Рыночные структуры АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:21, реферат

Описание работы

Сельское хозяйство России оказалось отброшенным на три десятилетия назад по причине искажения существа рыночных реформ. Под флагом перехода к рыночным отношениям Россия вплотную подошла к грани утраты продовольственной безопасности и непосредственной зависимости продовольственного обеспечения от импортных поставок

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АПК 4
Значение комплекса отраслей 4
Структура АПК 4
Экономическая оценка сырьевой базы АПК 6
Современная оценка АПК 7
Условия перехода АПК к рыночным отношениям 8
Научно-технический прогресс в АПК 9
Размещение АПК на территории России 11
Экономические особенности АПК 13
2 Основные направления развития АПК в России 16
2.1Инвестиционная ситуация в АПК России. 18
Иностранные инвестиции как фактор развития АПК 20
Цели и задачи программы 24
Направление разработки программы 26
2.2 Технологическая революция в АПК - стратегическая альтернатива для России 28
Заключение 33

Работа содержит 1 файл

Рыночные структуры АПК.docx

— 60.88 Кб (Скачать)

     Необходимость осуществления земельной реформы  вызвана, с одной стороны, нерациональностью использования земельного фонда. Многие сельскохозяйственные предприятия не имеют реальной возможности обрабатывать закрепленную за ними землю из-за недостатка трудовых ресурсов, материально-технической оснащенности. С другой стороны, не хватает земель для выделения фермерам и другим, вновь создаваемым сельскохозяйственным предприятиям на основе новых форм хозяйствования, участков для ведения личных подсобных хозяйств, где земли могут использоваться эффективно. Проведение земельной реформы нацелено также на повышение плодородия земель и поддержание экологического равновесия в сельском хозяйстве.

     Земельная реформа базируется на новой правовой основе, отразившейся в принятии законов: “О земельной реформе”, “О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О плате  за землю", Земельном кодексе России. Идет создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель. Важно учесть принцип социально справедливого перераспределения земель и создания равных условий для всех форм хозяйствования. Земельная реформа предусматривает введение частной собственности на земельные участки и формирование земельного рынка. Осуществляя переход к частной собственности на землю важно, чтобы земля не стала средством наживы, спекуляции, поэтому выработан механизм государственного регулирования этим процессом. Он включает строго целевое использование земель, ограничение их размеров, временное ограничение на их продажу и т.п. Новые схемы землеустройства разрабатываются на основе баланса наличия земель и потребности в них, на основе объективной оценки состояния, распределения земель и возможностей землепользователей обработать их.

     На  экономику сельскохозяйственных предприятий  оказывает отрицательное воздействие  усиливающийся с процессом разгосударствления монополизм предприятий перерабатывающей промышленности, сферы агросервиса. В рамках проводимой аграрной реформы  в противодействие монополизму предлагается проводить акционирование этих предприятий с передачей контрольного пакета акций сельхозпроизводителям. Для этого целесообразно со стороны государства через систему налоговых льгот, льготных кредитов финансово и организационно помогать сельхозпредприятиям в приобретении акций.

     Одной из важнейших причин спада в сельскохозяйственном производстве является неэквивалентность  обмена между сельским хозяйством и  отраслями, производящими средства производства для сельского хозяйства. Аграрная реформа предполагает осуществление  мер, поддерживающих паритетность цен  на сельскохозяйственную промышленную Продукцию путем индексации, прямой компенсации предприятиям затрат, связанных  с повышением оптовых цен на материально-технические  ресурсы, и отменой всех видов  налогов, кроме налога с земли.

     Идет  создание рыночной инфраструктуры в  агропромышленном  комплексе. Создаются  и функционируют аграрные биржи, банки, торговые дома, торги и др., разрабатываются эффективные маркетинговые  информационные системы сбора, хранения и обработки информации, системы  страхования сельхозпредприятий.

     Для успешного проведения аграрной реформы  в первую очередь необходимо обеспечить социальные преобразования в селе (жилищное строительство, возведение объектов культуры, здравоохранения, образования, строительство  дорог, газификацию, электрификацию, связь), т. е. создать условия для переселения  граждан в покинутые деревни, малонаселенные регионы.

