Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:02, курсовая работа
Целью написания работы является изучение рыночной экономики и ее особенностей. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: рассмотреть теоретико-методологические аспекты рыночной экономики; охарактеризовать формы, типы, виды, принципы, структура рыночной экономики; проанализировать современное состояние рыночной экономики в России.
Введение
1. Теоретико-методологические аспекты рыночной экономики
1.1. Понятие и сущность рыночной экономики
1.2. Формы, типы, виды, принципы, структура рыночной экономики
2. Современное развитие рыночной экономики в России
2.1. Россия на пути к рыночной экономике
2.2. Особенности конкуренции в России
3. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик
3.1. Роль государства в рыночной экономике
3.2. Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик
Заключение
Список литературы
Рынок
в целом характеризуется
-по
экономическому назначению
-по географическому положению - местный, национальный, мировой;
-по
степени ограничения
-по отраслям - автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.д.;
-по характеру продаж - оптовый, розничный.
Как работает рынок, как решает он основные экономические задачи? Ведь миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком количестве покупать, огромное число предпринимателей - что и как производить, а владельцы факторов производства делают свой свободный выбор - кому и как их продать. Все эти субъекты тесно связаны через рынок.
Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Рыночный механизм сравнивают с непрерывным референдумом, в котором «суверенные» потребители «голосуют» своими экономическими решениями в пользу определенного «кандидата» - того или иного товара. Рыночный механизм наводит порядок в потенциальном хаосе прежде всего через цены. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Они служат маяком, по которому хозяйствующие субъекты могут «сверять» свой выбор, преследуя частный интерес. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения. По мнению западных экономистов, в рыночной экономике цены выступают организующей силой.
Важную
роль в рыночном механизме играет
конкуренция. Она сдерживает частичные
интересы. Направляет их на производство
общественно необходимых товаров. Конкуренция
непременно приводит к тому, что ограниченные
ресурсы используются более полно и эффективно.
Они устремляются в те отрасли, которые
производят необходимую для потребителя
и рентабельную для товаропроизводителя
продукцию. Нерентабельные же предприятия
лишаются возможности получать редкие
ресурсы. Конкуренцию называют основной
регулирующей и контролирующей силой
в рыночной экономике.
2. Современное развитие рыночной экономики в России
С разрушением
командной централизованной экономики
во второй половине 1980-х гг. Россия
вступила на путь реформ, направленных
на вхождение в рыночную экономику. В связи
с прекращением существования Советского
Союза нарушились и даже полностью прервались
экономические связи предприятий, находившихся
в республиках бывшего СССР и оказавшихся
с начала 1990-х годов в разных странах. Создававшаяся
десятилетиями структура специализации
и кооперирования производства перестала
действовать. Приватизация объектов производственной
структуры привела к их массовому перепрофилированию,
закрылись многие предприятия. Оборудование
действующих предприятий во многом морально
устарело и изношено физически — средний
возраст станочного парка страны превышает
20 лет. Все это привело к спаду выпуска
продукции в большинстве отраслей. К началу
2001 года согласно официальной статистике
промышленное производство в стране снизилось
почти наполовину, а в ряде отраслей —
на 70-80% по сравнению с 1988 г. Непродуманная
ваучерная приватизация, начатая в 1992
г., не привела к эффективному управлению
собственностью, хотя за десять лет почти
70% жилого фонда страны перешло в частную
собственность, в промышленности аналогичной
величины достиг масштаб акционирования
предприятий. Официально зарегистрированный
уровень безработицы в ряде регионов достиг
10% трудоспособного населения, фактические
данные (с учетом неполной занятости) были
чуть ли не вдвое выше.
Можно ли утверждать, что все негативные
процессы в экономике связаны лишь с переходным
процессом на пути к рынку? Не в полной
мере. Многие причины кроются в длительном
господстве централизованной экономики,
когда в рамках командно-административной
системы принимались во множестве необоснованные
экономические решения, а в условиях политического
противостояния с Западом громадный военный
бюджет не позволял подняться жизненному
уровню большинства населения страны.
Недостаточный рост производительности
труда не обеспечивал производства товаров
высокого качества в достаточном количестве.
Зависимость от импорта потребительских
товаров была сильна еще в доперестроечные
времена (в период до 1985 г.), с переходом
на путь рыночного переустройства еще
более усилилась. Иначе говоря, не все
нынешние Проблемы в экономике возникли
в момент слома централизованно управляемой
системы, многие лишь проявились в этот
период.
