Рыночная трансформация аграрной сферы экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являлось выявить сущность рыночной трансформации аграрной сферы в России. Для этого были поставлены следующие задачи: проанализировать понятие аграрной реформы, определить ее основные цели, направления и итоги.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ РОЦЕССЫ В АГРАРОМ
СЕКТОРЕ РОССИИ 4
1.1 Аграрная реформа и структурные преобразования в аграрной сфере 4
1.2 Кооперативный сектор в современной аграрной структуре 6
1.3 Рыночная трансформация аграрной сферы 10
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА 18
2.1 Агропромышленный комплекс: сущность, специфика 18
2.2 Особенности рыночных отношений в сфере агробизнеса 23
2.3 Государственное регулирование сельского хозяйства 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

аграрная сфера России.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ  
 

ВВЕДЕНИЕ            3

ГЛАВА 1. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ РОЦЕССЫ В АГРАРОМ

СЕКТОРЕ РОССИИ           4

       1.1 Аграрная реформа и структурные  преобразования в аграрной сфере 4

       1.2 Кооперативный сектор в современной  аграрной структуре   6

       1.3 Рыночная трансформация аграрной сферы            10

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА                   18

       2.1 Агропромышленный комплекс: сущность, специфика          18

       2.2 Особенности рыночных отношений  в сфере агробизнеса          23

       2.3 Государственное регулирование сельского хозяйства           26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                   31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ             33

 

    ВВЕДЕНИЕ

    Агропромышленный  комплекс занимает в реальном секторе  хозяйства особое место: сельскохозяйственное производство и переработка агросырья ориентированы на удовлетворение базовых потребностей населения – в продовольствии, в продукции легкой промышленности, фармацевтике, снабжении людей другими важными продуктами. В настоящее время ситуация в экономике такова, что прежде всего и чаще всего думать приходится не столько о стратегических проблемах, не о «программе - максимум», а о «программе - минимум», чисто тактических задачах, о конкретных мерах по поддержанию агросектора «на плаву». По сравнению с прочими отраслями экономики агропромышленный сектор, прежде всего сельское хозяйство, имел самые невыгодные стартовые возможности перехода к рыночным методам хозяйствования, приспособления к рыночной экономике и соответствующим ей хозяйственным отношениям. Для  изменения ситуации требовалось проведение  реформы в аграрном секторе. 

    Целью данной работы являлось выявить сущность рыночной трансформации аграрной сферы в России. Для этого были поставлены следующие задачи: проанализировать понятие аграрной реформы, определить ее основные цели, направления и итоги.

     Актуальность  данной темы обусловлена тем что, в начале 90-х годов была заложена законодательная база для формирования многоукладной экономики в аграрном секторе страны и свободного выбора каждым сельским тружеником формы хозяйствования на земле.

    Экономическое содержание и социальная направленность современной аграрной политики в  качестве важнейшего основополагающего  направления включает в себя формирование новой аграрной структуры, ориентированной  на систему рыночных отношений и личный интерес товаропроизводителя.

    Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

    - рассмотрены трансформационные процессы в аграрном секторе России;

    - дано понятие и структура агро-промышленного  комплекса.

 

     ГЛАВА 1. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ 

    1.1. Аграрная реформа и структурные преобразования в аграрной сфере 

     На  рубеже веков России не удалось решить многие социальные проблемы в стране, в том числе и продовольственную. Темпы прироста продовольственной продукции в 80-е годы были недостаточными, чтобы обеспечить потребности населения страны в полноценном и сбалансированном питании. В ряде районов продажа продовольственных товаров регламентировалась [5, с. 168]. Попытки административно-командной системы изменить положение с помощью косметических поправок не давали долговременных результатов. Внедряемые социально-экономические новации, будь то внутрихозяйственный расчет, различные виды подряда, интенсивные технологии и т. п., не меняли существа дела. Они лишь на короткий срок, да и то в экспериментальных хозяйствах, где искусственно создавались более благоприятные условия для "маяков", приводили к кратковременному улучшению положения в сельской экономике. После очередной кампании все возвращалось на круги своя. Социалистическая система отторгала чуждые ей элементы рыночных производственных отношений. Для радикального изменения ситуации необходимы были радикальные реформы.

