Рыночные структуры АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:21, реферат

Описание работы

Сельское хозяйство России оказалось отброшенным на три десятилетия назад по причине искажения существа рыночных реформ. Под флагом перехода к рыночным отношениям Россия вплотную подошла к грани утраты продовольственной безопасности и непосредственной зависимости продовольственного обеспечения от импортных поставок

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АПК 4
Значение комплекса отраслей 4
Структура АПК 4
Экономическая оценка сырьевой базы АПК 6
Современная оценка АПК 7
Условия перехода АПК к рыночным отношениям 8
Научно-технический прогресс в АПК 9
Размещение АПК на территории России 11
Экономические особенности АПК 13
2 Основные направления развития АПК в России 16
2.1Инвестиционная ситуация в АПК России. 18
Иностранные инвестиции как фактор развития АПК 20
Цели и задачи программы 24
Направление разработки программы 26
2.2 Технологическая революция в АПК - стратегическая альтернатива для России 28
Заключение 33

Работа содержит 1 файл

Рыночные структуры АПК.docx

— 60.88 Кб (Скачать)

     Все это позволит более четко определить приоритеты инвестиционной деятельности на отраслевом и региональном уровнях.

     Цели  и задачи программы

     Главная экономическая цель программы - привлечение за 5 лет в отрасли агропромышленного комплекса не менее 5 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций в создание высокоэффективных производственных структур, обеспечивающих решение стратегических задач развития АПК и, как следствие, резкое увеличение его производственно-технологического потенциала. Эти финансовые ресурсы должны быть дополнены кредитами для закупки средств производства и развития лизинговой деятельности в объеме до 0,5 млрд. долларов США.

     Цели  программы  

     К конкретным целям программы относятся:

    • развитие системы гарантирования и страхования инвестиций на федеральном и региональном уровнях;
    • развитие новых форм и механизмов кредитно-финансовой и инвестиционной деятельности;
    • развитие производственно-инновационного предпринимательства;
    • защита отечественных товаропроизводителей;
    • защита прав иностранных инвесторов;
    • повышение качества и конкурентоспособности продукции АПК на внутреннем и внешнем рынках;
    • создание новых рабочих мест.

     Основные  задачи

     Для достижений указанных целей необходимо решить следующие основные задачи:

  • идентификация потребностей АПК в иностранных кредитах и инвестициях;
  • определение отраслевых и региональных приоритетов;
  • реализация проектов создания финансово-кредитных институтов и государственных залоговых механизмов, связанных с иностранными инвестициями, включая освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, финансовых технологий, механизмов гарантирования и страхования инвестиций, возврата кредитов;
  • формирование новых источников прямых инвестиций и кредитных ресурсов;
  • создание организационно-экономических условий и реализация проектов создания совместных (и иных) предприятий в отраслях АПК, в том числе новых и модернизированных производств;
  • совершенствование механизмов государственного регулирования в сфере иностранных инвестиций и защиты прав российских товаропроизводителей;
  • освоение конкурсных подходов в финансировании инвестиционных проектов с использованием иностранных кредитов и инвестиций;
  • координация органов государственного управления на федеральном и региональном уровнях по привлечению иностранных кредитов и инвестиций в АПК;
  • активизация совместной инвестиционной деятельности с государствами СНГ и Балтии;
  • использование информационной технологии для разработки и продвижения программы в России и за рубежом.

    • Направления разработки программы

         Разработку  программы целесообразно вести  по пяти программным направлениям, связанным с решением основных проблем  повышения инвестиционной активности, социальной и экономической эффективности  агропромышленного комплекса.

         Первое  программное направление – «Целевые программы и проекты» - ориентируется на создание системы программно-целевого управления в сфере иностранных инвестиций как формы реализации государственной инвестиционной политики в АПК.

         Программное направление формируется как  совокупность стратегических инвестиционных проектов и программ по созданию совместных (и других) предприятий (прямые иностранные  инвестиции) и/или финансируемых  на долевой основе российскими государственными и коммерческими структурами (кредиты).

         Все проекты и программы объединяются по отраслевому и территориальному признакам.

         Второе  программное направление – «Наука и технологическая политика». Реализация проектов этого направления должно привести к созданию точек роста на основе высокотехнологичных производств и предприятий, а также формированию системы научного обеспечения процессов развития АПК и мониторинга инвестиционной деятельности. Второе направление связано с подготовкой инновационных и инвестиционных проектов, разработкой программ подготовки кадров и повышения квалификации, пакетов нормативно-правовой документации для системы государственно-правового регулирования, а также внедрения новых информационных технологий.