     2.1.Инвестиционная  ситуация в агропромышленном  комплексе России

     В ходе аграрной реформы существенно  изменилась организация инвестиционного  процесса в АПК. Рыночно ориентированная  система организации финансирования капитальных вложений заменила планово-распределительную систему. Были сформированы новые каналы привлечения и использования финансовых ресурсов. Последовательно улучшалась нормативно-правовая база на федеральном и региональном уровнях. Шло увеличение объемов прямых инвестиций со стороны частных инвесторов, российских и зарубежных. Важным результатом проведенных преобразований стал положительный опыт, который приобрели работники АПК и финансового сектора в организации финансирования развития этого комплекса.

     Вместе  с тем, в ходе реформ произошло  резкое падение объемов капиталовложений за счет всех источников финансирования. Из-за дефицита федерального и региональных бюджетов снизился удельный вес бюджетных  ассигнований в общем, объеме финансирования капитальных вложений. Масштабы привлекаемых иностранных инвестиций не отвечают инвестиционным возможностям и потребностям АПК.

     Экономическое положение большинства сельскохозяйственных производителей не позволяет финансировать  инвестиции из прибыли ввиду ее отсутствия или низкой рентабельности производства. Амортизационные отчисления активно  используются не по назначению и часто  направляются на финансирование оборотных  средств.

     Произошло существенное снижение потенциала агропромышленного  комплекса, уровень старения основных производственных фондов достиг критических  размеров. Снизилась интегральная эффективность  производства сельскохозяйственного  сырья и продовольственных товаров. Возросло число убыточных предприятий. Сократились объемы производства сельскохозяйственной продукции, в том числе жизненно необходимых продуктов питания. Существенно увеличился импорт продовольствия, который превышает порог продовольственной  безопасности страны.

     Совокупность  всех этих факторов не позволяет отечественным  производителям повышать технический  уровень производства, необходимый  для успешной конкуренции с иностранными поставщиками аналогичной продукции на российском продовольственном рынке.

     В результате финансово-экономического кризиса сформировались объективные  предпосылки для реструктуризации рынка капиталов. Девальвация рубля  и, как следствие, резкое удорожание импорта продовольствия сделали  вложения во внутреннее производство более выгодными, чем ввоз готовой  продукции из-за рубежа. Альтернативой  потери рынка для зарубежных компаний в современных условиях стало  их участие в развитии местного производства.

     В России сложилась благоприятная  ситуация для притока капитала в  агропромышленный комплекс. Многие иностранные  фирмы подтверждают не только сохранение интереса к вложению капитала в АПК, но и намерения к расширению производства в России.

     

  • Иностранные инвестиции как фактор развития АПК
  •      Преодоление дефицита инвестиционных ресурсов для  развития АПК России требует мобилизации  всех возможных источников, как внутренних, так и внешних. Их сопоставление  показывает, что для активного  использования внутренних источников потребуется время, необходимое  для восстановления финансово-кредитной  системы и возможностей государственного бюджета. Поэтому в ближайшей  перспективе особую актуальность приобретает  привлечение иностранных кредитов и инвестиций.

         Концепция основывается на планах Правительства Российской Федерации о постепенном отходе от практики использования иностранных кредитов для закупки продовольственных товаров, о восстановлении потребительского рынка за счет товаров отечественных производителей, а также о придании приоритета прямым иностранным инвестициям.

         Привлечение прямых иностранных инвестиций в  агропромышленный комплекс является не только одной из важных, но и сложных  задач российского государства. Её решение в ближайшей и среднесрочной перспективе возможно при соблюдении ряда условий:

      • “прозрачность” финансовой инфраструктуры;
      • наличие пакета инвестиционных проектов;
      • согласие российских и зарубежных партнеров на создание совместных предприятий (или предприятий со 100% иностранным капиталом) во всех секторах агропромышленного комплекса, в первую очередь, в сфере производства средств производства;
      • благоприятный инвестиционный климат, прежде всего соответствующая законодательная база для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций;
      • государственная поддержка.

         Создание  таких условий требует программных  методов организации работы на федеральном  и региональном уровнях. Это позволит обеспечить единство организационных  и методических подходов, как в процессе подготовки программы, так и в ходе её реализации.

