Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 14:48, курсовая работа
Целью данной работы является изучение рынка, как способы и формы функционирования экономики.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
Понятие «рынок»
Формы функционирования экономики
Способы функционирования экономики
Введение 3
Глава 1. Сущность рыночной экономики 6
1.1.Понятие рынок 6
1.2.Формы функционирования экономики 11
1.3. Способы функционирования экономики 20
1.4. Принципы функционирования экономики 29
Глава 2. Россия в условиях рыночной экономики 41
2.1. Рыночная экономика в современной России 41
Заключение 50
Список используемой литературы 51
На практике одновременно могут быть государственные, договорные и рыночные цены. Такая система цен достаточно универсальна и применяется в любой экономике. Всё дело в том, какие цены занимают главенствующее положение.
В государственной экономике, управляемой преимущественно административно-
В рыночной же экономике картина обратная. Ведущее место занимают свободные рыночные цены. За ними следуют договорные, и наименьший удельный вес составляют государственные цены.
Вместе с тем неправомерно отождествлять рыночную экономику с экономикой полностью раскрепощенных цен. Фактически и рыночные цены складываются не только в результате свободного торга между покупателями и продавцами, а под влиянием рыночной конъюнктуры в целом, осуществления определенной ценовой политики производителей и торговцев. Так что цена есть продукт рыночных отношений в широком смысле слова, охватывающих всю национальную, а иногда и мировую экономику (цены мирового рынка). Принцип рыночного ценообразования означает одновременно минимизацию государственного вмешательства в процесс формирования цен.
В принципе рыночного ценообразования находит своё продолжение принцип свободы экономических отношений. Но значение рыночного ценообразования выходит за пределы увеличения экономической свободы. В нем есть и другая очень важная сторона. Пожалуй, только механизм рыночных цен обладает высокой способностью устанавливать и поддерживать цены на уровне истинной стоимости продукции товаров и услуг. Все другие механизмы ценообразования значительно уступают рыночному, хотя имеют и свои достоинства.
Рыночная цена аккумулирует в себе интегральную оценку затратной, меновой и потребительской стоимости товара, воплощая её в виде единой цены. Тем самым в рыночных ценах отражается и себестоимость продукции её обменный курс по отношению к другим товарам, и потребительские свойства. Словом, рыночные цены в наибольшей мере обеспечивают эквивалентный обмен товаров.
7) Самофинансирование.
Любая хозяйственная единица, обретая экономическую самостоятельность, расплачивается за неё необходимостью покрывать все финансовые расходы на своё существование и развитие из собственного кармана.
Вообще говоря, принцип самофинансирования носит универсальный характер и должен быть свойствен экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Но в плановой экономике этот принцип действует в весьма усеченной форме, с многочисленными отклонениями.
В рыночной экономике принцип самофинансирования также не соблюдается как абсолютный, встречаются отклонения и отступления от него, но в целом он соблюдается гораздо более жестко и последовательно.
Благоприятная для экономики страны в целом сторона принципа самофинансирования состоит в том, что он приучает к умению жить на собственные средства, порождает острое чувство экономической ответственности в связи с угрозой финансового банкротства. Отсюда самофинансирование возбуждает предприимчивость, учит умению добывать деньги, упорядочивает учёт и контроль за финансами.
8) Децентрализация управления и самостоятельность.
Принцип децентрализации управления в рыночной экономике является производным от других принципов. Его можно смело включить в само определение рыночной экономики. Ведь будучи централизованной, экономика просто не может быть рыночной: ей свойственно распределение большинства товаров и услуг по плану. Рыночной же экономике свойственен свободный обмен между экономическими субъектами по соглашению.
Децентрализация рыночной экономики проявляется в отсутствии устанавливаемого центра государственного плана, подлежащего обязательному выполнению и замене его рекомендательным планом-прогнозом. Кроме того, в условиях децентрализованной экономики права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью производственных и иных экономических ячеек.
Естественно, что децентрализация управления видна не только в ограничении прав центрального государственного или иного аппарата. Столь же важно делегирование планово-управленческих полномочий экономическим субъектам, хозяйственным единицам, предоставления им высокого уровня самостоятельности в определении стратегии и тактики собственных действий. То есть, нужна высокая степень экономической свободы, проявляющаяся в праве самостоятельного принятия хозяйственных решений.
9) Экономическая ответственность.
Рыночная экономика опирается на экономические способы возбуждения ответственности используя принцип возмещения ущерба лицами и организациями которые в нём повинны.
Компенсация ущерба должна обеспечиваться правовыми экономическими гарантиями. При этом во главу угла ставиться соблюдение договорных условий нарушение которых обязательно карается реальными штрафами и санкциями.
В условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом или денежными активами. Вследствие этого ответственность обладает явно ощутимыми формами.
Есть и вторая, не менее важная сторона экономической ответственности. Субъект, нарушающий свои обязательства, теряет доверие и лишается статуса полноценного, надежного партнера. Ему грозит исключение из делового мира, не гласный или даже гласный бойкот со стороны смежников. Если экономическое взыскание за нарушение правил и обязательств не будет осуществлено в судебном порядке, то суд экономического общественного мнения неизбежен. Эта мера ответственности оказывается нисколько не меньшей, чем по суду.
В рыночной экономике ответственность порождается и становится действенной также в силу реальности и конкретности форм и отношений собственности. При обезличенной собственности подает уровень ответственности за неё. Наличие явно обозначенного собственника меняет дело. Ничто не возбуждает ответственность как боязнь потерять своё.
10) Государственное регулирование.
Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования.
Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимая для самого ранка, организующая и упорядочивающая воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничении рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательство через государственное планирование.
С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли через действие системы налогообложение, путём обязательных платежей в бюджет.
11) Конкуренция и механизмы социальной защиты.
Одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями, организациями, предприятиями. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов.
В рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы в отличие от искусственного соревнования рыночная система порождает конкуренцию сама, вследствие чего есть основания считать принцип конкурентности имманентно присущим такой системе.
В тоже время рыночная структура способствует поддержанию и развитию конкуренции. Главным инструментом способствующим ей служат меры по демонополизации структур в отдельных областях и видах производства.
Для современной рыночной экономики характерны и средства социальной защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных последствий. Отдельные меры по обеспечению социальной защищенности принимаются системой государственного регулирования или хозяйственными субъектами по мере возникновения тяжелых ситуаций.
Глава 2. Россия в условиях рыночной экономики
2.1. Рыночная экономика в современной России
Анализируя экономическую систему, сложившуюся в современной России, необходимо сразу оговориться, что в последние десятилетия вопросы, связанные с экономической деятельность являются сильно политизированными, в основном потому, что наше общество прошло через болезненный процесс перестройки не только экономики, но и государства в целом, что породило сильнейшие разногласия в оценке тех или иных достижений последних лет. Деятельность российских властей по реформированию плановой социалистической экономической системы, доказавшей к концу 1980-х годов свою полную несостоятельность, неоднозначно воспринимается обществом, одни и те же исторические факты и экономические показатели могут широко толковаться в угоду политических предпочтений, также и в наши дни - любая критика, которой подвергается правительство, в том числе и по его экономической деятельности, часто воспринимается российской властью, все последние годы скатывающейся к авторитарному правлению, как провокация недоброжелателей государства в целом, не имеющая под собой серьезных оснований. В то же время объективная критика крайне полезна, так как в российской экономике, не имеющей большого опыта формирования и использования рыночных механизмов, и до сих пор не избавившейся от теней социалистического прошлого, возможны и существуют многие деструктивные явления, однако указывают на эти явления преимущественно представители оппозиции, политики и экономисты, но не представители правящей партии и правительства. Поэтому, критично оценить состояние рыночной экономики в России можно, ссылаясь в основном на противников проводимого властями курса, что тоже не может быть в полной мере объективным.
Конец Советского Союза, вместе с его командной неэффективной экономикой, державшейся последние годы исключительно на ценах на сырьё, продаваемом за границу, привёл к необходимости коренным образом перестраивать не только хозяйственную систему, но государственное устройство в целом. Обанкротившаяся экономика СССР к 1990 году не могла удовлетворять элементарные потребности общества, государственная казна была практически пуста, в технологическом смысле страна безнадёжно отстала от передовых стран Запада, уровень жизни оставался низким, появился дефицит товаров первостепенной важности, дошло до введения карточек на продовольственные товары. В таких условиях новое российское правительство во главе с Е. Гайдаром пошло по пути радикальных реформ в экономической и социальной сферах, реализуемых на принципах монетаризма, то есть минимального влияния государства на экономическую деятельность. В 1992 году была проведена так называемая политика «шоковой терапии», последовательно введены следующие реформы:
- разовое введение с 1 января 1992 г. свободных цен;
- либерализация торговли средствами производства и товарами народного потребления;
- приватизация государственных предприятий и жилья.
Основой для экономических реформ, переводящих российскую экономику на капиталистические рельсы, было убеждение, что переход к свободной конкурентной рыночной системе и минимальное влияние государства на экономическую деятельность быстро приведут к положительным результатам. Однако на практике оказалось, что этого недостаточно. Проблемы, накопившиеся к этому времени, плюс многочисленные ошибки на пути реформирования оказались гораздо серьезнее, чем предполагали либеральные экономисты начала 90-х. К 1997 году экономисты были вынуждены констатировать: экономика неспособна удовлетворить потребности населения в товарах и услугах и обеспечить даже простое воспроизводство, обновление основного капитала. Происходит технологическая деградация экономики. Основной капитал устарел как физически, так и морально. В нем преобладают технологические уклады, доминировавшие в XIX и первой трети XX в. Промышленное производство за 1990-1995 гг. по сравнению с предкризисным 1989 годом сократилось на 50,5%. Продукция машиностроения и легкой промышленности в общем ее объеме снизилась с 42,9% в 1990 г. до 20,1%, а в общем объеме инвестиций в промышленности с 26,4% до 9%. Катастрофически упал уровень жизни населения, вырос уровень безработицы.
Всё это привело к тому, что властям пришлось частично свернуть реформы, не доведя их до логического завершения, что не позволило России быстро продвинуться к зрелой рыночной экономике. Но все же страна снова встала на путь капиталистической рыночной экономики, и так тяжело развивавшейся в России до появления советской власти из за пережитков феодализма и слаборазвитой инфраструктуры, а с 1917 года и вовсе свернутой большевиками.
Главным результатом осуществления экономических и политических реформ в России является формирование системы рыночных отношений. Конституцией закреплено право частной собственности, право свободного предпринимательства. В стране появились все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, собственности и т.д. Проведена массовая приватизация, налоговая и земельная реформы, укрепились позиции частного сектора. На начало 1998 года общее число приватизированных предприятий составило 126,7 тыс. что составило 59% от количества государственных предприятий к началу приватизации. На долю негосударственного сектора к 1998 году приходилось уже 70% валового национального продукта, появилось большое количество частных предприятий, а общее количество предприятий выросло почти в 10 раз.