         Сюда  же относятся научно-исследовательские  работы, связанные с разработкой  методических материалов и положений  по обеспечению эффективности иностранных  кредитов и инвестиций, конкретными  исследованиями проблем их привлечения  и использования, другими разработками.

         Третье  программное направление - «Развитие инфраструктуры АПК» - предусматривает ориентацию процессов формирования финансово-управленческих институтов АПК на создание целостной системы, обеспечивающей гармонизацию спроса и предложения на финансовом рынке, исходя из потребностей различных категорий пользователей финансовых ресурсов.

         Соответствующие проекты преследуют цели создания «прозрачной» системы финансирования программы. Особое внимание будет уделено совершенствованию  финансовых технологий, отвечающих принципам  рыночной экономики.

         Здесь же необходимо представить проекты  создания других общесистемных компонентов  производственной инфраструктуры и  элементов логистики АПК.

         Четвертое программное направление – «Занятость и кадровое обеспечение» ориентируется на решение проблем занятости и развитие человеческого фактора. Цель – удовлетворить потребности предприятий АПК (включая органы управления АПК и финансово-управленческую инфраструктуру) в квалифицированных кадрах в области иностранных инвестиций. Средством реализации является совершенствование системы подготовки кадров и повышения квалификации, а также другие меры, способствующие развитию человеческого фактора и повышению престижности и эффективности труда работников АПК.

         Пятое программное направление – «Государственно-правовое регулирование и поддержка предпринимательства» - представляет программу скоординированных действий органов государственного управления на федеральном и региональном уровнях по реализации программы “Международные инвестиции в АПК”. Особое внимание должно быть уделено вопросам таможеннно-тарифной политики: установление квот, пошлин, НДС на импорт продукции АПК, а также государственной поддержке малого предпринимательства. Задача состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование инвестиционной политики в АПК, своевременность создания соответствующего нормативно-правового обеспечения, гармонизацию отношений между предпринимательскими структурами и органами государственного управления АПК

         2.2.Технологическая  революция в агрокомплексе  - стратегическая  альтернатива для  России

         Долгосрочное  стратегическое конкурентное преимущество любой страны — это природный, техногенный, интеллектуальный или иной возобновляемый и развиваемый ресурс, находящийся на территории государства и под его контролем. Такой ресурс в России есть, и он в потенциале способен существенно улучшить качество жизни всего населения страны. Большинство черноземных почв мира находится в России, 52% из имеющихся у нас пахотных земель — черноземы, и на одного жителя России приходится 1,6 га пахотной земли, а на жителя Азии — менее 0,5 га.

         Сельское  хозяйство - это восполнимый и  развиваемый ресурс в отличие  от, например, сырьевого сектора  экономики. Высокий экспортный потенциал агросектора - условие, обеспечивающее прочное положение страны в общемировом товарообмене. Успех реформ сельхозпроизводства окажет стимулирующее воздействие на рынок потребительских товаров и приведет к стимулированию инвестиционной активности в других отраслях.

         Понятно, что если бы агроресурс уже был  определен как стратегический, его использование уже велось бы достаточно активными темпами. Причина известна - результаты эксплуатации агроресурса «не дотягивают» до уровня конкурентоспособности с другими секторами международного разделения труда.

         Наш анализ отрасли показывает, что есть возможность создать программу, опираясь на которую экономика России может получить именно долгосрочное стратегическое преимущество. Основа программы - развитие технологи и систем землепользования.

         Россия  утратила имевшееся у нее до 1910-х  годов технологическое лидерство в сельхозпроизводстве, позволявшее ей кормить зерном не только себя, но и значительную часть мира. Дело в том, что понятие технологии производства продукции как интеграции достижений научно-технического прогресса никогда не было ключевым у российского товаропроизводителя в отличие от западного.

         Технологическая анархия определила необычайно высокую затратность производства, крайне низкую эффективность использования ресурсов. Например, к началу перестройки применение минеральных удобрений на гектар пашни в России достигло среднемирового уровня, широко проводились химические, оросительные, осушительные мелиорации, полезащитное лесоразведение. В то же время средняя урожайность зерновых культур составила за 1981 -1985 гг. 13,0 ц/га, то есть почти вдвое ниже среднемировой, и мало отличалась от показателей предыдущих пятилеток. Не лучше обстояло дело и с большинством других культур. В частности, средняя урожайность сахарной свеклы была 166 ц/га (вдвое ниже среднемировой). Урожайность картофеля (104 ц/га), кукурузы на силос (163 ц/га) не поддается комментариям. При этом затратность производства сельскохозяйственной продукции была одной из самых высоких в мире. Окупаемость 1 кг действующего вещества удобрений составила менее 3,5 кг зерна, что вдвое ниже среднемировой и втрое ниже западноевропейской.

