Рыночна экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара, работник - в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Работа содержит 1 файл

курсовая ПЕРЕДЕЛАННАЯ.docx

— 51.23 Кб (Скачать)

             4 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   Как известно в нашей стране с начала 1930-х гг. на десятилетия установилось господство государственного монополизма. Абсолютная рыночная монополия в  масштабе страны проявлялась в двух направлениях:

    1) государство  монополизировало продажу основной  массы товаров;

  1. оно выполняло роль всеохватывающей монопсонии, поскольку закупало основную массу сырьевой продукции (например, продукцию колхозов).

   Чтобы перейти  к современной рыночной экономике, в 1990-х гг. приходилось  преодолевать большие трудности.

   Они связаны прежде всего с тем, что  между стартом – абсолютной рыночной монополией – и финишем – конкурентным рынком, как говорится, дистанция  огромного размера.

Таблица 2-Признаки абсолютной монополии и  конкурентного рынка.

Абсолютная  государственная  монополия Конкурентный  рынок
Плановое  распределение центром средств  производства, рабочей силы и финансовых средств Продажа всем желающим производственных факторов и финансовых средств в негосударственном  секторе
Централизованное  установление неизменяемых цен Цены основаны на договоре покупателей и продавцов
Распределение многих продуктов по установленным  государственным нормам Свободный выбор  покупателями всех видов товаров
Монополия государства во внешней торговле Участие во внешнеэкономической  деятельности предпринимателей
Конкуренция запрещена Конкуренция всех товаровладельцев

     Как очевидно, абсолютный государственный  монополизм носит общественно опасный  характер. Он полностью ликвидирует  нормальный рынок, который не может  обойтись без конкуренции

     В 1990 – гг. в России были приняты  некоторые антимонопольные меры, но монополизация экономики страны практически не была устранена.9

     Анализируя  взаимную роль конкуренции и монопольно регулирующих сил при определении  направлений государственной политики необходимо учитывать их двойственную роль.

  Конкуренция воплощает в себя прежде всего стихийно-регулирующее (или, часто говорят, саморегулирующее) начало применительно к тому или иному рынку. Силы конкуренции направлены в сторону максимального увеличения воздействия всех факторов экономической эффективности, но при этом они носят стихийный характер, следовательно, могут вести и часто ведут, особенно в тяжелых условиях, из безраздельного господства на рынке, к ряду тяжелых - экономических, социальных и других последствий.

     Монопольно-регулирующие силы в свою очередь в состоянии, с одной стороны, ограничивать разрушительное влияние стихийных сил конкуренции  и в этом смысле способствовать более  сбалансированному развитию всей экономики, отдельных ее секторов и отраслей. С другой стороны, такое регулирование  в случае чрезмерного ограничения  конкуренции, например, ценовой - на базе сговоров ведущих производителей, ведет  к застойным явлениям, в том  числе к сдерживанию научно-технического прогресса и понижению эффективности  производства. Наиболее ярко такие  отрицательные процессы проявляются  в условиях монопольного господства в отрасли одного или нескольких производителей.

     Поэтому основная цель государственной политики по отношению к отдельным отраслям и производственным рынкам состоит  в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил При  этом антимонопольное законодательство является основным средством сохранения этого баланса путем недопущения  чрезмерного проявления монополистических  тенденций.

     В основе современного промышленного  законодательства лежит концепция  антимонопольного регулирования отраслевых промышленных рынков на базе подхода "структура-поведение-функционирование".

     При этом:

     структура - это организация производства и  распределения продукта, детерминирующая  содержание и формы конкурентной борьбы, а именно, число и размер продавцов и покупателей, свободу  входа и выхода предприятий-поставщиков, степень развития профсоюзного движения в отрасли, контрактные и законодательные  отношения, связывающие покупателей  и продавцов (например, через вертикальную или конгломеративную интеграцию).

     Поведение - это преобладающая в отрасли  стратегия конкуренции и специфическая  тактика предприятий в области  ценообразования, развития продукта, рекламы, инноваций, инвестиций.

     Функционирование - это цели и результаты деятельности предприятий, а именно, преследование  технической эффективности, технологический  прогресс, доступность товаров, полная занятость, эффективность использования  ресурсов и т.п.