Можно ли говорить о кризисном состоянии
экономической системы страны в настоящий
момент? На этот вопрос еще 3-4 года назад
можно было отвечать лишь утвердительно.
Однако в недавнее время падение экономических
показателей стабилизировалось. Более
того, в 2001 г. отмечен рост промышленного
производства на 4,5% за год. За три недавних
года реальный валовой внутренний продукт
(ВВП) вырос примерно на 18%. Произошло заметное
повышение уровня реальных доходов населения
и потребительского спроса, сильно пострадавших
в ходе кризиса 1998 г. Эти три недавних года
были также отмечены активностью инвесторов
как в экспортном секторе экономики, так
и некоторых обрабатывающих отраслях,
хотя 80% инвестиций по-прежнему идет в
топливно-сырьевые отрасли. Экспорт вот
уже второй год превышает 100 миллиардов
долларов, обеспечивая положительное
сальдо торгового и платежного балансов,
что также дает возможность производить
выплаты по внешнему долгу страны.
Существенное улучшение экономических
показателей последних лет экономисты
и политики объясняют резкой девальвацией
рубля в ходе кризиса 1998г. (в три-четыре
раза за несколько месяцев) и высокими
ценами на нефть и другие энергоносители
(цены за 1999-2000 гг. выросли почти в три раза).
Важно отметить, что расширился и внутренний
спрос вследствие роста доходов населения,
что ведет к росту производства.
Вместе с тем, говорить об окончательном
преодолении экономического кризиса преждевременно,
тем более что для его преодоления в течение
жизни нынешнего поколения (за 20-30 лет)
требуются темпы роста экономики на уровне
11-12% ежегодно. Сейчас поставлена задача:
достичь к 2005 г. темпов экономического
роста в 7-8%, и по расчетам профильных министерств
— это реальные цифры. Однако для их достижения
следует учитывать множество внешних
факторов. Главный среди них — динамика
цен на сырье, поскольку страна выступает
мощным сырьевым экспортером. Колебания
цен на рынке нефти, газа, других природных
ресурсов вносят свои коррективы.
Что следует делать для преодоления зависимости
от цен на сырье для достижения высоких
темпов роста отечественной экономики?
В первую очередь, повышать степень переработки
сырья на собственных предприятиях, иначе
говоря, экспортировать не древесину,
а продукты ее глубокой переработки, изделия
из лесоматериалов, вывозить не сырую
нефть, а продукты нефтехимии, продавать
за границу не руду, а прокат черных и цветных
металлов. Эти результаты достигаются
не мгновенно. Для их достижения потребуются
десятилетия — ведь предстоит переоснастить
оборудованием действующие и построить
новые предприятия. И чтобы достичь этого
необходимо перестроить систему образования,
здравоохранения,реализовать меры по
достижению мировых стандартов экологической
безопасности населения, организовать
повсеместное соблюдение правовых норм,
провести действенную пенсионную реформу
как элемент социального обеспечения
граждан страны. Именно от реформ в указанных
сферах во многом зависит отношение людей
к труду, их социальная и профессиональная
активность, настроение в среде молодежи,
которое будет направлено на рост трудовой
активности в собственной стране, прекращение
эмиграции в поисках более обеспеченной
жизни.
Переориентация экономики на социальные
цели, на нужды, потребности каждого человека
— один из реальных путей успешного продвижения
страны по пути рыночного хозяйства.
2.2. Особенности конкуренции в России
Конкуренция и методы ее регулирования в России
Ранее отмечалось, что
в наследство от старой экономической
модели современной России досталась
сильно монополизированная экономика.
Однако, сегодня, конкуренция в России
представляет собой явление, с которым
не возможно не считаться. Рассмотрим
конкуренцию в России в двух аспектах:
территориальном(
Особенности конкуренции по регионам.
При рассмотрении конкуренции в территориальном
аспекте целесообразно выделить несколько
типов рынков.
Рынки двух столичных городов (Москва
и Санкт-Петербург). В совокупности эти
два города составляют около 10% населения
России (примерно 15 млн. человек; всего
в России проживает около 150 млн. человек).
Конкуренция практически по всем группам
товаров потребительского назначения
на этих рынках может быть охарактеризована
как острая. Борьбу за потребителя на рынках
Москвы и Санкт-Петербурга ведут тысячи
российских и зарубежных фирм. Ассортимент
товаров и услуг, предлагаемых покупателю
близок к тому, что есть в любом крупном
городе развитой страны. Исключение составляют
товары неосознанного спроса. Это связано
с тем, что страны с развитой рыночной
экономикой далеко ушли в создании новых
типов товаров. Российский покупатель,
часто, вообще не подозревает о существовании
некоторых видов товаров. Подобные товары
представлены на рынке в небольшом количестве
и, как правило, одной двумя фирмами (расчет
на сегмент состоятельных новаторов).
В этих случаях конкуренция обычно слабая
или отсутствует. Естественно, что речь
идет о конкуренции зарубежных фирм. В
области более традиционных товаров острую
конкуренцию в борьбе за покупателя зарубежным
фирмам оказывают российские компании.
На рынках промышленных товаров столичных
городов конкуренция также остра. В Москве
и Санкт-Петербурге расположены высокотехнологичные
предприятия многих отраслей, способные
на равных конкурировать с ведущими зарубежными
фирмами. Имели место случаи ухода зарубежных
фирм с рынков столичных городов из-за
сильной конкуренции, хотя по своей коммерческой
привлекательности эти два рынка держат
первые места в России.
Рынки областных центров. Областные центры
это, обычно города с населением от нескольких
сотен тысяч до полутора миллионов человек
(Крупнейшие областные центры России:
Нижний Новгород-1438 тыс. чел.; Новосибирск-1436
тыс. чел.; Екатериенбург-1367 тыс. чел.; Самара-1257
тыс. чел.; Омск-1148 тыс. чел.; Челябинск-1143
тыс. чел.; Казань 1094 тыс. чел.; Пермь-1091
тыс. чел.; Уфа -1083 тыс. чел.; Ростов на Дону
-1020 тыс. чел.; Волгоград -1000 тыс. чел.). В
России насчитывается 55 областных и краевых
центров. Конкуренция на рынках этих городов
несколько слабее чем в столицах. Наиболее
сильная конкуренция в областных центрах
по товарам повседневного спроса. Конкуренцию
здесь можно охарактеризовать как умеренную.
Приблизительно такой же уровень конкуренции
наблюдается по товарам предварительного
выбора. При этом следует отметить, что
в этих городах среди импортных товаров
существенно большую долю в отличии от
столичных городов составляют товары
низкокачественные, производства Турции,
Китая и т. п.(связано с более низкой покупательной
способностью населения). Рынок услуг
в этих городах малоконкурентен. Оказанием
услуг в основном занимаются российские
фирмы. Доля зарубежных компаний на рынке
услуг этих городов незначительна. Покупатели
товаров производственно-технического
назначения в областных центрах больше
ориентируются на российских поставщиков
из-за более доступных цен. В силу этого
конкуренция на промышленных рынках также
ниже, чем в столичных городах. Исключение
составляют центры газодобычи и нефтедобычи.
Предприятия в этих городах могут позволить
себе приобретение высококачественного
оборудования, как российского, так и зарубежного
производства.
Рынки провинциальных городов. Провинциальные
города России имеют населения в несколько
десятков тысяч человек. Рынки в этих городах
можно охарактеризовать как слабо конкурентные
или дефицитные. Рынки товаров повседневного
спроса и предварительного выбора являются
слабо конкурентными. Основная конкуренция
идет между товарами российского (часто
местного) производства и низкокачественным,
дешевым импортом. Рынок услуг чаще всего
дефицитен. Услуги оказываются, в основном,
российскими фирмами и в узком ассортименте.
Промышленные рынки провинциальных городов
ориентированы почти исключительно на
российского поставщика. В основном это
закупка сырья и услуг в объемах минимально
необходимых для работы предприятий. Часто
даже этот минимум не может быть оплачен.
Следовательно, этот рынок дефицитен из-за
низкой платежеспособности.
Сельская местность. Речь в данном случае
идет о населенных пунктах, где основную
массу населения составляют лица, занимающиеся
сельским хозяйством. Размеры населенных
пунктов в сельской местности очень различаются:
от десятка человек (например, стойбища
оленеводов на крайнем севере) до нескольких
тысяч человек (на юге России). Рынок в
сельских районах по всем позициям может
быть охарактеризован в основной своей
массе как остродефицитный. Значительную
массу продовольственных товаров и повседневного
спроса население этих районов производит
самостоятельно. Имеют место крайние случаи,
когда в продаже нет самых необходимых
для жизни товаров. Наиболее характерная
ситуация для районов крайнего севера
и дальнего востока. Несколько лучше ситуация
в населенных пунктах, расположенных в
близи городов, в южных районах России
(выше покупательная способность населения).