         Советская командная система прозевала  две мировые технологические революции в сельхозпроизводстве (в 30-х и 80-х годах XX века). И только освоение современных технологий позволит нашим сельхозпроизводителям выбраться из болота низкорентабельного хозяйствования.

         Но  для того чтобы построить эффективно работающую экономическую систему, недостаточно только знать, как технологично производить тот или иной продукт. Нужна столь же эффективная система его распределения исключительно на рыночных условиях. Система, дающая возможность субъектам рыночной экономики однозначно определять, какая из предлагаемых им сделок на рынке выгодна, а какая - нет.

         Текущее положение на российском рынке продовольствия безо всякой натяжки можно назвать анархией. Возьмем для примера самый знаковый и один из отрасли -образующих рынков - рынок зерна. Вакханалия мелких и средних посредников, зачетные схемы, криминализация операций не позволяют надеяться, что ситуацию можно исправить, просто научив производителя правильно работать и даже освободив его от долгов и обеспечив ему инвестиции.

         Организованные  в последнее время «зерновые  биржи» не приближают рынок к реальной эффективности товарообменных операций. В действительности эти структуры являются либо электронными досками объявлений, либо торговыми домами, созданными под крылом региональных администраций. Данные «биржи» не обеспечивают стандартность товара, гарантий по исполнению сделок, реально рыночного ценообразования. Их задача проста - создать возможности для зарабатывания прибыли.

         При наличии почти десятка «зерновых  бирж» в стране реально происходит тот же бессистемный обмен, не сулящий  ничего хорошего для российского АПК.

         Естественно, что отсутствие эффективной системы распределения продукции ведет к перекосам в планировании на всех уровнях, потому что невозможно определить текущую и перспективную цену товара на рынке. Инвесторы не могут оценить реальную привлекательность инвестиций.

         Меры, принимаемые для вывода АПК из затяжного кризиса (принятие законов «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», подготовка закона «Об ипотеке», установление квот на ввоз мяса в Россию, реструктуризация долгов сельхозпроизводителей, точечное привлечение западных инвесторов), важны, но недостаточны. Ведь если внутренняя эффективность в производстве продукта гораздо ниже среднемировой, масштабных инвестиций отрасль не дождется.

         Для преобразования отрасли не хватает  двух ключевых факторов успеха - реального  свободного рынка сельхозпродукции и широкомасштабного освоения товара -  производителями действительно современных технологий агропроизводства. Над решением этих двух задач сейчас работает несколько групп квалифицированных специалистов. Созданы две взаимодополняющие организации - Биржа сельскохозяйственной продукции (БСП) и Ассоциация сельских товаропроизводителей (ACT).

         БСП, пожалуй, единственная после 1917 года реальная товарная биржа в России, которая действует на всей территории страны и обеспечивает эффективную торговлю сельхозпродукцией, гарантируя и покупателям, и продавцам оплату товара и его поставку в срок, оговоренный в контракте.

         Цель  же ассоциации - обеспечение условий для эффективного хозяйствования сельхозпроизводителей. Политических целей у организации нет. Ассоциация организует на базе представительств биржи в регионах технологические центры с привлечением консультантов из РАСХН, международных организаций. Скоро через эти центры руководители хозяйств и фермеры смогут получать достоверную информацию о наиболее эффективных приемах и методах работы, ценовую, прогнозную, статистическую информацию. Формируется постоянно действующая консультационная сеть для помощи сельхозпроизводителям в решении оперативных вопросов по планированию севооборотов, оптимальному соотношению применяемых культур, защите растений, другим насущным проблемам членов ассоциации. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение.

                  В данной работе было довольно  подробно охарактеризована характеристика  агропромышленного комплекса и  его отраслей. Также бал представлен  коротко план работы по подготовке, реализации и направления разработки программы «Международные инвестиции в АПК».

         При разработке программы и ее разделов должны использоваться утвержденные методические положения и рекомендации по оценке экономической эффективности инвестиционных проектов с учетом действующих нормативных  актов. В частности, к ним относятся: постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. №594 «Порядок разработки, утверждения и реализации федеральных целевых программ» с последующими изменениями и дополнениями; постановление Госкомстата России от 16.07.99 №66 «Об утверждении статистического инструментария по определению эффективности инвестиций в основной капитал по проектам-победителям конкурсов, имеющим государственную поддержку» и др. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение. 

