,  что   обновление  продукции,  ее  модификация,   усовершенствование производственных технологий,  удачная  реклама  позволяет создать устойчивость и стабильность на рынке по сравнению с конкуренцией цен.

            Последняя  может   привести  к  существенным  издержкам  и   истощению конкурентов, а иногда и к нарастанию монополистических тенденций  на  рынке. В крайнем случае следствием  ценовой  конкуренции  может  стать  переход  от разряженной олигополии к плотной,  что  открывает путь  к   прямому  тайному сговору конкурентов. Другой  причиной  предпочтения  неценовой   конкуренции обусловлено крупными масштабами производства олигополистов, значительными финансовыми  ресурсами,  которые  позволяют  им  осуществлять мероприятия, обусловленные неценовой конкуренцией.

Информация о работе Рыночные структуры в российской экономике