Рыночные экономические системы, и их характеристика

Автор: M**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенности перехода России к рыночной экономике и последствия.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
Рассмотреть основные особенности административно-командной экономической системы;
Определить исходные точки перехода России к рыночной экономической системе;
Рассмотреть основные программы экономических реформ в период перехода;
Рассмотреть последствия перехода;
Проанализировать состояние экономики России после перехода.

Содержание

Введение 3
1. Переход России к рыночной экономической системе 4
1.1. Особенности административно-командной экономической системы
1.2. Исходные точки перехода России к рыночной экономической системе
2. Основные программы экономических реформ 13
2.1. Последствия перехода 17
2.2. Состоние экономики России после перехода 24
Заключение 29
Список исопользовнной литературы 30

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 41.39 Кб (Скачать)

В 1995 году темпы инфляции успешно сдерживались поддержанием жесткой денежно-кредитной  политики и посредством принятия относительно строгого бюджета. Поэтому, ежемесячный темп инфляции держал фактически устойчиво ниже 5% в последнем  квартале 2005 года. Для первой половины 1996 года, темпы инфляции составили 16.5%. Однако, эксперты тогда отмечали, что  контролю инфляции помогли систематические  задержки заработной платы работникам на государственных предприятиях.

Основным  симптомом российской макроэкономической неустойчивости было резкое колебание  обменного курса рубля. С июля 1992 года, с того момента когда  рубль уже мог быть юридически обменян на доллары Соединенных  Штатов, к октябрю 1995 года, курс рубля  к доллару, вырос со 144 рублей за доллар до примерно 5,000 рублей за доллар. До июля 1992 года, курс рубля был установлен искусственно на чрезвычайно переоцененном  уровне. Но быстрые изменения в  реальной стоимости рубля привели к макроэкономической неустойчивости. Самый яркий пример такого колебания - "черный вторник" (октябрь 1994 года) когда рубль упал за день на 27% по отношению к доллару [7, c.5].

В июле 1995 года, Центральный Банк объявил  о своем намерении поддерживать рубль в пределах от 4,300 до 4,900 рублей за доллар до октября 1995 года, однако позже  период поддержки был расширен до июня 1996 года. В результате такой  политики, правительство смогло защитить рубль, и курс рубля стабилизировался. Однако в мае 1996 года, был введен плавающий обменный курс рубля для  того, чтобы постепенно обесценить национальную валюту к концу 1996 года, примерно до 5,500 и 6,100 рублей за доллар [8, c.25].

Сущность  экономической реструктуризации и  предмет критического рассмотрения для иностранных ссуд и инвестиций в российскую экономику, - приватизационная программа. В большинстве своем, в период между 1992 и 1995 годом Россия успешно проводила приватизацию согласно плану, установленному в оригинальной программе приватизации в октябре 1991 года. Как заместитель премьер-министра, реформатор А. Чубайс был эффективным  защитником приватизации, начиная с  ранних стадий. В 1992 году приватизация маленьких предприятий началась через скупку последних работниками  или через общественные аукционы. В конце 1993 года более чем 85% малых  предприятий и более чем 82,000 крупных  государственных предприятий были приватизированы.

1 октября  1992 года, среди населения стали  распространяться ваучеры (приватизационные  чеки), номиналом 10,000 рублей каждый, которые предназначались для  покупки акций средних и крупных  предприятий. Однако держатели  также могли продавать ваучеры  или вложить их в различные  инвестиционные фонды. 

В конце  июня 1994 года, завершилась первая фаза приватизационной программы. В результате примерно 70% средних и крупных  предприятий и около 90% из малых  предприятий было отдано в частные  руки. К тому времени, 96% ваучеров, выпущенных в 1992 году, было использовано их владельцами  для покупки акций, вложений в  инвестиционные фонды, либо продано.

В ходе второй фазы приватизационной программы  предполагалось прямо продавать  акции оставшихся в собственности  государства предприятий за наличные деньги. Эта фаза планировалась для  завершения передачи государственных  предприятий в частные руки и  обеспечения роста правительственных  доходов. После того, как, процедура  приватизации подверглась жесткой  критике в Государственной Думе, Б.Н. Ельцин дал зеленый свет второй фазе приватизации декретом в июле 1994 года.

В 1995 и 1996 годах, политические условия продолжали затруднять приватизационную программу, а коррупционные скандалы лишали программу общественной поддержки.

