Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:07, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть сущность рыночной экономики, рассмотреть принципы ее функционирования, проанализировать экономику России.
Задачи курсовой работы:
на основе изучения литературы и дополнительных материалов по выбранной теме, осветить понятие рыночной экономики,
показать, как она развивается в России,
определить роль и функции государства в рыночной экономике,
рассмотреть тенденции и перспективы развития современного рынка в России.
Введение---------------------------------------------------------------------------- с. 3
1.Понятие рыночного механизма и его функции
Сущность рынка-------------------------------------------------------------- с. 5
Системы рынков----------------------------------------------------------- с. 11
Роль и функции государства в рыночной экономике-------------- с. 19
2. Рыночная система, ее место в экономике России
Специфические особенности России. Проблемы и объективные трудности перехода страны к рынку--------------------------------------------- с. 26
Тенденции современного рынка в России---------------------------- с. 35
Перспективы развития рыночной экономики в России----------- с. 41
Заключение---------------------------------------------------------------------- с. 45
Список литературы------------------------------------------------------------ с. 48
- добровольное (долгосрочное и пенсионное страхование жизни, страхование жилых помещений граждан, движимого имущества, медицинское страхование);
-
обязательное страхование (
-
страхование от несчастных
-
имущественное страхование,
- страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, когда страховая компания берет на себя обязательство возместить ущерб другим лицам в случаях аварии или наезда.
Широкое и глубокое развитие рыночных отношений необычайно повысили их активную экономическую роль. Рынок обеспечивает производство всем комплексом субъективных, материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Теперь все крупные производственные отрасли сильно завися от специализированного рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйство получило название рыночной экономики. Этим не отрицается вообще значение товарного производства. Речь идет только о новом состоянии экономического организма, когда все его клеточки испытывают воздействие рыночных отношений.
Во второй половине ХХ в. степень развития каждой национальной системы рыночных связей получила новое измерение. Сейчас различают закрытое и открытое национальное хозяйство.
Закрытая макроэкономика отличается тем, что все блага и услуги производятся и потребляются внутри страны. Открытым является такое хозяйство страны, в котором часть продукции создается для внутреннего потребления, а оставшаяся доля продаётся за рубежом. Вместе с тем государство закупает товары и услуги в иных странах.
Переход от закрытой к открытой экономике связан с развитием форм и типов взаимодействия участников как национального, так и мирового рынка.
Важную
роль в национальном хозяйстве играет
государство. Рассмотрим, какова роль
и какие функции выполняет
государство в рыночной экономике.
1.3. Роль и функции
государства в рыночной
экономике
Проблема государственного вмешательства в экономику является, основной для любого государства, в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики. Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.
Цель
государства в рыночной экономике
не корректировать рыночный механизм,
а создавать условия его
Многообразие
задач, которые стоят перед
К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:
Защита конкуренции государством как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.
Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако, можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса. Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Например: Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.
Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация.
Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит финансовую и фискальную политику.
Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны, на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления финансовой политики.
Финансовая
политика складывается из двух взаимосвязанных
направлений деятельности государства:
в области налогообложения и
регулирования структуры
Фискальная
политика предполагает использование
возможностей правительства взимать
налоги и расходовать средства государственного
бюджета для регулирования
Большинство
современных экономистов
Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.
Перераспределение
ресурсов может касаться промышленного
и сельскохозяйственного
Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому, что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.
Еще одной сферой государственных интервенций является решение социальных задач. Чисто рыночное регулирование доходов, которые часто зависят не только от вложенного труда и капитала, не только от таланта и расторопности производителя, но также и от везения, случая, стечения обстоятельств, хозяйственной конъюнктуры. Поэтому во многих странах используется прогрессивное налогообложение, развита система социального страхования (пенсии, пособия по безработице, бедности и т.д.). Так Шведская модель отличается сильной социальной ориентацией. Социальная политика направлена на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Такое перераспределение осуществляется, с помощью развитой системы налогообложения. Прогрессивная шкала налогообложения, принятая в Швеции, означает, что с ростом доходов автоматически увеличиваются государственные ставки налогов. Шведская модель получила название «функциональной социализации», т.е. функции производства выполняются частными предприятиями, действующими на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и функции развития инфраструктуры (транспорт, развитие науки) возложены на государство.
Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). В руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.
В сферу государственного воздействия включается и промышленная политика. По мнению многих экономистов, рынок не способен эффективно размещать невоспроизводимые природные ресурсы, плохо обеспечивает концентрацию усилий на перспективных направлениях научно-технического прогресса, не стимулирует достаточных вложений в фундаментальную науку и т.д. Поэтому часто правительство проводит специальную политику, направленную на формирование надлежащих пропорций в экономике, оказывая финансовую, налоговую, кредитную поддержку развитию отдельных отраслей, регионов, видов хозяйственной деятельности. В той или иной форме промышленная политика проводится во всех западноевропейских странах. Достаточно развита она в Японии, где правительство создает преференциальный режим для развития льгот, протекционистских барьеров. Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Интересы нации ставятся выше интересов конкретного человека, население готово идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Очень сильны традиции коллективизма, групповых целей, что находит свое выражение в относительной слабости элементов свободного рынка, и прежде всего, рынка труда. Практикуется верность фирме, редки случаи перехода из одной фирмы в другую. Для японской модели характерно, что в результате перекрестного акционирования экономическая структура домашней экономики приобрела некую корпоративную целостность и закрытость. Достаточно сильны и регулирующие функции государства. Меры промышленной политики призваны лишь корректировать действие рыночных механизмов, а не отменять их.
Информация о работе Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода