Рыночная экономика: необходимость , сущность , пути перехода

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение рыночной экономики и ее особенностей. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: рассмотреть теоретико-методологические аспекты рыночной экономики; охарактеризовать формы, типы, виды, принципы, структура рыночной экономики; проанализировать современное состояние рыночной экономики в России.

Содержание

Введение
1. Теоретико-методологические аспекты рыночной экономики
1.1. Понятие и сущность рыночной экономики
1.2. Формы, типы, виды, принципы, структура рыночной экономики
2. Современное развитие рыночной экономики в России
2.1. Россия на пути к рыночной экономике
2.2. Особенности конкуренции в России
3. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик
3.1. Роль государства в рыночной экономике
3.2. Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по Экономической теории.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

                                                   РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «»

                  К У Р С О  В А Я       Р А Б О Т  А

 

По предмету: Экономическая теория

Тема: Рыночная экономика: необходимость , сущность , пути перехода. 
 
 

Выполнила:

Студент  ____ курса

___________ семестр

                                                              Нижневартовск 2011 
 
 

  ВАРИАНТ -1

Содержание

Введение 

1. Теоретико-методологические  аспекты рыночной  экономики 

1.1. Понятие и сущность  рыночной экономики 

1.2. Формы, типы, виды, принципы, структура  рыночной экономики

2. Современное развитие  рыночной экономики  в России 

2.1. Россия на пути  к рыночной экономике

2.2. Особенности конкуренции  в России 

3. Основные направления  и методы регулирования  государством рыночных  экономик 

3.1. Роль государства  в рыночной экономике

3.2. Главные отличия  государственного  регулирования в  России от развитых  рыночных экономик 

Заключение 

Список  литературы

Приложения  
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              Введение
Рыночная  экономика является самой распространённой экономической системой в мире на рубеже ХХ-ХХ1 вв. и самой эффективной с точки зрения долгосрочного экономического развития. В направлении к рыночной экономике развиваются как страны с переходной экономикой нового типа, так и переходные экономики традиционного типа в развивающихся странах. Поэтому не случайно, что в учебниках по экономике основное внимание уделяется анализу особенностей и закономерностей рыночной экономической системы. Чтобы разобраться в деталях функционирования рыночной экономики, необходимо понять главную особенность этой системы. Рыночная экономика – это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы – что, как и для кого производить – решаются главным образом через рынок, в центре которого находится конкурентный механизм формирования цен на продукты и факторы производства. Цены формируются в результате взаимодействия спроса на продукцию и предложения продукции. Именно цены на рынке указывают, что производить и какие ресурсы использовать.

Актуальность  выбранной темы курсовой работы обусловлена  тем, что уже на протяжении 20 лет  Россия движется по пути перехода к  рыночной экономике, и путь этот нельзя назвать легким – сколько было допущено ошибок и просчетов в  ходе проведения экономических реформ. Поэтому необходимо исследовать рыночную экономику, рыночных агентов, рыночные механизмы.

Целью написания  работы является изучение рыночной экономики  и ее особенностей. Для достижения поставленной цели были решены следующие  задачи: рассмотреть теоретико-методологические аспекты рыночной экономики; охарактеризовать формы, типы, виды, принципы, структура рыночной экономики; проанализировать современное состояние рыночной экономики в России.

 
 
 

        1. Теоретико-методологические аспекты рыночной экономики

1.1 Понятие, сущность и принципы рыночной экономики

Наличие постоянного  противоречия между безграничными  потребностями и ограниченностью  ресурсов выдвигает перед всеми  хозяйствами следующие основные взаимосвязанные проблемы:

  1. Что производить - это принятие решений о том, какие из возможных благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время.
  2. Как производить, или принятие решения о том, кем, из каких ограниченных ресурсов и их комбинаций и при помощи каких технологий будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги.
  3. Для кого производить - это проблема, решающая, кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими потребитель. Решение этой проблемы связано с использованием национального продукта, его долей в разных слоях общества, числом богатых и бедных и так далее.

Перечисленные проблемы существуют во всех экономических  системах, но в каждой из них они  решаются по-разному. При административно-командной экономике государство берет на себя решение всех этих проблем (что, как и для кого) путем воздействия на производство, распределение, обмен и потребление через централизованную систему планов. В экономической системе с развитыми рыночными отношениями указанные проблемы (что, как и для кого) решаются через рыночный механизм посредством цен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков. Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли, использует средства производства и ресурсы, которые требуют меньше затрат (решение вопроса: как производить), а продажа произведенных товаров и их потребление (для кого производить) определяются в соответствии с доходами различных групп населения (их бюджетами). Важным условием развития экономической системы при использовании рыночного механизма является наличие свободы предпринимательства и выбора. Потребители должны покупать-то, что они предпочитают, предприятия - производить и реализовать то, что они считают целесообразным, поставщики ресурсов по собственному выбору решают, куда направлять имеющиеся у них людские и материальные ресурсы. Экономическая действительность характеризуется многочисленными противоположными интересами: покупатели стремятся купить недорогие товары при высокой ответственности продавцов, а продавцы желают продать товары по более высоким ценам и при меньшей ответственности; работники стремятся к приятной работе и высокой заработной плате, а работодатели заинтересованы в обеспечении высокой производительности при возможно низкой заработной плате и так далее.

