Рыночная экономика и государственная система социальной защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

В любой системе производство выступает как отношение общества к природе. Для нормального развития экономики необходимо, чтобы производство и потребление находились в определенной зависимости и отношении друг к другу. Таким образом, в процессе жизнедеятельности между людьми складываются экономические, политические, правовые, организационные, этические и социальные отношения. Они отражают системные взаимосвязи общества.
Экономическая деятельность человека в конечном счете имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, то и изменения условий жизни отдельного человека не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других людей. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.

Содержание

Введение__________________________________________________ 3
Глава 1. Рыночная экономика
Сущность рыночной экономики___________________________4
Функции и механизм рыночной экономики________________ 10
Глава 2. Система социальной защиты
2.1 Сущность и основные направления социальной политики __________14
2.2 Социальная защита населения____________________________________20
Заключение_______________________________________________26
Список литературы________________________________________27

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     Теоретико-методологическое обоснование доктрины социальной защиты и ее законодательное выражение зависят от трех групп факторов - политических, экономических и социальных, формирующих пространство жизнедеятельности людей. Политические факторы охватывают идеологию, законодательство, институциональную структуру государства и общества. Экономические (материально-вещественные) факторы определяют уровень материального благосостояния страны и ее населения. Социальные факторы (социально-психологические, морально-этические, религиозные компоненты жизнедеятельности) - степень гармонизации отношений между государством, обществом и индивидом.

     Следует отметить, что эти три группы факторов развиваются по своим собственным законам, поэтому требуется постоянный поиск компромиссов для снятия возникающих между ними противоречий. Известно, например, что в основе экономического и социального поведения субъектов трудовых отношений лежат различные интересы. Если экономическое поведение диктуется принципом личной выгоды, а критериями успеха выступают прибыль и богатство, то в основе социального - морально-этические нормы. Ориентация на социальные критерии означает, что в системе координат общественного развития всякая экономическая деятельность, направленная на реализацию личных целей, должна укладываться в рамки морали, т.е. естественного права. Добровольно на практике это соблюдается крайне редко. Естественное право реализует свои принципы только в тех случаях, если оно воплощается (формализуется) в позитивное право (в закон). В этом и заключается политическая функция государства: в нахождении баланса интересов между различными классами и слоями общества по поводу сложившихся необходимых норм социальной защиты, закреплении их в форме законов и контроле за исполнением последних. Именно они образуют "рамки", в которых реализуются интересы различных субъектов.

     В рыночной экономике эгоистические  побуждения предпринимателей к получению  максимально возможной прибыли  определяют существующую тенденцию к минимизации издержек производства, включая заработную плату и социальные выплаты. Данная тенденция вне рамок внешних ограничителей и регуляторов приводит к ухудшению материального положения наемного персонала, а крайние ее формы ведут к деградации условий жизнедеятельности работников и членов их семей. Противостояние эгоистическим интересам предпринимателей, удержание на приемлемом уровне социального положения зависимых (а значит, уязвимых) наемных работников является одной из основных политических функций государства. Целеполагающий смысл этой функции состоит в обеспечении устойчивого и динамичного развития общества, что предполагает сбалансированный учет интересов всех его слоев и классов как целостного социального образования. В этой связи перераспределение ВВП - важное средств улучшения положения наименее защищенных групп населения.

     Критериями  эффективности функционирования государства  являются показатели материального  положен населения, продолжительность  жизни граждан, отсутствие массовых социальных конфликтов и проявлений социального иждивенчества.

     Необходимость гармонизации различных интересов  наглядно видна при анализе трудовых отношений, в которых переплетены интересы, общие для работодателей и работников (по поводу необходимости обеспечения непрерывного процесса производства как основы их материального благополучия) и противоречащие друг другу:

     - работодатель заинтересован в  повышении прибыли (за счет  экономии материальных и трудовых  ресурсов);

     - наемный работник - в безопасных  условиях труда, достойной зарплате, приемлемой трудовой нагрузке и т.п.