    Таблица №1

        План работ по  подготовке программы  «Международные инвестиции  в АПК»

    Раздел  программы, наименование работ Требования  и техническое задание Сбор и обобщение  материалов Развернутая концепция( предворительный вариант) Технико-экономические  расчеты и обоснования Согласование Окончательный вариант Ответственный исполнитель Руководитель 
    Программа «Международные инвестиции в АПК» Сентябрь   Октябрь Октябрь-ноябрь Ноябрь Декабрь ЦМИ АПК, ЗАО «Агриконсалт», Сводная РГ, Депэкономики,Сводная РГ Хлыстун В.Н. Романов  А.Ф.
    1. Целевые программы и проекты  Сентябрь  Сентябрь-октябрь  Октябрь   Ноябрь  Декабрь ЦМИ АПК Хлыстун В.Н.
    1.1. Пакет приоритетных отраслевых  проектов и программ Сентябрь Сентябрь-октябрь     Ноябрь Декабрь РГ Отраслевые проекты Суслов Э.Т.
    2. Наука и технологическая политика Сентябрь Сентябрь-октябрь Октябрь   Ноябрь Декабрь РГ Научно-технические проекты Баутин В.М.
    3. Развитие инфраструктуры АПК,  в т.ч.: Сентябрь  Сентябрь-октябрь  Октябрь   Ноябрь  Декабрь ЦМИ АПК Хлыстун В.Н.
    - Фонд страхования инвестиций  АПК Сентябрь Сентябрь-октябрь Октябрь   Ноябрь Декабрь РГ Фонд страхования  инвестиций АПК Ульянов Е.В.
    - Аграрный банк реконструкции  и развития Сентябрь Сентябрь-октябрь         РГ Российская компания сельскохозяйственного развитияЦМИ  АПК Хлыстун В.Н.
    - Российская компания сельскохозяйственного  развития Сентябрь Сентябрь-октябрь Октябрь   Ноябрь Декабрь РГ Аграрный банк реконструкции и развития Семенов В.А.
    4. Занятость и кадровое обеспечение Сентябрь Сентябрь-октябрь Октябрь   Ноябрь Декабрь Депобразование Лачуга Ю.Ф.
    5.Государственно-правовое  регулирование и поддержка предпринимательства Сентябрь Сентябрь-октябрь Октябрь   Ноябрь Декабрь РГ Нормативно-правовое регулирование Киселев С.В.
    6.Формирование  базы данных по проектам и  программам Сентябрь   Октябрь-ноябрь     Декабрь ЗАО «Агриконсалт»  ЦМИ АПК Депэкономика Поляков М.А. Суслов Э.Т.
    7. Создание веб-сервера Сентябрь   Октябрь-ноябрь     Декабрь ГВЦ Минсельхозпрода  ЗАО «Агриконсалт»  Зятьков Ю.И.
     
     
     

    Список  используемой литературы 

    1.      Алтупов И.А. «Новый аграрный  строй России». М; РТА; 1999

    2.      Петренко И.А. «Экономика сельского  хозяйства».М; Высшая школа; 1999 г.

    3.      Холод Л.С. «Система государственного  регулирования АПК». М; ИНФРА-М; 1996г.

    4.      Хрущев А.Т. «География  промышленности  России». Москва; Высшая школа; 1999 г.

    5.   Газета «Известия» статья «Технологическая революция в АПК - стратегическая альтернатива для  России» Автор: Евгений Чежегов. 22.04.2003г. стр-9.

    1. Журнал «Экономика России: ХХI век» № 11
    2. Еженедельный аналитический обзор СМИ для руководителей предприятий АПК и смежных отраслей Демо-выпуск  16 - 22 июля 2001 года (Сайт Минсельхоза РФ, 2001, 17 июля). http://www.ancentr.ru/obzors/demo/25.shtml
    3. Региональный экспертно-аналитический центр «Перспектива» ООО «РЭА центр «Перспектива».Данные за 2002г. http://rea-centre.narod.ru/analis/chikens-02.htm
    4. Министерство СХ и продовольствия РФ. Проект поддержки осуществления реформ в сельском хозяйстве. Данные за 2001г. http://www.chuv.agris.ru/?idx=11

    10.    http://www.aris.ru/M_INV/M_KOMISYI/KONZEP/22.html

Информация о работе Рыночные структуры АПК