Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:07, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть сущность рыночной экономики, рассмотреть принципы ее функционирования, проанализировать экономику России.
Задачи курсовой работы:
на основе изучения литературы и дополнительных материалов по выбранной теме, осветить понятие рыночной экономики,
показать, как она развивается в России,
определить роль и функции государства в рыночной экономике,
рассмотреть тенденции и перспективы развития современного рынка в России.
Введение---------------------------------------------------------------------------- с. 3
1.Понятие рыночного механизма и его функции
Сущность рынка-------------------------------------------------------------- с. 5
Системы рынков----------------------------------------------------------- с. 11
Роль и функции государства в рыночной экономике-------------- с. 19
2. Рыночная система, ее место в экономике России
Специфические особенности России. Проблемы и объективные трудности перехода страны к рынку--------------------------------------------- с. 26
Тенденции современного рынка в России---------------------------- с. 35
Перспективы развития рыночной экономики в России----------- с. 41
Заключение---------------------------------------------------------------------- с. 45
Список литературы------------------------------------------------------------ с. 48
К
положительным результатам
Эта оценка дана с точки зрения текущего момента, с локальных позиций. Но если рассмотреть решение стратегических задач, провозглашенных, кстати, рыночной реформой с 90-х годов, то итоги социально-экономического развития страны за истекший 2006 г. (как, впрочем, и за все предыдущие семь лет) нельзя признать положительными.
В современной высококонкурентной среде мирового рынка для эффективной интеграции в него России необходимо обеспечение устойчивого экономического роста на основе прогрессивных структурных сдвигов (развития высокотехнологического сектора, внедрения наукоемких и информационных технологий), существенного подъема уровня жизни населения адекватно достижениям мирового научно-технического прогресса, выравнивания качества жизни с постиндустриальными странами.
За годы же проводимых реформ; по сути, по указанным определяющим направлениям экономического развития не достигнуто сколько-ни6удь заметных сдвигов, а институциональные и структурные реформы, о необходимости проведения которых говорится уже 15 лет, таки остаются разговорами.
Об экономическом и социальном развитии России за последние семь лет (2000-2006 гг.) в известной мере можно судить по данным основных показателей, приведенных в таблице 7. Многие из этих данных часто упоминаются в правительственных докладах в качестве иллюстрации обоснованности проводимого курса на дальнейшую либерализацию экономики. С этим вряд ли можно согласиться.
Таблица 7.
Темпы прироста основных показателей
экономического
и социального, развития РФ в 2000-2006 гг.,
%
|
Во-первых, следует отметить, что при таких «высоких» темпах в 2006 г. объемы ВВП, промышленного производства, продукции сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, реальные доходы населения все еще ниже уровня 1990 г.
Во-вторых, данные темпы роста о6условлены, как известно, эффектом импортозамещения в связи со стихийной девальвацией отечественной валюты в период после дефолта 1998 г. и одновременно благоприятной конъюнктурой цен на энергоносители. Действие этих факторов было кратковременным, и уже со второй половины 2000 г. стало невозможно поддерживать конкурентоспособность отечественной легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности
Из приведенных в таблице 7. данных 2001-2002 гг. темпы роста важнейших показателей были в 2-3 и более раз ниже, чем в 2000 г. В 2003 – 2006 гг. они заметно повысились, что было вызвано существенным ростом цен на нефть на мировом рынке (с 25 до 65 дол. за баррель) и рекордным увеличением объемов добычи нефти (в 2003-2006 гг. добыто соответственно 421, 459, 470, и 480 млн. т. против 380 млн. т. в 2002 г.).
За семь лет рост реальных доходов (206%) превысил увеличение промышленного производства (150%). Это активизировало импорт, который вновь стал основным источником роста товарооборота. Доля импортных ресурсов в структуре товарного обеспечения оборота розничной торговли в 2006 г. поднялась до 45%.
Усилилась дифференциация доходов. Разрыв в уровне доходов между 10% бедных групп населения и 10% наиболее богатых достигает 15 раз (а по данным Мирового Банка – 20 раз.).
Крайне недостаточными темпами возрастают инвестиции. Доля оборудования со сроком эксплуатации до 5 лет (то, что определяет технико-технологический уровень) сократилась с 29% в 1990 г. до менее чем 7% ныне. Свыше 2/3 всех машин и оборудования эксплуатируется более 15 лет (это вдвое превышает показатель в развитых странах), средний возраст оборудования в промышленности – 20 лет. Высокотехнологический комплекс экономики (совокупность авиационной, радиотехнической, электронной, ракетно-космической, оборонной отраслей и средств связи), о6еспечивающий инновационную направленность развития хозяйства и воспроизводящий инновации, продолжает деградировать. Его мощности используются на 15-20%. Доля российской промышленности на рынках наукоемкой продукции составляет лишь 1%. Российский экспорт на 60% сформирован за счет энергоносителей, на 15% - за счет металлургической продукции. Товары с высокой степенью переработки занимают незначительную долю: на машины и оборудование, как и на продукцию химической промышленности, приходится менее 6%.
