Рыночная экономика и государственная система социальной защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

В любой системе производство выступает как отношение общества к природе. Для нормального развития экономики необходимо, чтобы производство и потребление находились в определенной зависимости и отношении друг к другу. Таким образом, в процессе жизнедеятельности между людьми складываются экономические, политические, правовые, организационные, этические и социальные отношения. Они отражают системные взаимосвязи общества.
Экономическая деятельность человека в конечном счете имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, то и изменения условий жизни отдельного человека не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других людей. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.

Содержание

Введение__________________________________________________ 3
Глава 1. Рыночная экономика
Сущность рыночной экономики___________________________4
Функции и механизм рыночной экономики________________ 10
Глава 2. Система социальной защиты
2.1 Сущность и основные направления социальной политики __________14
2.2 Социальная защита населения____________________________________20
Заключение_______________________________________________26
Список литературы________________________________________27

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     К объектам рынка относятся товары и деньги.                    

     Товар – продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удовлетворяет какую-либо человеческую потребность, во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

     Например, рыба, плавающая в реке, превратится в товар лишь после того, как ее выловят, то есть осуществят определенные трудовые затраты. 

     И что не менее важно, товар должен быть не только изготовлен (произведен), но и продан другим людям, то есть передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения (подарок, хотя и произведен для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром).

     Вещи  становятся товарами не сами по себе, а  лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен - это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую.

     Деньги же известны с далекой древности, и появились они как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений.

     Вся история развития экономики есть одновременно история развития товарного производства и товарного отношения, где связи производителей между собой осуществлялись через обмен одних товаров на другие. На ранних этапах обмен носил случайный характер и осуществлялся без помощи денег. Такой обмен (''бартер'') сопряжен с немалыми трудностями. Стихийный процесс обмена заставил общество сделать кардинальный шаг в эволюции обменных операций. В результате очень длительного и сложного развития обмена на роль всеобщего эквивалента выделился один товар. Такая роль с развитием обмена и созданием мирового рынка закрепилась за благородными металлами - золотом и серебром - в силу их естественных свойств, таких, как качественная однородность, количественная делимость, сохраняемость и портативность. С этого времени весь товарный мир разделился на две части: на ''товарную чернь'' и особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента, - деньги.

     Таким образом, деньги - историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства. Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей.

     Таким образом, сущность денег заключается в том, что это - специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента. Сущность денег выражается в единстве их двух свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости и всеобщего рабочего времени.

     Сущность  же денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые деньги [1, C.43-45]. 
 

    1. Функции и механизм рыночной экономики
 

     Сущность  рынка наиболее полно проявляется  в его функциях:

     Первая  и одна из главных функций рынка  – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. Именно цены выступают или вознаграждением за усилия в предпринимательстве, или беспощадным наказанием за неудачный выбор, неосознанный просчёт в экономических решениях.

     Стимулирование  предпринимательства, экономия применяемых  ресурсов, объём производства и ассортиментная структура  выпускаемой продукции, стандарты качества товаров и услуг – всё это определяют рыночные цены. Механизм формирования цен – процесс взаимодействия продавцов и покупателей, их предложения и спроса. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает снизить цены, чтобы продать товары, а снижение цен на товары заставляет производство сократить их выпуск.

     Такой механизм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки, определить цену любого товара или услуги. Даже различные виды человеческого труда имеют свою цену, именуемую заработной платой. Рынок труда и ставки заработной платы отчётливо демонстрирует альтернативу, выбор сферы деятельности: индивидуальное предпринимательство или кооперацию трудовых усилий, наём на работу в государственном или негосударственном секторе экономики. Любой уровень квалификации и вид работ имеет рыночную оценку, отражается в уровне оплаты труда, дифференцирует виды доходов. «Монархом» здесь выступают деньги. Независимо от того, нравиться это кому-либо или вызывает чувство протеста, деньги – наиболее сильная и безальтернативная мотивация человеческого выбора в мире экономики.

     Другой  функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция является  «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего её отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь в виду, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако всё же это не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае, только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает людям направление поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди возражают против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства. Но успех в конкурентном процессе обеспечен лишь тому предпринимателю, который сумеет обнаружить в системе рынков едва обозначенные контуры новых потребностей и технологий производства, использовать не замеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и ценами на товары, которые будут произведены с их помощью. В конкуренции проигрывает тот, кто не может «вписаться» в виражи экономического прогресса [6, C.27-29].

     Также  к важнейшим функциям относятся:

  • Функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. Спрос падает и в результате производство начинает сокращаться;
  • Стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;
  • Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия  монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);
  • Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;
  • Функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей [9, C.21-22].

     Фактически  речь идёт о целой системе, совокупности принципов, исполнение которых с учётом их взаимной связи и взаимодействия и является механизмом действия рыночной экономики: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 

                                                                       
 
 
 
 
 

       
 

       
 

       
 
 

       
 

       
 

       
 
 
 
 
 

Глава 2. Система социальной защиты

2.1 Сущность и основные направления социальной политики 

     Государственная социальная политика—это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения [3, C.124].

     Типы  социальной политики государства. Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.

     Вторая  группа — институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.

     Обе группы различаются между собой  не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.

     Социальная  роль государства во всех остальных  странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.

     Естественно, что практика гораздо разнообразнее  любой типологии. Например, в Бельгии очень высок уровень социальных расходов государства, однако социальная политика пассивная, компенсационная. Скандинавские страны преимущественно социал-демократические, но их социальная сфера отнюдь не свободна от либеральных элементов. Также нет и либеральных режимов чистого типа. Все европейские государства с социальной рыночной экономикой развивались под влиянием и либеральных, и социал-демократических импульсов. В последние годы происходит дальнейшее сближение основных характеристик различных типов государственной социальной политики, особенно это относится к идеологии перспектив ее развития.

     Из  социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы:

     1. Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него.

     2. Существует прямая зависимость между уровнем многих социальных индикаторов развития нации и масштабами перераспределительной деятельности государства - это, в частности, подтверждается многочисленными в последние годы исследованиями международных организаций (например, расчеты индекса развитая человеческого потенциала).

Информация о работе Рыночная экономика и государственная система социальной защиты