     В Конституции Российской Федерации сформулированы основные положения в области социальной защиты граждан,

     В частности, в ст.7 сказано: "В Российской федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

     Таким образом, конституционное, трудовое и  социальное право представляют собой, по существу, национальную доктрину социальной защиты.

     Подобной  точки зрения придерживается и Ю.Хабермас, который считает, что: "развитая система социальной защиты становится политическим содержанием массовой демократии. Политическая система не в состоянии добиться беспредельной лояльности масс и поэтому для придания легитимности своим действиям должна предлагать государственные и социальные программы, выполнение которых подлежит контролю".

     Анализ  базовых положений международных документов, отечественной законодательной базы в рассматриваемой области позволяет выделить важнейшие принципы социальной защиты работников:

     - социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, реализацию его прав на свободный труд, выбор профессии, места работы и обучения;

     - обеспечение приемлемых условий  труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности;

     - социальная справедливость в области трудовых отношений - равное вознаграждение за равный труд, право на безопасность и гигиену труда, сохранение здоровья, трудоспособности граждан, на социальные пособия в случае болезни, на высокий уровень компенсации постоянной утраты трудоспособности, обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве;

     - всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально-экономического развития общества;

     - минимально возможный уровень  социальных и профессиональных  рисков, доступность и открытость соответствующей информации, климат безопасности и достижение социального согласия в обществе по поводу установления уровней профессиональных и социальных рисков, социальных гарантий по их минимизации и компенсации;

     - государственные гарантии, связанные  с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты [5, C.148-151]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Центральная проблема любой современной экономики  – это обеспечение экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения невозможно решить ни одной проблемы. Если в казну не платят налогов, нельзя помочь социально незащищенным. Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя построить цивилизованный рынок. Если арендатор или чиновник зависит от капитала, невозможен никакой экономический прогресс. Нет и не будет цельной, работающей программы, когда в одних кабинетах пишут экономическую, в других – политическую, в третьих – международную часть, когда все это механически ''склеивают'' и выдают за единую государственную платформу. Это – не подход. Нужно определиться с действительно неотложными задачами. Их не так много, если подойти с умом.

     Приоритет любого государства – защита рынка  от незаконного вторжения, как чиновного, так и криминального. Государство обязано обеспечить надежность права собственности и оградить предпринемателя от произвольного, неправового вмешательства в его деятельность.

     Невозможно  всех обеспечить социальной защитой. Лишь немногие отдельные слои и группы населения, наиболее в ней нуждающиеся могут рассчитывать на ее поддержку. Но тем не менее, долг каждого государства – заботится о своем населении. Именно этим и занимается социальная защита населения.

     Социальная  жизнь общества  за последний  период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространение такие явления как нищета, безработица, необеспеченность в старости и др. Эти явления не были ясно видны при старой политической системе. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

     Можно предположить, что основной чертой нового века станет не битва идеологий, а острая конкуренция за качество жизни, национальное богатство и прогресс.

Список  литературы 

  1. Экономикс: Учебник / Р.Кемпбелл, М.Стэнли, Л.Брю. Москва, 1992
  2. Общая экономическая теория: Учебник / В.И.Ведяпин. – Москва, 1995
  3. Курс экономической теории: Учебник / М.Н.Чепурин, Е.А.Киселева.     Москва, 1995
  4. Основы экономической теории: Учебник / В.Д.Камаев. Москва, 1997
  5. Экономика: Учебник / А.И.Архипов, А.Н.Нестеренко, А.К.Большаков.  Москва, 1998
  6. Экономическая теория: Учебник / А.И.Добрынин. Москва, 1999
  7. Большой экономический словарь / А.Н.Изрилиян. Москва, 1994
  8. Современный экономический словарь / Б.А.Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б.Стародубцева. Москва, 2000
  9. А.И.Абалкин. Функции современного рынка // Вопросы экономики.      2/2007
  10. В.А.Роик. Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд. 2/2007

Информация о работе Рыночная экономика и государственная система социальной защиты