В конце 1997 года, Россия достигла некоторого экономического прогресса. Темпы инфляции были снижены, курс рубля устойчив, а честолюбивая приватизационная программа передала тысячи предприятий в частную собственность. Было принято много важных ориентированных на рыночные отношения законов, учрежден арбитражный суд для решения экономических споров [10, c.25].

Но в 1998 году Азиатский финансовый кризис, достигнув России, привел к резкому  снижению выручки от нефтяного экспорта и массовому оттоку иностранных  инвесторов. Все это привело к  неспособности правительства выполнять  в полном объеме обязательства перед  иностранными кредиторами в результате чего в России произошел экономический  кризис, а курс рубля снова резко  упал.

В 1999 году началась эпоха экономического роста, а объем производства в России вырос во второй раз, начиная с 1991 года, на 3.2% по сравнению с падением данного показателя на 4.6% в 1998 году. Этот рост был достигнут, несмотря на год "суматохи", которая включала в себя смену трех премьер-министров  и отставку в канун Нового Года Президента Бориса Ельцина. Положительн о сказался на экономическом положении России трехкратный рост мировых цен на нефть во второй половине 1999 года [9, c.11]. 
 
 
 
 
 
 

    1. Состоние  экономики России после перехода.

Российские  экономические реформы, претворенные в жизнь до середины 1990-х годов  не поддаются однозначной оценке. Попытки преобразить советскую  экономику, сделанные М.С. Горбачевым (в 1985-1991 гг.), и последовавший за этим полный провал перестройки только засвидетельствовали  всю серьезность проблемы перехода к рыночным отношениям.

В 1992 году, в первый год экономических реформ, розничные цены в России, увеличились  на 2520%. Главной причиной увеличения было освобождение от государственного контроля большинства цен в январе 1992 года, шаге, который привел к повышению  средних цен на 245% только в течение  января. К 1993 года годовая инфляция снизилась до 240%, однако оставалась все еще очень высокой. В 1994 году темпы инфляции составили 224%.

В 1995 году темпы инфляции успешно сдерживались поддержанием жесткой денежно-кредитной  политики и посредством принятия относительно строгого бюджета. Поэтому, ежемесячный темп инфляции держал фактически устойчиво ниже 5% в последнем  квартале 2005 года. Для первой половины 1996 года, темпы инфляции составили 16.5%. Однако, эксперты тогда отмечали, что  контролю инфляции помогли систематические  задержки заработной платы работникам на государственных предприятиях.

Основным  симптомом российской макроэкономической неустойчивости было резкое колебание  обменного курса рубля. С июля 1992 года, с того момента когда  рубль уже мог быть юридически обменян на доллары Соединенных Штатов, к октябрю 1995 года, курс рубля к доллару, вырос со 144 рублей за доллар до примерно 5,000 рублей за доллар. До июля 1992 года, курс рубля был установлен искусственно на чрезвычайно переоцененном уровне. Но быстрые изменения в реальной стоимости рубля привели к макроэкономической неустойчивости. Самый яркий пример такого колебания - "черный вторник" (октябрь 1994 года) когда рубль упал за день на 27% по отношению к доллару.

В июле 1995 года, Центральный Банк объявил  о своем намерении поддерживать рубль в пределах от 4,300 до 4,900 рублей за доллар до октября 1995 года, однако позже  период поддержки был расширен до июня 1996 года. В результате такой  политики, правительство смогло защитить рубль и курс рубля стабилизировался. Однако в мае 1996 года, был введен плавающий обменный курс рубля для  того, чтобы постепенно обесценить национальную валюту к концу 1996 года, примерно до 5,500 и 6,100 рублей за доллар.

Сущность  экономической реструктуризации и  предмет критического рассмотрения для иностранных ссуд и инвестиций в российскую экономику, - приватизационная программа. В большинстве своем, в период между 1992 и 1995 годом Россия успешно проводила приватизацию согласно плану, установленному в оригинальной программе приватизации в октябре 1991 года. Как заместитель премьер-министра, реформатор А. Чубайс был эффективным  защитником приватизации, начиная с  ранних стадий. В 1992 году приватизация маленьких предприятий началась через скупку последних работниками или через общественные аукционы. В конце 1993 года более чем 85% малых предприятий и более чем 82,000 крупных государственных предприятий были приватизированы.

