Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:06, курсовая работа
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара, работник - в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
4. Отсутствие барьеров. Типичное для совершенной конкуренции отсутствие барьеров или свобода входить на рынок и покидать его означает, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов. Условия не вынуждают никого оставаться в отрасли, если это не соответствует его интересам. Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.
5.
Совершенная информация. Это условие
заключается в том, что информация о цена,
технологии и вероятной прибыли свободно
доступна для всех. Не существует никаких
коммерческих тайн, непредсказуемого
развития событий, неожиданных действий
конкурентов.5
2.2 НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Подавляющее
большинство реальных рынков – это
рынки несовершенной
Предпосылками
несовершенной конкуренции
Несовершенная
конкуренция появляется тогда, когда
отдельные фирмы могут
1) чистая монополия;
2) олигополия;
3)
монополистическая конкуренция.
Теория монополистической конкуренции разработана в трудах английского экономиста Дж. Робинсон и американского ученого Э. Чемберлина.
Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей - совершенной конкуренции и чистой монополии.
Как
и при совершенной конкуренции,
предполагается, что в отрасли
действует много фирм и имеется
достаточно свободный вход и выход.
Однако все фирмы отрасли располагают
определенными возможностями
Олигополия образуется при рыночной ситуации, когда многочисленные покупатели сталкиваются с несколькими крупными продавцами. Олигопольная ситуация является наиболее характерной для современного развитого типа рыночной экономики. Она основана на господстве на рынке стандартизированного товара, произведенного небольшим числом, как правило, крупных фирм. Если монополию образуют два продавца товара, то появляется частный случай олигополии – дуополия.
Проникновение
новых субъектов в такие
Характерная особенность олигополистического рынка зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли Производители договариваются и сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка - "картельное соглашение".
Таким образом для олигополии характерны три признака:
- в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной;
-
кривая спроса каждой фирмы
имеет падающий характер, поэтому
в отрасли не действуют
-
в отрасли функционирует по
крайней мере одна крупная
фирма, любое действие которой
вызывает ответную реакцию
3 МОНОПОЛИЯ: ПРИРОДА, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ФОРМЫ
Монополия (от греч. monos - один, poleo - продаю), в широком смысле слова, - это такая модель рынка, при которой число продавцовстановится таким большим, что они получают возможность влиять на цену своего товара.
Монополия, в узком смысле слова, - вид хозяйственной организации на рынке, которая означает захват крупным хозяйственным объединением подавляющей части рынка в целях своего обогащения.
На рубеже XIX- XX вв. монополизация рыночного пространства получила быстрое и широкое развитие по следующей совокупности причин:
Но в свою очередь, конкурентное противоборство неизбежно ведет к тому, что более сильные противники побивают слабых, продвигаясь по пути монополизации торговли.
В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.
Ею
обладают собственники и хозяйственные
организации, имеющие в своем
распоряжении редкие и свободно не
воспроизводимые элементы производства
(например, редкие металлы, особые земельные
участки под виноградники). Сюда
так же относятся некоторые отрасли
и виды производства, в которых
из – за особой технологии недопустимо
развивать конкуренцию.
Проникновение
других производителей затруднено, в
связи с чем монополии
- патентная система.
В данном случае имеется ввиду,
- авторские права.
В
законодательном порядке
- товарные знаки.
Имеется
ввиду законодательное
Под этим условным названием (которое отделяет данные организации от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод.
Искусственная
монополия преднамеренно меняет
структуру рыночного
Искусственные монополии выступают в виде конкретных форм:
a) Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте (доле каждого в общем выпуске продукции), о продажных ценах, распределении рынков и др.;
b) Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору;
c) Трест – объединение юридических лиц, в котором создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукции;
d) Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Концерн получил сейчас широкое распространение.8
Необходимо
подчеркнуть, что различия между
указанными формами монополий достаточно
условны. Так же сложно среди них
выделить положительные формы или
отрицательные. В современной экономической
практике можно найти массу примеров
положительного воздействия искусственной
монополии (функционирование государственного
сектора экономики в странах
с развитыми рыночными