         Стратегия программы состоит в разумном сочетании прямых инвестиций и кредитов. Прямые инвестиции должны обеспечить решение стратегических задач развития АПК. Они реализуются через капитальные вложения в реконструкцию и модернизацию действующих производств, а также в новые предприятия. Кредиты необходимы для пополнения оборотных средств, требуемых при вводе производственных мощностей и организации производства на новой технологической основе. На них должны приобретаться сырье, материалы, средства защиты растений, другие материально-технические ресурсы. Одним из направлений использования кредитных ресурсов является оплата лизинга сельскохозяйственных машин, технологического оборудования, породного скота.

         Финансирование  закупок средств производства (сырья и материалов) на условиях кредита может помочь в решении лишь тактических задач развития АПК. Стратегически более важно обусловить закупки средств производства обеспечением прямых инвестиций в сферу реального производства (например, в соотношении 1:2 или 1:3).

         При этом работа должна строиться таким  образом, чтобы внешние заимствования  не приводили к увеличению внешнего долга России и не обременяли аграрную экономику.

         Стратегически важно и необходимо обеспечить достаточно высокий уровень притока капитала в течение продолжительного периода, не менее 5 лет подряд.

         Концепция исходит из того, что привлекаемые финансовые ресурсы должны быть приоритетно  направлены в стратегически важные сферы производственной деятельности. К ним могут быть отнесены:

      • точки экономического и технологического роста в аграрной сфере;
      • эффективные модели агропромышленного производства;
      • механизмы тиражирования созданных моделей в форме СП, предприятий со 100% иностранным капиталом, чисто российских предприятий и производств.

         Точки экономического и технологического роста следует выбирать на уровнях:

      • стратегического развития (например, в форме крупных и/или высокотехнологичных производств в фондопроизводящих и перерабатывающих отраслях);
      • межрегиональных (межгосударственных) и региональных интегрированных проектов и программ, обеспечивающих комплексное развитие регионов и отраслей АПК;
      • расшивки узких мест и формирования центров прибыли в предприятиях АПК (отдельные малые предприятия или элементы производственных систем, в том числе с использованием внутренних инвестиций).

         Все проекты должны быть в максимальной степени ориентированы на вовлечение в работу зарубежных партнеров, начиная с ранних этапов (идентификация проектов, подготовка проектной документации и т.д.). При этом должны быть предложены различные схемы работы с ними (начиная с создания совместных предприятий как предпочтительной формы экономического сотрудничества и/или предприятий со 100% иностранным капиталом до оказания технического содействия со стороны зарубежных партнеров).

         При разработке проектов создания предприятий  АПК (реконструкции и модернизации производства) в максимальной степени  следует использовать возможности  их финансирования через международные  проекты (проекты Мирового банка, в  частности, АРИС, АСАЛ, по реструктуризации крупных и средних предприятий  и др.). Важная роль при этом должна быть отведена освоению результатов  ранее выполненных проектов технического содействия (ТАСИС, ПРАРИ, Трансформ, фонд «Ноу-хау» и др.), а также современной  информационной технологии. Необходимо договориться с международными организациями, донорами и частными инвесторами  о включении проектов программы  «Международные инвестиции в АПК» в  планы их работы.

         Общая стратегия исходит также из того, что деятельность в сфере иностранных  инвестиций должна координироваться на федеральном и региональном уровнях.

         Привлечение таких инвестиций будет малоэффективным, пока не будут приняты действенные  меры по защите экономических интересов  отечественных товаропроизводителей, как на российских предприятиях, так  и на совместных с зарубежными  фирмами производствах. Во-первых, должно быть улучшено государственное регулирование в области таможенно-тарифной политики. Во-вторых, одновременно с привлечением средств зарубежных инвесторов необходимо предусмотреть ассигнования за счет централизованных бюджетных средств, направляемые на финансирование капитальных вложений, предоставление ссуд, дотирование и компенсации, предоставление льгот по кредитам и т.д.

         При подготовке и реализации программы  «Международные инвестиции в АПК» необходимо учитывать положения федеральных  и региональных программ развития АПК, базирующихся на внутреннем финансировании сельского хозяйства и смежных  отраслей национальной экономики. Привлечение  зарубежного капитала должно стать  дополнением к инвестиционным программам Правительства Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации, направленным на восстановление агропромышленного  комплекса страны.

    Информация о работе Рыночные структуры АПК