1 октября  1992 года, среди населения стали  распостранятся ваучеры (приватизационные  чеки), номиналом 10,000 рублей каждый, которые предназначались для  покупки акций средних и крупных  предприятий. Однако, держатели также  могли продавать ваучеры или  вложить их в различные инвестиционные  фонды.

В конце  июня 1994 года, завершилась первая фаза приватизационной программы. В результате примерно 70% средних и крупных  предприятий и около 90% из малых  предприятий было отдано в частные  руки. К тому времени, 96% ваучеров, выпущенных в 1992 году, было использовано их владельцами  для покупки акций, вложений в  инвестиционные фонды, либо продано.

В ходе второй фазы приватизационной программы  предполагалось прямо продавать  акции оставшихся в собственности  государства предприятий за наличные деньги. Эта фаза планировалась для  завершения передачи государственных  предприятий в частные руки и  обеспечения роста правительственных  доходов. После того, как, процедура  приватизации подверглась жесткой  критике в Государственной Думе, Б.Н. Ельцин дал зеленый свет второй фазе приватизации декретом в июле 1994 года.

В 1995 и 1996 годах, политические условия продолжали затруднять приватизационную программу, а коррупционные скандалы лишали программу общественной поддержки. В 1996 году программа приватизации окончательно приобрела отрицательную репутацию и возник термин "прихватизация" или "grabification". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Нежизнеспособность  командной экономической системы, ее невосприимчивость к достижениям  НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования в нашей стране. Именно исходя из этого Россия выбрала переход  к рыночной экономике.

Этот  переход состоял в том, что  на смену командной системе должны прийти свобода деятельности и ответственности  каждого человека за свое благосостояние и благосостояние общества и через  рыночный механизм связаться с различными государствами.

Необходимо  учесть, что переход к рыночной экономике до момента, когда она  в полной мере раскроет свои возможности, есть процесс длительный, охватывающий весь период глубинной структурной  перестройки социально-экономических  отношений, серьезных изменений  в установках и нормах поведения  миллионов людей. А это не просто. Именно по этой причине наше правительство  потерпело ряд поражений, которые  коснулись каждого в отдельности  и в страны в целом.

Все это  удручает. Но при анализе исходных условий и итогов перехода от экономике  планирования к рынку нельзя не отметить очевидного прогресса. Государственное  регулирование не может не поддаваться  общей тенденции волчьего капитализма. Однако, экономическое и историческое развитие идут рука об руку. И сейчас, когда в обществе постепенно формируется  сознательный образ здоровой экономики, осознание исторической необходимости  цивилизованного рынка, есть основания полагать, что закономерным будет развитие государственного регулирования в сторону увеличения его эффективности и целесообразности. Что наглядно видно уже начиная с 2001 года.

Конечно, нельзя с уверенностью сказать, что  все экономические проблемы позади. Но можно зато отметить, что за прошедшие  годы начиная с 1990 года в нашей  стране уже полностью преобладает  рыночная экономическая система, а  не командная. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использованная  литература

1. Экономическая  теория: учебник для вузов / под  редакцией С.С. Носова. М.: ВЛАДОС, 2005г.386 с.

2.  О закономерностях становления рынка. Вопросы экономики. Маневич В.А., 1993 г ., № 3, с. 140

3. Экономика  России: Эффекты и парадоксы / под редакцией Власьевича Ю.Е., Бартенева С.А. М.: БЕК, 2006.136 с

4. Экономика  России: Практ. и теоретич. вопр. перехода  к рынку / под редакцией Меньшикова  С.М. М.: Междунар. отношения,2007.365 с. 

5. Экономическая  реформа в России и ее цена / под редакцией Лившица А. М.: Культура, 2005 г. 208 с.

6. Экономическая  социология переходной России: Люди  и реформы / под редакцией Рывкиной  Р.В. М.: Дело, 2008 г. 432 с. 

7. Р.  Гринберг. Результаты экономических  реформ в постсоциалистических  странах. / Р. Гринберг // 2007 г.285 с.

8. С.  Меньшиков. Возобновление экономического  роста в России. / С. Меньшиков  // 2006г. 115 с.

9. Н.М.  Розанова. Последствия перехода  к рынку. / Н.М. Розанова // 2007г.9 13 с.

10. А. Нестеренко. Переходный период. // А. Нестеренко // 2009 г.23-26 с.  
 
 

Информация о работе Рыночные экономические системы, и их характеристика