     Радикальная экономическая реформа начала 90-х  годов, предусматривала конструктивные преобразования в аграрном секторе страны. Она включала в себя проведение земельной реформы, реорганизацию колхозов и совхозов, являющихся доминирующей формой социалистического хозяйствования в аграрной сфере, развитие фермерского сектора.

     Главной целью земельной реформы было перераспределение земли между хозяйствующими субъектами для равноправного развития различных форм хозяйствования и рационального использования земель на территории России. Закон о земельной реформе, принятый в декабре 1990 г., отменял государственную монополию на землю на всей территории страны и возрождал институт частной собственности на землю [3, с. 8] Право частной собственности на землю было закреплено в Конституции Российской Федерации. Однако второй (внеочередной) Съезд народных депутатов РФ в том же 1990 г. ввел 10-летний мораторий на куплю-продажу земли, который фактически действует и поныне несмотря на Указы Президента РФ, направленные на реализацию конституционных прав граждан на землю и отмену установленного моратория [11, с. 22]. Дебаты по поводу свободной купли-продажи земли продолжаются и поныне. Земельный кодекс России до сих пор не принят.

     В конце 1991 г. правительством РФ были приняты  постановления о реорганизации  колхозов и совхозов и порядке  приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий [8. с. 34]. Эти меры были нацелены на изменение организационно-правового статуса коллективных хозяйств, на реализацию права свободного выбора формы предпринимательства с закреплением за работниками имущественных паев и земельных долей с правом свободного выхода из состава коллективного хозяйства без согласия на то трудового коллектива. Реорганизации подлежали все коллективные хозяйства независимо от эффективности их деятельности. На их базе могли быть созданы товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские фермерские хозяйства и их ассоциации. Трудовым коллективам предоставлялось право сохранить прежнюю форму хозяйствования. Реорганизация должна была быть завершена к концу 1992 г.

     Развитие  фермерского сектора в России началось с принятия в декабре 1990 г. Закона РФ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” [4. с. 52], который определил экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их ассоциаций, как формы свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.

     Таким образом, в начале 90-х годов была заложена законодательная база для  формирования многоукладной экономики  в аграрном секторе страны и свободного выбора каждым сельским тружеником формы хозяйствования на земле.

     Экономическое содержание и социальная направленность современной аграрной политики в  качестве важнейшего основополагающего  направления включает в себя формирование новой аграрной структуры, ориентированной на систему рыночных отношений и личный интерес товаропроизводителя. Идея тотального обобществления была оторвана от непосредственного интереса личности. Пагубность такого отрыва очевидна и не нуждается в доказательствах.

     При незыблемости курса на приватизацию как обязательную базу реформы узаконивается  достаточно длительное, с учетом конкретной ситуации, сосуществование государственных  и частных крестьянских хозяйств, фермерских кооперативов, возникших  на основе реорганизации либо ликвидации огосударствленных кооперативов и госхозов с разделом “коллективных” земель и имущества на доли их членов.

     Создаются хозяйственные (акционерные) общества частных лиц на основе соответствующего преобразования землевладения бывших госхозов и кооперативов, новые кооперационные структуры в виде добровольных объединений пайщиков (типично для большинства рентабельных и жизнеспособных кооперативов и части госхозов).  

     1.2. Кооперативный сектор в современной аграрной структуре 

     В процессе возрождения сельскохозяйственная кооперация в России, если она будет активно поддерживаться эффективной кооперативной политикой государства, постепенно, как и всюду в мире, займет свое доминирующее положение в аграрной структуре. Специфика нынешнего, начального этапа этого возрождения состоит в том, что в силу сложившихся социально-экономических условий, длительного существования обобществленных форм хозяйства в виде колхозов и совхозов наибольшее развитие могут получить создаваемые на их базе производственные кооперативы, прежде всего как добровольные объединения собственников земельных и имущественных паев. Это диктуется российской спецификой и объясняется следующими объективными предпосылками технического, экономического и психолого-социологического характера:

     - современная сельскохозяйственная технология приспособлена к крупным земельным площадям и крупным объектам производства, позволяющим достаточно рационально использовать существующую материально-техническую базу, несмотря на то, что пока отсутствует полноценный набор сельскохозяйственной техники для применения ее в фермерских хозяйствах;

     - отсутствует необходимое количество  высококвалифицированных кадров, способных  вести собственное хозяйство,  сочетая в себе менеджера, агронома, зоотехника, механизатора, бухгалтера и т.д., как это имеет место в фермерских хозяйствах за рубежом;

     - колхозно-совхозная практика породила  у работника синдром страха  принятия самостоятельного решения,  привычку работать артельно, по  указке, не очень напрягаясь и  не “высовываясь”, чтобы не выделяться из общей массы, не подчеркивать своего превосходства над другими из-за боязни вызвать неприязнь со стороны окружающих и нести ответственность за результаты своей самостоятельной деятельности. Поэтому основная масса работников не спешит потребовать свой пай, создать собственное хозяйство, взять на себя ответственность за результаты своего труда.