Каждый из участников экономического процесса стремится  получить свою выгоду: продавец - добиться возможно большей прибыли, потребитель - получить свою выгоду. Разрешение указанных и многих других противоречий, исключение хаоса, который могла бы породить свобода предпринимательства и выбора, обеспечивает система рынков, цен и фактор конкуренции. Система рыночных отношений представляет собой механизм, который выполняет функции по оповещению потребителей, производителей и поставщиков ресурсов о решениях, которые принял каждый из участников этих отношений, по оптимизации этих решений, синхронизации изменений, обеспечению согласованных действий и тому подобное. Взаимодействующие решения участников хозяйственной деятельности (покупателей и продавцов) определяют систему цен на продукцию и ресурсы в каждый данный момент времени. Производители ориентируются на выпуск только той продукции, производство которой позволяет установить цену, возмещающую все издержки и позволяющую образовать нормальную прибыль. Другой подход к производству продукции неприемлем.

Таким образом, сущность и позитивные функции рынка, лежащие  в основе рыночной экономики, делают такую систему хозяйствования, в принципе, достаточно эффективной. Однако, рыночные отношения не являются абсолютно совершенными. Недостатки рынка рассмотрены в следующей главе курсовой работы. 
              Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятие, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.  
             Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: «Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности.  
             Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике.  
Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: «экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов» . В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.  
Вторая, не менее важная сторона декларируемого принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике.  
            Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием-рынок.  
           По определению «рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж».  
           При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
 

Виды и типы рынков.

В настоящее время  существует пять моделей рыночной экономики, используемых в различных странах: американская, немецкая, французская, шведская, японская. Некоторые страны при разработке своих моделей использовали опыт планирования в России. Каждая модель включает в себя различные виды рынков. Анализ их особенностей необходим для успешного формирования в России собственной модели рыночной экономики.

   Рынок - это механизм взаимодействия покупателей как представителей рыночного спроса и продавцов, представляющих рыночное предложение: в ходе этого взаимодействия устанавливается равновесная рыночная цена.

Каждый из участников рыночных отношений действует в  своих интересах: продавец заинтересован продать товар по цене, обеспечивающей максимум прибыли; покупатель желает купить товар по минимальной цене и получить от его потребления максимально полезный эффект. Сделка может совершиться при каком-то промежуточном варианте - цене равновесия. Структура рынка - это внутреннее строение, взаимосвязь между отдельными элементами, их удельный вес в общем объеме. Основой, определяющей структуру рынка, являются формы собственности действующей в экономике (государственная, частная, коллективная, смешанная).

Основными субъектами хозяйственной деятельности в рыночной экономике выступают домашние хозяйства, организации бизнеса и правительство. Взаимодействие между ними осуществляется на различных рынках.

В зависимости от предмета обмена различают рынки факторов производства, рынки конечных продуктов и услуг, финансовые рынки, рынок интеллектуальных продуктов.

Рынок товаров и  услуг. Характерным признаком потребительского рынка является то, что цены на нем фактически формируются после производства товаров. Такой рынок наиболее подвержен кризисам.

Рынок факторов производства. Это в сущности три взаимосвязанных рынка:

  • pынок капиталов;
  • pынок землепользования и недвижимости;
  • pынок труда.

Их взаимосвязь  обусловлена зависимостью спроса и  предложения на одном от ситуации на другом. Например, если цены на рынке труда растут, увеличивается ставка заработной платы, то фирмам выгоднее увеличивать капитал, замещая им, ставший более дорогим, труд.

Отличительной чертой рынка факторов производства является производный характер спроса. Главная цель бизнеса - прибыль, а капитал, труд, земля - это условия необходимые для производства прибыли. Поэтому спрос на них порожден стремлением бизнеса получать прибыль.

Финансовый рынок многолик и разнообразен, но предмет купли-продажи один - деньги, предоставляемые в пользование в различной форме. 

Существует несколько  способов классификации финансовых рынков:

  • по принципу возвратности (рынок долговых обязательств и рынок собственности);
  • по характеру движения ценных бумаг (первичный и вторичный);
  • по форме организации (организованный рынок и распределенный);
  • по срокам предоставления денег.

Например, акции по принципу возвратности относятся к  рынку собственности, так как  на этом рынке покупают и продают  право на получение дохода от вложения денег.

Акции нового выпуска  будут реализованы на первичном  рынке, а их перепродажа осуществляется на вторичном. Котировка крупных  пакетов акций на фондовой бирже  означает их прохождение через организованный рынок, но большая часть акций обращается на распределенном, уличном рынке.

Рынок интеллектуальных продуктов. К нему относятся изобретения, инновации, информационные услуги: произведения литературы и искусства.

В соответствии с  различными критериями рынки классифицируются:

  1. По экономическому назначению объектов:
    • рынок потребительских товаров и услуг;
    • рынок товаров промышленного назначения;
    • рынок инноваций;
    • рынок труда;
    • рынок ценных бумаг;
    • рынок жилья и т. д.
  2. По географическому положению:
    • местный рынок;
    • национальный;
    • мировой.
  3. По степени ограничения конкуренции:
    • монополистический;
    • олигополистический;
    • монопсонический;
    • свободный;
    • смешанный.
  4. По характеру продаж:
    • оптовый;
    • розничный.
  5. По уровню насыщения:
    • равновесный рынок;
    • избыточный рынок;
    • дефицитный рынок.
  6. По соответствию действующему законодательству:
    • легальный рынок;
    • нелегальный (черный) рынок.
  7. По отраслям:
    • компьютерный;
    • книжный и т.д.

Информация о работе Рыночная экономика: необходимость , сущность , пути перехода