Остро дефицитен рынок услуг(например
имели место неоднократные смертельные
случаи из-за невозможности своевременного
оказания медицинской помощи). Сельско-хозяйственная
техника и услуги, чаще всего, закупаются
в объемах минимально- необходимых для
поддержания производственного процесса.
Несколько лучше ситуация в фермерских
и рентабельных коллективных хозяйствах,
однако их процент невелик.
Отраслевой срез
конкуренции.
В различных отраслях России конкурентная
ситуация очень отличается.
|
Наиболее сильная
конкуренция, сегодня, наблюдается
в легкой и пищевой промышленности.
Связано это с тем, что в Россию завозиться
по импорту большое количество товаров
этих отраслей (в крупных городах доля
импорта достигает 70-80%), а также тем, что
в эти отрасли пришло наибольшее количество
иностранных капиталов (многие российские
предприятия, например, пищевой промышленности
модернизированы за счет зарубежных инвестиций
и производят конкурентоспособную продукцию).
В целом в отраслях России конкуренция
еще не очень сильна. Существует большое
количество незанятых товарных ниш. Например.
такой нишей является малая и сверхмалая
энергетика(в России на настоящий момент
доминируют гигантские электростанции).
В большинстве отраслей важную роль играют
методы ценовой конкуренции из-за невысокой
покупательной способности основной массы
потребителей. Российская продукция, а
также продукция Китая и Турции чаще всего
занимает нишу низкокачественных, дешевых
товаров. Американская, западноевропейская,
японская продукция ориентирована, в основном,
на 10% состоятельных граждан России.
Регулирование конкуренции
в России.
Конкуренция в России
регулируется следующими законодательными
и нормативными актами:
1. Закон РФ “ О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных
рынках”.
2.Закон РФ “О защите прав потребителей”.
3.Закон РФ “О естественных монополиях”.
4.Закон РФ “О рекламе”.
5.Закон РФ “Об акционерных обществах”.
6.Указ президента РФ N 915 “О Государственном
комитете по антимонопольной политике(МАП)”.
7.Положение МАП “О государственном реестре
фирм монополистов, действующих на товарных
рынках России”.
8.Методические рекомендации МАП “По выявлению
монопольных цен”.
9.Правила рассмотрения дел о нарушении
антимонопольного законодательства (МАП)
10.Методические рекомендации по определению
границ и объемов товарных рынков (МАП).
11. Государственная программа демонополизации
экономики РФ.
Ведущим органом, регулирующим конкуренцию
на товарных рынках России, является Министерство
по антимонопольной политике и поддержке
новых экономических структур. Данная
структура является элементом правительства
РФ и имеет очень широкую область деятельности:
следить за нарушениями антимонопольного
законодательства РФ, способствовать
развитию конкуренции в РФ, защищать права
потребителей в России, контролировать
рекламную деятельность(в США эти функции
выполняют три организации). При МАП имеются
экспертные советы для научного обеспечения
его деятельности( в т.ч. Совет по демонополизации
экономики и развитию конкуренции. МАП
имеет разветвленный территориальный
аппарат. Подразделения МАП создаются
на уровне субъектов РФ. МАП имеет право
в отношении хозяйствующих субъектов.
1. Давать обязательные для исполнения
предписания
-о прекращении нарушений антимонопольного
законодательства;
- о прекращении(изменении) договоров(соглашений),
противоречащих Закону;
-о восстановлении первоначального положения;
-о принудительном разделении;
2.Принимать решения о наложении штрафов
-за нарушение антимонопольного законодательства;
-за неисполнение предписаний комитета;
3.Контролировать соблюдение антимонопольных
требований при создании, реорганизации
и ликвидации хозяйствующего субъекта.
4.Контролировать крупные продажи и покупки
акций, ведущие
к доминирующему положению хозяйствующего
субъекта(доминирующим признается положение
, если доля определенного товара на рынке
превышает предельную величину, которая
ежегодно устанавливается МАП и превышает
35%).
5.Представлять заключения о возможности
приватизации предприятий - монополистов.
6.Обращаться в суд или арбитраж с исками
и заявлениями, участвовать при рассмотрении
дел, связанных с нарушениями антимонопольного
законодательства.
7. Направлять в органы прокуратуры материалы
о возбуждении уголовного дела по признакам
преступлений, связанных с нарушением
антимонопольного законодательства.
Информация о работе Рыночная экономика: необходимость , сущность , пути перехода