3а
годы реформ ухудшилось
Многолетний опыт реформирования экономики в России со всей очевидностью показал, что рыночный механизм и либеральная политика в отсутствие государственной стратегии экономического развития, промышленной политики и активной при этом роли государства непригодны для вывода экономики из нынешнего состояния. Проводимая ныне экономическая политика должна претерпеть существенные изменения. Этот тезис, Кстати, уже не один год обозначается президентом страны.
Да и В. Путин, когда он еще готовился стать президентом, в докладе на заседании Госдумы в ноябре 1999 г. к числу серьезных, требующих решения экономических проблем справедливо относил повышение уровня инвестиций в реальный сектор экономики, подъем сельского хозяйства, реструктуризацию банковского сектора, прекращение оттока капитала, а главное - повышение уровня жизни граждан, что и должно стать основным источником экономического роста в ближайшие 1-2 года.
При
проходившем в
В Программе было подчеркнуто, что экономический рост сдерживается недопустимо высокими обременительным вмешательством государства в экономику. И мы видим, что практические действия правительства РФ по ослаблению роли государства в управлении экономической и социальной сферой носят, по сути, характер всеобщего перманентного реформирования ради реформирования. А именно: наряду с либерализацией управления энергетическим, транспортным комплексами и жилищно-коммунальным хозяйством реформируются бюджетные отношения и местное самоуправление, налоговая, пенсионная, банковская и страховая системы; проводятся реформы армии, судебных органов, государственной службы, образования, валютного режима, страхования банковских вкладов населения; ускоряется вступление в ВТО и др.
Каковы же перспективы развития рыночной экономики в России?
2.3. Перспективы развития рыночной экономики в России
Сегодня Россия вновь находится на старте своего обновления, и этот старт не должен завершиться очередным провалом. Наше общество уже устало от нерешительности, неопределенности, а главное – от недоделанности, половинчатости и даже непродвижения давно начатых реформ.
С точки зрения оценки перспектив развития российской экономики в будущем возможны три сценария:
— неопределенная экономическая политика при угасающих темпах экономического роста, дальнейшей утрате страной своих и так уже серьезно ослабленных позиций в мире;
—
частичный возврат к
—
более решительное и
Мне более предпочтителен третий вариант, развитие, по которому способно вывести нашу страну в число стран со зрелой рыночной экономкой и стабильной демократической системой. Это отзовется не только быстрым ростом жизненного уровня населения, но и повышением конкурентоспособности и инновационности российской экономики, уважением со стороны передовых стран всего мира.
По мере усиления ориентации на качество экономического роста его темпы не должны и не могут быть такими же высокими, как, например, в Китае или Индии. Представляется, что в перспективе до 2017 г. можно ожидать среднего прироста нашего ВВП не ниже 5%. Для экономики США этот темп составит около 3%, точнее — 2.8%, что характерно для длительных отрезков времени в прошлом
На основе этих допущений и предпосылок, а также соотношений ВВП за 2003 г. можно составить прогноз соотношений ВВП России и ряда стран Запада на 2017 г. (таблица 8.). По этим оценкам, в 2017 г. ВВП России будет в 6 раз меньше американского, отставание от Германии составит 20 процентных пунктов. Зато Россия будет превосходить Францию и Великобританию, занимая второе место в Европе. Доля России в мировом ВВП в 2017 г. составит порядка 3%, что означает 5-6-е место в мире.
Таблица 8.
Прогноз соотношения ВВП России, СШа и ряда стран Западной Европы на 2017 г., %
Соотношение | 2003 | 2017 |
Россия/США | 12.1 | 16.3 |
Россия/Германия | 57.9 | 80.0 |
Россия/Франция | 80.8 | 113.2 |
Россия/Великобритания | 82.1 | 115.1 |
Россия/Западная Европа | 12.5 | 17.5 |
Далее, в числе национальных программ должна быть государственная программа создания инновационной и конкурентоспособной экономики, перехода от традиционной инвестиционной модели развития экономики к современной инновационной. Однако вместо упора на повышение инновационности и конкурентоспособности промышленности правительство РФ на передний план выдвигает борьбу с инфляцией. Но инфляция сама снизится при ускорении научно-технического прогресса. Примером успешного перехода к инновационной модели может служить Финляндия, занимающая ведущие позиции в Европе и мире по рейтингу конкурентоспособности. Прорыв Финляндии в этом направлении произошел всего лишь за последние 20-25 лет.
Необходимо
формировать и расширять
Пора дать решительный бой массовому проникновению чиновников госаппарата в предпринимательскую среду. В последнее время вмешательство чиновников в российский бизнес заметно усиливается. Государство проводит национализацию ряда частных корпораций ("Автопром", ЮКОС и т.д.), форсирует экспорт не гражданской готовой продукции, а вооружений, как это было в СССР. Мы можем опять "гордиться" своим первым местом в мире по экспорту оружия (6 млрд. долл. в год).
Информация о работе Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода