Рыночная экономика: необходимость , сущность , пути перехода

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение рыночной экономики и ее особенностей. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: рассмотреть теоретико-методологические аспекты рыночной экономики; охарактеризовать формы, типы, виды, принципы, структура рыночной экономики; проанализировать современное состояние рыночной экономики в России.

Содержание

Введение
1. Теоретико-методологические аспекты рыночной экономики
1.1. Понятие и сущность рыночной экономики
1.2. Формы, типы, виды, принципы, структура рыночной экономики
2. Современное развитие рыночной экономики в России
2.1. Россия на пути к рыночной экономике
2.2. Особенности конкуренции в России
3. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик
3.1. Роль государства в рыночной экономике
3.2. Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по Экономической теории.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Особая функция  МАП - это формирование реестра предприятий -монополистов, действующих на российских товарных рынках. Целью ведения данного  реестра является: 
 
-контроль за деятельностью предприятий - монополистов; 
 
-принятие мер государственного регулирования за отклонение от норм добросовестной конкуренции; 
 
-недопущение: необоснованного сокращения производства; сужения ассортимента; повышения(понижения) цен; снижения уровня качества товаров и услуг.

Для развития конкуренции  на товарных рынках России существует государственная некоммерческая структура: Фонд поддержки предпринимательства  и развития конкуренции(ФППРК). Фонд существует за счет средств государственного бюджета РФ и доходов от собственной деятельности. Основными функциями ФППРК являются: 
 
-участие в формировании рыночной инфраструктуры; 
 
-поддержка инновационной деятельности; 
 
-участие в разработке и реализации программ по защите прав потребителей; 
 
-содействие привлеч6ению иностранных инвестиций в экономику РФ; 
 
-содействие целевым программам по демонополизации экономики России; 
 
-экспертиза проектов, способствующих демонополизации экономики России.

Российским законодательством  установлены ограничения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов. В частности запрещается: 
 
-изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен; 
 
-нарушение установленного порядка ценообразования; 
 
-создание препятствий доступу на рынок(выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; 
 
-согласие заключить договор лишь при условии внесения в него товаров , не требующихся контрагенту; 
 
-навязывание контрагенту невыгодных условий договора. 
 
-раздел рынка по территориальному принципу; 
 
-ценовые сговоры.

Сформулированы также  запреты на формы недобросовестной конкуренции. Ниже приведены формы  недобросовестной конкуренции, запрещенные  в РФ и отрасли, где чаще всего  нарушаются запреты.

Формы недобросовестной конкуренции Отрасли и товарные группы России, где чаще всего нарушается данный запрет
Промышленный, коммерческий шпионаж; переманивание  специалистов, владеющих секретами банковское дело, торговля, инновационный бизнес, военно-промышленный комплекс.
Торговое  пиратство производство средств программного обеспечения, видео-продукция, производство парфюмерии и алкогольной продукции
Распространение ложных, искаженных сведений, способных  причинить вред другому хозяйствующему субъекту банковское дело, потребительские товары
Некорректные сравнения в процессе рекламной деятельности своих товаров с товарами других хозяйствующих субъектов парфюмерия, предметы гигиены, моющие средства, бытовая техника
Введение  потребителя в заблуждение относительно качеств и свойств товара, места  и способа его изготовления напитки, парфюмерия, предметы гигиены, предметы домашнего  обихода

 
 
 
 
 

3. Основные направления  и методы регулирования  государством рыночных  экономик 

3.2 Роль государства  в рыночной экономике  

Рыночная  система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и есть одно из определений рынка.

Рынок, по сути своей – анархия высшего порядка, то есть саморегулирующаяся анархия. Управляющей системой рыночного механизма является свободная конкуренция. Но в некоторых случаях сил одной конкуренции недостаточно для синхронизации всех рыночных процессов. Возникающий дисбаланс расшатывает саморегулирующий механизм (примером может служить «Великая депрессия» 30-х годов), и если не устранены причины сбоя, рынок терпит крах, или, выражаясь экономическими терминами, фиаско.

«Рыночная экономика» означает качественный скачок в экономической истории человечества. Ведь это – «рынок покупателя», в котором производитель утрачивает диктаторский статус. Если мы осознаем всю значимость перехода приоритета к потребителю, (то есть, от продавца к покупателю), то нам станет, ясна и необходимость характеристики новой ступени экономической истории общества только как «рыночной» экономики. Сам по себе производитель (продавец) – это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя.

