Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 14:44, курсовая работа
Целью данной работы являлось выявить сущность рыночной трансформации аграрной сферы в России. Для этого были поставлены следующие задачи: проанализировать понятие аграрной реформы, определить ее основные цели, направления и итоги.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ РОЦЕССЫ В АГРАРОМ
СЕКТОРЕ РОССИИ 4
1.1 Аграрная реформа и структурные преобразования в аграрной сфере 4
1.2 Кооперативный сектор в современной аграрной структуре 6
1.3 Рыночная трансформация аграрной сферы 10
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА 18
2.1 Агропромышленный комплекс: сущность, специфика 18
2.2 Особенности рыночных отношений в сфере агробизнеса 23
2.3 Государственное регулирование сельского хозяйства 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
За пользование землей арендатор платит арендную плату, которая включает: ренту — доход собственника земли; проценты на капитал, вложенный собственником в участок и ссуженный арендатору (здания, сооружения, мелиорация и т.д.); амортизационные отчисления на возмещение использованного арендатором капитала, принадлежащего собственнику земли.
«... Мы можем признать, что рентообразующие факторы, порождающие в капиталистическом хозяйстве явления земельной ренты как особого вида нетрудового дохода, в хозяйствах семейных и трудовых вызывают повышение уровня потребления, увеличение силы капиталообразования и ослабляют меру напряжения труда» (А.В. Чаянов).
При
графической иллюстрации рынка
земли для определения
Цена
земли является такой суммой, за которую
землевладелец готов лишиться не только
права пользования своей землей на определенное
время (земельная рента), но уступить покупателю
право собственности на неопределенный
срок, т.е. продать землю. Поскольку каждый
субъект рынка стремится к максимальной
для себя выгоде, цена земли выражается
в такой сумме денег, с которой при данном
сложившемся уровне банковского процента
ее владелец сможет получать годовой доход,
по меньшей мере равный годовой ренте
со своего участка.
2.2.
Особенности рыночных отношений в сфере
агробизнеса
Особенности рыночных отношений в сфере агробизнеса:
• относительная однородность товаров;
• высокая конкурентоспособность товарной массы из-за большого числа независимых предпринимателей;
• неустойчивость
рыночной конъюнктуры, вызванная колебаниями
сельскохозяйственного производства;
• существенное государственное вмешательство в поддержание рыночного равновесия.
К технологическим факторам насыщения продовольственного рынка относятся:
Взаимодействие спроса и предложение на рынке сельхозпродукции, как и на рынке земли, имеет свои особенности. Спрос на аграрном рынке на сельхозпродукты неэластичен по доходу: рост доходов населения не вызывает заметного роста потребления продовольствия. Значительное отставание спроса от предложения, снижение цен не вызывают адекватного роста спроса. Предложение на аграрном рынке обусловлено быстрым техническим прогрессом в сельском хозяйстве, влиянием технологических факторов, широкой государственной поддержкой фермеров, значительным увеличением предложения продовольствия, вызывающим необходимость снижения цен на сельхозтовары.
В развитых экономических системах хроническое отставание спроса от предложения на аграрных рынках в совокупности с низкой эластичностью спроса приводит к устойчивой тенденции падения доходов сельскохозяйственных производителей (рис. 2.1).
Рис.
2. 1. Спрос и предложение на аграрных рынках
Из графика видно, как изменение спроса Di-D2, не адекватное росту предложения S1-S2, повлекло с учетом неэластичности спроса к снижению цен на продовольствие с Pi до Рг и падению доходов производителей продовольствия с OPiEiQi до OP2E2Q2.
Модель, естественно, применима лишь к экономикам с развитым и высокотехнологичным сельским хозяйством.
Агропромышленная интеграция — основа современного агробизнеса. Под агропромышленной интеграцией понимают процесс воздействия технического прогресса на развитие сельского хозяйства, выражающийся в форме организационно-экономической и технологической интеграции промышленного производства с сельскохозяйственным, приводящий к обеспечению наиболее эффективного способа ведения хозяйства.
Конкретными
мотивами, которые вынуждают
Характерными чертами агропромышленной интеграции являются:
Агропромышленная
интеграция может протекать в
виде объединения
2.3
Государственное регулирование сельского
хозяйства
Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитым АПК — необходимый фактор устойчивого развития рыночной экономики.
На
современном этапе развития сельского
хозяйства государственное
1) Поддержание цен — комплекс мероприятий, направленный на повышение и стабилизацию цен и доходов производителей сельскохозяйственной продукции, осуществляемый в виде государственных программ закупок и займов, а также путем субсидирования разницы между закупочными и рыночными ценами.
2) Борьба
с излишками — государственные мероприятия
по сокращению
предложения сельхозтоваров (в частности,
путем проведения программ ограничения
посевных площадей) и стимулированию спроса
на них с помощью поисков нового применения
продукции фермеров.
3) Обеспечение государственной стабилизационной политики в сельском хозяйстве — вытекает из тенденций развития рынков сельскохозяйственных и промышленных товаров: цены на товары фермеров растут медленнее, чем цены на товары, потребляемые ими, что приводит к неравенству доходов в соответствующих отраслях.
Основными
направлениями государственной
поддержки предприятий АПК
Соотношение цен промышленных и аграрных товаров выражается индексом паритета:
Цены на сельскохозяйственную продукцию
Индекс паритета = ---------
Цены на продукцию, приобретаемую фермерами
Исходя из потребности устранения последствий диспаритетного развития была сформулирована концепция паритета:
Каждый год данный объем производства сельскохозяйственных продуктов должен позволить их производителю получить данное общее количество товаров и услуг, т.е. индекс паритета должен оставаться постоянным.
Согласно выводам американских исследователей, основное противоречие сельскохозяйственной политики заключается в том, что государственная сельскохозяйственная политика, предполагающая мероприятия по ограничению предложения и стимулированию спроса, была направлена на исправление комплекса последствий, выражающихся в снижении доходов сельскохозяйственных производителей. Причина же в данном случае заключается в неравномерном распределении ресурсов между отраслями экономической системы, в частности между сельским хозяйством и другими сферами экономики.
Реформы аграрной сферы в России могут осуществляться в следующих направлениях:
1) в отношении собственности:
• проведение земельной реформы, т.е. обеспечение оптимального сочетания различных форм собственности на землю с преобладанием частной собственности;
2) в организации агропромышленного производства — развитие современных организационно-правовых форм предприятий рыночного типа, включая: общества с ограниченной ответственностью (ООО); товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО); колхозы, сохранившие свой статус; сельскохозяйственные кооперативы (СХК); коллективные сельскохозяйственные предприятия (КСХП); акционерные общества закрытого типа (АОЗТ); личные подсобные хозяйства населения (ЛПХ); крестьянские (фермерские) хозяйства; совхозы, включая опытные хозяйства науки; ассоциации крестьянских хозяйств. Это обеспечит рациональную и эффективную многоукладность в АПК России;
3) в государственном регулировании АПК:
Информация о работе Рыночная трансформация аграрной сферы экономики России