Рыночные экономические системы, и их характеристика

Автор: M**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенности перехода России к рыночной экономике и последствия.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
Рассмотреть основные особенности административно-командной экономической системы;
Определить исходные точки перехода России к рыночной экономической системе;
Рассмотреть основные программы экономических реформ в период перехода;
Рассмотреть последствия перехода;
Проанализировать состояние экономики России после перехода.

Содержание

Введение 3
1. Переход России к рыночной экономической системе 4
1.1. Особенности административно-командной экономической системы
1.2. Исходные точки перехода России к рыночной экономической системе
2. Основные программы экономических реформ 13
2.1. Последствия перехода 17
2.2. Состоние экономики России после перехода 24
Заключение 29
Список исопользовнной литературы 30

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 41.39 Кб (Скачать)

Центр тяжести на первом этапе реформы  приходится на оздоровление денежной системы, а также на поддержание  сложившихся хозяйственных связей и материальных потоков в экономике. Без устойчивых денег невозможно стимулирование производства, налаживание  хозяйственного оборота, переход к  рыночному ценообразованию. Твердый  рубль окажет немедленное воздействие  на соотношение потребительского спроса и товарной массы, на насыщение рынка, послужит отправной точкой для действий по другим  направлениям.[4.c 248]

Одновременно  должны проводиться активные меры по разгосударствлению и демонополизации  экономики, развитию предпринимательства  и конкуренции, чтобы в максимально  короткие сроки создать предпосылки  для включения рыночных механизмов саморегулирования. Только они могут  обеспечить устойчивую стабилизацию цен, побудить к увеличению объема и разнообразия продукции, повышению ее качества и  снижению издержек. До тех пор пока они не заработают с достаточной  силой, придется придерживаться жесткой  финансово-кредитной политики, чтобы  не допустить неуправляемой инфляции. Тем самым, однако, может сдерживаться деловая активность, развитие производства.

Время, в течение которого проводится жесткая  финансово-кредитная политика, осуществляется либерализация цен, разгосударствление и демонополизация экономики  до проявления очевидных признаков  включения механизмов конкуренции  и рыночного саморегулирования, образует период стабилизации экономики.

Вслед за осуществлением Программы проведения курса реформ должен начаться период развития рынка, подъема производства и повышения его эффективности. Но это теоретически, а практически  движение экономики может пойти  «вспять» — вновь к системе  централизованного управления.[5. c 115] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  программы экономических  реформ

Процесс предполагаемых реформ в Советском  Союзе был разделен на два этапа:

1 этап 1991-1993 гг. - период создания юридических  и экономических институтов рыночной  экономики, а также превращения  значительной части государственной  собственности в частную; 

2 этап 1994-1997 гг. - период структурной перестройки  экономики, дальнейшего перехода  от государственной собственности  к частной, от военной промышленности  к гражданской, от тяжелой индустрии  к производству товаров народного  потребления и услуг, от закрытой  экономики к открытой, свободно  торгующей с другими странами.

Трудность и многоаспектность процесса экономических  преобразований, по мнению разработчиков  программы, требует тщательной координации  каждого шага реформ с проведением  политических преобразований в Советском  Союзе, а также с возможной  международной финансовой поддержкой. Успех макроэкономической стабилизации возможен лишь при условии формирования надежной защиты права частной собственности; опоры на развитую систему демократических  институтов в политической сфере  на всех уровнях государственного устройства, построенную на прочной базе нового законодательства, соответствующего новой  Конституции СССР.

Предполагалось, что переход к рыночным отношениям должен опираться на шесть фундаментальных  принципов. Эти принципы носят характер мирового опыта и ступают как азбука "перехода к рыночным отношения". Итак:

1.Либерализация  цен. Цены формируются на основе  спроса и предложения. 

2.Частная собственность, в том числе в сельском хозяйстве, (гарантированная законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надежность выполнения хозяйственных договоров).

3.Приватизация государственных предприятий, включая легализацию права частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производства в различных отраслях.

4.Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций, предоставление возможности для репатриации прибылей и конвертируемый рубль.

5.Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику.

6.Успешное завершение экономической реформы потребует полного пересмотра традиционной роли государства. Это означало отказ от большей части функций, которые государственные учреждения пытались выполнять в условиях командной экономики: государственные заказы на большинство видов продукции, одобрение государством большей части инвестиционных проектов, государственное установление большинства цен и т.д. [6. c 107]

Вместо  этого в рыночной экономике главной  задачей государства является защита и обеспечение возможностей реализации права собственности и заключаемых  хозяйственных договоров, содействие конкуренции на рынках через проведение антимонопольной политики, разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты, помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры: транспорта и средств связи и  др.

Макроэкономическая  стабилизация, означающая ликвидацию дефицита государственного бюджета. Программа  экономической реформы должна заменить командную экономику Советского Союза системой рыночных отношений, но масштаб и сложность экономических  преобразований, безусловно, требовали  экономического сотрудничества с Западом.

Основным  принципом этого сотрудничества была западная экономическая поддержка, обусловленная принятием и реализацией  программы экономических реформ, а также продолжением демократических  преобразований в соответствии с  уже принятыми в СССР решениями.

Помощь  должна была предоставляться шаг  за шагом в процессе обоюдного  взаимодействия. Это значит, что  Запад предоставлял широкомасштабную помощь только в том случае, если советское руководство следовало  заранее согласованной программе  реформ. Сама поддержка предоставлялась  за счет международных финансовых организаций, так как ни одна отдельно взятая страна не смогла бы нести столь большой объем финансовой нагрузки по оказанию помощи.