Избавляя  общество от дефицита, стимулируя научно-технический  прогресс, рыночная организация вместе с тем демонстрирует явную  неспособность решать другие, может  быть, не менее важные социально-экономические  проблемы.

К первой, прежде всего, относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их  игнорирование  абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой  энергетической системы, охраны общественного  порядка, аппарата управления государством и т. п.  Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми  поровну  пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением  страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь  малым коллективом  коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на  «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.

Вторая проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с  так называемыми «внешними  эффектами». Суть  их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может  иметь как отрицательные, так  и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к  примеру, внешние эффекты, связанные с  загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов (например, ирригационных работ, инициатором которых выступил один производитель, а положительными результатами пользуются многие).

Ликвидация  негативных внешних эффектов возможна и путём прямого администрирования, т.е. запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии.

Всё это  даёт возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.

Наконец, третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь ввиду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью.

Роль государства  в этой сфере отношений сводится вовсе не к тому, чтобы любой  ценой обеспечить «полную занятость». Это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит  в другом – в эффективном регулировании  рынка рабочей силы, поддержании с помощью трансфертов (социальных выплат) людям, не по своей утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п.

Существуют  и требуют государственного вмешательства  и иные проблемы, которые рынок  также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, несулящие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом, и многое другое.

Итак, с одной  стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный способ хозяйственной организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии социально-приоритетными ценностями.

Неслучайно  неотъемлемым свойством рыночной системы  является её многосекторность, т.е. разнообразие форм собственности и хозяйственной  деятельности. Удельный вес каждой формы определяется только рыночной эффективностью и неодинаков в разных странах.

В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех экономических  пропорций. При построении системы  государственного регулирования экономики  здесь господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами. Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.

В рыночной экономике основным регулятором  экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование  играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

       3.2 Главные отличия  государственного  регулирования в России от развитых рыночных экономик

 

С началом  «демократических» реформ экономика  России находится в  глубоком спаде, сопровождавшемся социально–политическим кризисом в стране.

Содержание  кризиса достаточно традиционное: прежде всего — падение производства и ухудшение жизненного уровня населения.

Спад производства в России начался уже в 1991 г. Кризис в полном смысле этого слова начался  в 1992 г., когда появились трудности  со сбытом продукции и неплатежи. Уже весной 1992 г. размер неплатежей оказался столь значительным, что создалась угроза полной остановки производства. Правительство вынуждено было пойти на проведение взаимозачетов на основе централизованных кредитов. С 1992 г. состояние российской экономики отвечает всем критериям экономического кризиса: усиливаются трудности с реализацией продукции, растут неплатежи, снижается рентабельность продукции, растет число убыточных предприятий, повышается уровень безработицы и т.д.

Основной  причиной, вызвавшей экономический  кризис, являлась проведенная рыночная реформа. Доходы трудящихся формируют платежеспособный спрос на товары массового повседневного спроса. В результате реформы он резко сократился и продолжал падать, поскольку доля трудящихся в общей сумме доходов населения постоянно снижалась. Так, если в 1992 г. доля заработной платы в сумме доходов населения составляла 70%, а предпринимательского дохода и дохода от собственности - 16%; то в 1996 г. эти величины соответственно составили 34% и 52%.

Фактором  углубления кризиса являлся высокий  уровень монополизма в российской экономике и отсутствие эффективного государственного регулирования цен. Это порождало хроническую инфляцию, которая привела к обесценению производственных фондов предприятий и вызвала сокращение производства.

Возникновение и рост инфляции сопровождались процессами в области товарного и денежного обращения: стремительный рост цен (в 1992-1994 гг. они увеличились почти в 1000 раз); резкое падение объема предлагаемых товаров и услуг в реальном выражении (более чем на 50%); снижение ВВП (1992 г. – на 19%, 1993 – на 12%, 1994 – на 15%); падение инвестиций (1992 г. – на 40%, 1993 – на 12%, 1994 – на 26%).

Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход. Снижение темпа роста цен  не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях.

Главной причиной конечного провала “цивилизованного”  покрытия дефицита бюджета стало  рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.

Информация о работе Рыночная экономика: необходимость , сущность , пути перехода