     К сожалению, и правовая, и экономическая  ситуации в кооперативном движении пока складываются не в пользу ни производственной, ни других форм сельскохозяйственной кооперации. Это движение сейчас напоминает бег на месте с оглядками назад — на реанимацию обобществленного производства, его огосударствление.

     В целом в структурных преобразованиях  на селе пока преобладают внешние  изменения, смена вывесок на АО, ТОО и другие, якобы новые, предпринимательские формы хозяйства. И если учитывать реальное “созревание” социальной базы аграрной реформы, степень психологической готовности подавляющей части крестьянства к радикальным переменам, это вполне естественно. Указы Президента и постановления Правительства о земельной реформе и реорганизации колхозов и совхозов по форме выполнены, а люди живут и работают в основном по-старому, поскольку иначе не умеют, а многие просто не захотят, да и для желающих создать самостоятельное крестьянское хозяйство, даже при наличии благоприятных материально- технических, экономических и правовых условий, которых пока нет, нужны глубокие специальные знания, в первую очередь, овладение механизмом рынка, рыночного предпринимательства. А сейчас пре - обладают дилетантство или полная безграмотность.

     Реальным  достижением аграрной реформы является действительное обретение сельскими  товаропроизводителями земельных  наделов, что открывает путь к  экономической свободе и самостоятельности, о чем мечтали труженики села в долгие годы административного диктата.

     Чтобы действительно реорганизовать колхоз (совхоз), АО, товарищество и т.д. в  производственный кооператив, коллективному  хозяйству должна быть предоставлена  полная хозяйственная самостоятельность, а его членам — право собственности на соответствующую долю коллективного имущества (включая землю). Другим основополагающим принципом является добровольность членства в кооперативе. В ходе реорганизации коллективных хозяйств каждый работник, получивший имущественный и земельный паи, должен иметь право выйти из него с этими паями для ведения собственного крестьянского хозяйства. Только это определяет реальную, экономически подтвержденную добровольность членства. При этом надо отметить, что право выхода из производственного сельскохозяйственного кооператива со своим имущественным паем определяется концепцией современной аграрной реформы, гражданскими правами человека в демократическом государстве. В то же время в условиях развитого земельного рынка член кооператива при выходе из него может получать и денежную компенсацию за свою землю по рыночной оценке.

     Важный  кооперативный признак, подлежащий восстановлению в производственном кооперативе, — это паевые отношения. История кооперативного движения показала, что членский пай является материализованным выражением интереса участника к кооперативу. По российскому законодательству, все имущество колхозов и совхозов, разделено на доли, которые являются паевыми взносами в кооперативные хозяйства производственной формы. Члены этого хозяйства могут вносить реальные паевые взносы земельными долями, а также деньгами или имуществом. Если строго ориентироваться только на “классические” кооперативные принципы, то распределение совместно полученного дохода между членами хозяйства пропорционально паям, т.е. капиталу, в кооперативе не предполагается. Пай передается по наследству, его можно получить при выходе из кооператива, но доход делят между членами пропорционально участию в операциях кооперативного предприятия (для производственного кооператива участие в операциях — это трудовое участие).

     Однако  в нынешних переходных условиях коллективное землевладение приходится не столько  создавать заново на добровольных началах, сколько воссоздавать его в иной ситуации, в ныне действующих хозяйствах, члены которых во многом полностью утратили ощущение действительно кооперативной деятельности, для того чтобы такое хозяйство по существу преобразовать в производственный кооператив, будущему члену нужно показать экономическую выгоду от объединения. В этом смысле выплаты из дохода на паи необходимы для повышения экономической активности членов кооператива. Но это касается главным образом выплат на реальные паи.

Информация о работе Рыночная трансформация аграрной сферы экономики России