     Баланс  «монополия - конкуренция» заметно  изменился в антимонопольном  законодательстве на протяжении XX века. В анализ вовлекаются все факторы  повышения эффективности производства: экономия на масштабах производства и экономия на масштабе сферы деятельности, экономия транзакционных издержек, связанных  с осуществлением сделок, договоров, контрактов и, наконец, собственно конкурентный прессинг, связанный с соперничеством за долю рынка и за получение максимальной прибыли. Монополизм перестал отождествляться  с ростом концентрации производства, в ряде случаев монополия получила «теоретическую санкцию» на существование, особенно, когда связанное с ней  повышение эффективности перекрывает  издержки от уменьшения конкуренции. Все  большее внимание уделяется определению  экономической категории монопольной  рыночной власти, границ продуктовых  и географических рынков, методов  ценовой и неценовой конкуренции  и т.п.

     Вышеизложенное  свидетельствует о необходимости  известной осторожности в отношении  возможностей практического использования  западного антимонопольного законодательства в наших условиях. Это законодательство рассчитано на уже существующую множественность  производителей, оформившихся в олигополию. Именно по этой причине антимонопольное  законодательство обычно не распространяется на те отрасли, в которых устойчиво  не складывается олигополистическая структура (сельское хозяйство), либо, наоборот, единство является обязательной основой их производственной организации (транспорт, производство и распределение электроэнергии и пр.).

     Наиболее  эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его  цель – регулирование структуры отрасли через запрещение  предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии.

     26 июля 2006 г. был принят Федеральный  закон «О защите конкуренции». Какие же меры будут приниматься  против монополий?

          -изучается доминирующее положение  хозяйственных субъектов;

         -воспрещается доминирующее положение  одного товаропроизводителя на  соответствующе товарном рынке  свыше 50% и совокупная доля  пяти организаций – более 70%;

         -хозяйственные субъекты, имеющие  долю товаров на рынке 35%, вносятся  в реестр (список регистрации)  ФАС (Федеральной антимонопольной  службы) и попадают под ее контроль;

          -вводится ряд запретов на монополистическую  деятельность:

    1. На злоупотребление хозяйственным субъектом своим доминирующим положением;
    2. На установление монопольно высоких и монопольно низких цен;
    3. На недобросовестную конкуренцию.

          -очень значительно расширяются  функции и полномочия ФАС, повышается  ее роль в организации антимонополистической  политики;

         -повышена судебная ответственность  всех лиц и организаций за  нарушение антимонопольного законодательства;

         -предусмотрено принудительное разделение  на составные части (по решению  суда) организаций, которые систематически  ведут монополистическую деятельность.10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанной работы, можно  сделать следующие выводы:

  1. На рынке существует два типа противоборства продавцов и покупателей: конкуренция и монополия. Оба этих вида обладают определенным единством.
  2. Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
  3. Монополия - это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции. Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т. е. монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще.
  4. С учетом условий, в которых протекает конкуренция, различают несколько видов структуры рынка:

    - совершенная  конкуренция;

    - несовершенная  конкуренция, которая включает:

    - монополистическую  конкуренцию,

    - олигополию,

    - монополию. 

   5) Конкуренция имеет определённые  преимущества и недостатки:

Преимущества:

- Способствует  более эффективному использованью  ресурсов;

- Вызывает  необходимость гибко реагировать  и быстро адаптироваться к  изменяющимся условиям производства;

- Создаёт  условия по оптимальному использованью  научно – технических достижений  в области создания новых видов  товаров и т.д.;

- Обеспечивает  свободу выбора и действий  потребителей и производителей;

- Нацеливает  производителей на удовлетворение  разнообразных потребностей потребителей  и на повышение качества товаров  и услуг. 

Недостатки:

-  Не  способствует сохранению невоспроизводимых  ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);

- Отрицательно  сказывается на экологии окружающей  среды; 

- Не  обеспечивает развития производства  товаров и услуг общественного  пользованья (дороги, общественный  транспорт и т.д.);

- Не  создаёт условий для развития  фундаментальной науки, системы  образования, многих элементов  городского хозяйства; 

-  Не  гарантирует права на труд (стимулирует  безработицу), доход, отдых; 

- Не  содержит механизмов, препятствующих  возникновению социальной несправедливости  и расслоению общества на богатых  и бедных.

     6)  Чтобы избежать негативных явлений,  связанных с существованием монополий,  государство вмешивается в рыночные  процессы, используя антимонопольное  регулирование, где наиболее эффективной  и развитой формой является  антимонопольное законодательство.

     7) Значимость благоприятной конкурентной  среды как фактора развития  российского предпринимательства  чрезвычайно высоко оценивается.  По мнению российских предпринимателей  «поддержание благоприятной конкурентной  среды» является второй по  значимости задачей государства  в экономике, уступающей по  своей важности лишь такой  фундаментальной обязанности власти, как «формирование законодательных  условий деятельности бизнеса,  обеспечение их безусловного  и справедливого применения».  
 

Информация о работе Рыночна экономика