Рыночна экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара, работник - в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Работа содержит 1 файл

курсовая ПЕРЕДЕЛАННАЯ.docx

— 51.23 Кб (Скачать)

     4. Отсутствие барьеров. Типичное для совершенной конкуренции отсутствие барьеров или свобода входить на рынок и покидать его означает, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов. Условия не вынуждают никого оставаться в отрасли, если это не соответствует его интересам. Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.

     5. Совершенная информация. Это условие заключается в том, что информация о цена, технологии и вероятной прибыли свободно доступна для всех.  Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов.5 

2.2 НЕСОВЕРШЕННАЯ  КОНКУРЕНЦИЯ

     Подавляющее большинство реальных рынков – это  рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи  с тем, что конкуренция, а значит и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действует  на них несовершенно.

   Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

  • значительная доля рынка у отдельных производителей;
  • наличие барьеров проникновения в отрасль;
  • неоднородность продуктов;
  • несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

   Несовершенная конкуренция появляется тогда, когда  отдельные фирмы могут воздействовать на условия реализации товара, то есть в той или иной мере контролировать цены на рынке. на рынке несовершенной  конкуренции различают три типа рыночных ситуаций:

   1) чистая монополия;

   2) олигополия;

   3)  монополистическая конкуренция.6

     Теория  монополистической конкуренции  разработана в трудах английского  экономиста Дж. Робинсон и американского  ученого Э. Чемберлина.

     Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание  двух моделей - совершенной конкуренции  и чистой монополии.

     Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли  действует много фирм и имеется  достаточно свободный вход и выход. Однако все фирмы отрасли располагают  определенными возможностями видоизменять цену производимого ими товара, поскольку  каждая фирма продает товар, имеющий  значительное отличие от товаров, выпускаемых  конкурентами.  Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в некоторой мере монопольной  властью над своим товаром: она  может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Но эта власть ограничивается, безусловно, как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Все  это приводит к тому, что кривая спроса отдельной фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет  падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли. Дифференциация товара, таким образом, означает, что  фирмы отрасли производят товары достаточно схожие, чтобы их можно  было назвать тем же товаром, но и  достаточно несхожие, чтобы производитель  каждого товара имел возможность  менять цену своего товара.

     Олигополия  образуется при рыночной ситуации, когда многочисленные покупатели сталкиваются с несколькими крупными продавцами. Олигопольная ситуация является наиболее характерной для современного развитого  типа рыночной экономики. Она основана на господстве на рынке стандартизированного товара, произведенного небольшим числом, как правило, крупных фирм. Если монополию  образуют два продавца товара, то появляется частный случай олигополии – дуополия.

     Проникновение новых субъектов в такие сегменты рынка достаточно затруднено, так  как существуют барьеры, которые  препятствуют проникновению новых  конкурентов. К таким препятствиям относится высокая стоимость  товара, производимого в отрасли (например, автомобильная промышленность).

  Характерная особенность олигополистического рынка зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли Производители договариваются и сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка - "картельное соглашение".

     Таким образом для олигополии характерны три признака:

     - в отрасли присутствуют две  или несколько конкурирующих  фирм, так что отрасль не является  монополизированной;

     - кривая спроса каждой фирмы  имеет падающий характер, поэтому  в отрасли не действуют правила  свободной конкуренции;

     - в отрасли функционирует по  крайней мере одна крупная  фирма, любое действие которой  вызывает ответную реакцию конкурентов,  поэтому нельзя считать, что  в отрасли наблюдается монополистическая  конкуренция. 
 
 
 

           3 МОНОПОЛИЯ: ПРИРОДА, ПРИЧИНЫ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ФОРМЫ

     Монополия (от греч. monos - один, poleo - продаю), в широком смысле слова, - это такая модель рынка, при которой число продавцовстановится таким большим, что они получают возможность влиять на цену своего товара.

     Монополия, в узком смысле слова, - вид хозяйственной организации на рынке, которая означает захват крупным хозяйственным объединением  подавляющей части рынка в целях своего обогащения.

   На  рубеже XIX- XX вв. монополизация рыночного  пространства получила быстрое и  широкое развитие по следующей совокупности причин:

  1. Рыночным отношениям внутренне присуще движение от одной противоположности к другой: от монополии к конкуренции и от конкуренции к монополии. Как известно, в XVIII – XIX вв. был совершен решительный переход от цеховой монополии ремесленников к свободной конкуренции.

    Но  в свою очередь, конкурентное противоборство неизбежно ведет к тому, что  более сильные противники побивают слабых, продвигаясь по пути монополизации  торговли.

  1. На рубеже XIX- XX вв. ускорилось индустриальное развитие производства на основе научно – технического прогресса. Это закономерно вызвало большой скачок в концентрации (укрупнении предприятий) и централизации (объединении хозяйств) в области промышленности. Такое реальное обобществление производства увеличивает масштабы выпуска продукции на крупных хозяйственных объединениях, а тем самым толкает их к монополистическому захвату рыночного пространства.
  2. В XXв. Стали быстро развиваться типы общей долевой и общей совместной собственности. Благодаря известным преимуществам по сравнению с частными предприятиями общая собственность способна наиболее значительно расширять масштабы присвоения и в сфере производства, и в сфере рыночного обращения. Именно таким предприятиям принадлежит рыночная власть.7

   В экономической литературе дается следующая  классификация видов монополий.

  1. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:
    • объединения предприятий, продающее товары множеству покупателей,  - монополия;
    • хозяйственное объединение, скупающее какие – то продукты у всех продавцов, - монопсония. Например, гигантские по своим размерам корпорации пищевой промышленности превращаются в монопсонии по отношению к фермерам, сбывающим им сельскохозяйственную продукцию.
  1. С учетом степени охвата рынка выделяют следующие виды монополистических организаций:
    • в масштабе одной отрасли рыночной деятельности абсолютная монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой;
    • в отраслевом масштабе может развертываться деятельность абсолютной монопсонии. В отсутствие каких – либо конкурентов она полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене;
    • в масштабе национального хозяйства может также сформироваться государственная абсолютная монополия, она находится в руках государства или его каких – то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).
  1. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений:
    1. Естественная монополия.                                                                                         

     Ею  обладают собственники и хозяйственные  организации, имеющие в своем  распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные  участки под виноградники). Сюда так же относятся некоторые отрасли  и виды производства, в которых  из – за особой технологии недопустимо  развивать конкуренцию.                                                                                                                                          Под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при  котором удовлетворение спроса на продукцию  эффективнее при отсутствии конкуренции  в силу технологических особенностей предприятия. Такая эффективность  выражается в существенном понижении  хозяйственных затрат на единицу  товара по мере увеличения производства. Причем изделия, создаваемые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими  продуктами.

     Проникновение других производителей затруднено, в  связи с чем монополии удерживают господствующее положение, власть над  рынком данного товара.

    1. Легальные монополии, образующиеся на законном основании. К ним можно причислить формы монополизации, как бы защищенные от конкуренции:

      - патентная система.

        В данном случае имеется ввиду,  что выданный физическим и  юридическим лицам патент –  это свидетельство, которое удостоверяет  их авторство и исключительное  право на изобретение, полезную  модель, промышленный образец;

      - авторские права.

      В законодательном порядке регулируются отношения, связанные с созданием  и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское  право), фонограмм исполнений, постановок, передач, организацией эфирного или  кабельного вещания (смежные права);

      - товарные знаки. 

      Имеется ввиду законодательное регулирование  отношений, которые возникают в  связи с регистрацией, правовой охраной  и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.

    1. Искусственные монополии.

      Под этим условным названием (которое отделяет данные организации от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических  выгод.

      Искусственная монополия преднамеренно меняет структуру рыночного пространства в своих интересах:

  • Создает барьеры для вхождения на рынок новых соперников (захватывает источники сырья и энергоносителей, через зависимые банки не выдает кредиты для хозяйственных нужд новым предприятиям и т.п.);
  • Достигает очень высокого (по сравнению с конкурентами) уровня технологии производства;
  • Применяет более крупный капитал, позволяющий добиться большего эффекта от масштабов производства;
  • Теснит конкурентов хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии выступают в виде конкретных форм:

a) Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте (доле каждого в общем выпуске продукции), о продажных ценах, распределении рынков и др.;

b) Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору;

c) Трест – объединение юридических лиц, в котором создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукции;

d) Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Концерн получил сейчас широкое распространение.8

      Необходимо  подчеркнуть, что различия между  указанными формами монополий достаточно условны. Так же сложно среди них  выделить положительные формы или  отрицательные. В современной  экономической  практике можно найти массу примеров положительного воздействия искусственной  монополии (функционирование государственного сектора экономики в странах  с развитыми рыночными отношениями) и отрицательных результатов  существование естественной монополии.  
 
 

Информация о работе Рыночна экономика