Наиболее  вероятными участниками такой программы  были индустриально развитые демократические  страны и некоторые страны МВФ, Мировой  Банк и Европейский Банк реконструкции  и развития. Решения по оказанию помощи принимались на основе согласований между советским правительством, правительствами стран Запада, оказывающих  помощь, и международными финансовыми  организациями.

Эта помощь должна была быть масштабной, учитывающей  резкое падение производства на начальной  стадии перехода к новой экономической  системе, и достаточной, чтобы обеспечить экономическую и политическую жизнеспособность реформ.

Эти виды программ многоплановой поддержки  уже отработаны для стран Восточной  Европы, проводящих радикальные реформы, а также для многих стран в  других регионах мира, которые сотрудничают с мировым сообществом при  проведении политики фундаментальных  изменений.

Программа поддержки Российских реформ опиралась  на удачный опыт многих других стран, эти процедуры выдержали проверку временем и предоставляли международному сообществу исчерпывающие гарантии в том, что деньги на оказание поддержки  реформ будут использованы эффективно.[7. c 204] 
 
 

    1. Последствия перехода

Российские  экономические реформы, претворенные в жизнь до середины 1990-х годов  не поддаются однозначной оценке. Попытки преобразить советскую  экономику, сделанные М.С. Горбачевым (в 1985-1991 гг.), и последовавший за этим полный провал перестройки только засвидетельствовали  всю серьезность проблемы перехода к рыночным отношениям.

Начиная с 1991 года, под руководством Б.Н. Ельцина, страна сделала большой шаг в  направлении рыночных отношений, перейдя  к рыночному регулированию цен. Однако первые годы развития экономики  постсоветской России были отмечены такими неправильными действиями как  приватизация (часто за гроши) ведущих  промышленных предприятий и политика поощрения импорта, а также заключение контрактов с иностранными партнерами на заведомо невыгодных условиях, что  больно ударило по отечественной  промышленности [7, c.2].

Также, вплоть до 1996 года практически полностью  отсутствовала законодательная  база для новых рыночных отношений. Поэтому, хотя возращение к плановой советской системе к середине 1990-х годов уже было маловероятно, конфигурация и перспективы развития экономики России оставались неопределенными [7, c.3].

Кроме того, курс рубля по отношению к  доллару США постоянно падал, и темпы инфляции в стране были очень высокими. Такое состояние  экономики делало очень сложным  оценить размер ВВП России в долларах США для сравнения с ВВП  других стран.

По официальным  данным, в 1994 году ВВП России составил 604 триллиона рублей (примерно 207 млрд. долларов) или около 4% ВВП США  за этот же год. Но эта цифра не отражала истинного экономического положения  в стране.

ВВП России, рассчитанный по паритету покупательной  способности, в 1994 году составил 678 млрд долларов, что равнялось примерно 10% американской экономики. На душу населения  рассчитанный таким образом ВВП  России составил 4573 долларов или примерно 19% аналогичного показателя в США. В  то же время, размер теневой экономики  в России составлял в те годы приблизительно 50% всей экономики и 40% денежного  оборота [9, c.10].

Программа макроэкономической стабилизации предусматривала  проведение большого количества мероприятий  для достижения экономической стабильности в стране. Правительство существенно  ограничивало государственные расходы, сосредотачивая усилия исключительно  на реализации национальных проектов, обороне, и субсидиях организациям и частным лицам.

Программа была направлена на уменьшение дефицита государственного бюджета с 20% ВВП  в 1991 году до 9% ВВП ко второй половине 1992 года и 3% к 1993 году [7, c.4].

Правительство ввело новые налоги, и обновило систему сбора налогов, чтобы  увеличить государственные доходы. В денежно-кредитной сфере, экономическая  программа требовала, чтобы Центральный  Банк России урезал субсидируемые кредиты  предприятиям в целях ограничения  роста денежной массы. Программа правительства была направлена на сокращение темпов инфляции от 12% за месяц в 1991 году до 3% за месяц в середине 1993 года [9, c.11].

Сразу после ликвидации Советского Союза  было объявлено, что правительство  отменяет государственное регулирование  цен на 90% товаров широкого потребления  и 80% из промежуточных товаров. Тем  не менее, государственный контроль сохранился в отношении цен на электроэнергию и главные продовольственные  товары, такие как хлеб, сахар, водка  и молочная продукция [10, c.24].

Эти меры должны были восстановить баланс между  производством и потреблением, которого недоставало при плановой экономике.

Чтобы поощрять развитие частного сектора, фундаментальные  изменения были сделаны в налоговой  системе, включая введение налога (ЧАН) на добавленную стоимость 28% на большинство  сделок, прогрессивного налога на прибыль, и налога на доход от бизнеса; изменения  произошли в системе импортных  и экспортных пошлин; новые налоги на внутреннее потребление электроэнергии поощряли ее сохранение (необходимый  шаг, потому что цены на электроэнергию все еще находились под контролем  государства); и новые экспортные пошлины на нефть и природный  газ были введены для того, чтобы  уменьшить разницу между субсидируемыми местными ценами и мировыми ценами и, чтобы предотвратить дефицит  энергоресурсов. Для рубля был  установлен рыночный обменный курс, который  в последствии позволил отечественной  валюте стать конвертируемой. Много  ограничений на внешнюю торговлю и инвестиции также были сняты в целях обеспечения перехода экономики России на мировые цены [9, c.12].

В 1992 году, в первый год экономических реформ, розничные цены в России, увеличились  на 2520%. Главной причиной увеличения было освобождение от государственного контроля большинства цен в январе 1992 года, шаге, который привел к повышению  средних цен на 245% только в течение  января. К 1993 года годовая инфляция снизилась до 240%, однако оставалась все еще очень высокой. В 1994 году темпы инфляции составили 224% [10, c.25].

Информация о работе Рыночные экономические системы, и их характеристика