Русская экономическая мысль в 9-16 веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:16, доклад

Описание работы

Экономическая мысль, экономические учения как наука оформились лишь в эпоху становления буржуазного строя. Однако на каждом этапе развития общества характер производственных отношений определял эволюцию экономических идей, порою трудно разделимых в политико-правововой, религиозной, экономической жизни. Экономические учения каждого периода являлись, как правило, частью учений о государстве и государственном управлении.

Работа содержит 1 файл

Русская экономическая мысль в 9-17 веках.docx

— 29.50 Кб (Скачать)

Русская экономическая  мысль в 9-16 вв.

Экономическая мысль, экономические учения как наука  оформились лишь в эпоху становления  буржуазного строя. Однако на каждом этапе развития общества характер производственных отношений определял эволюцию экономических  идей, порою трудно разделимых в  политико-правововой, религиозной, экономической жизни. Экономические учения каждого периода являлись, как правило, частью учений о государстве и государственном управлении.

Поэтому становление  и развитие отечественных экономических  идей целесообразно исследовать  в тесной связи с хозяйственно-политическими  и идеологическими проблемами того или иного исторического этапа.

Так, на развитие русской  экономической мысли 9-16 вв. влияли в  основном два фактора: феодальный уклад  хозяйственной жизни и христианство.

В период разложения первобытной общины у восточных  славян, приходившегося на 4-6 вв., постепенно все заметнее становится господство пашенного земледелия и оседлого скотоводства. Большее развитие приобретают  ремесла, товарный обмен. С 6 в. Крупные  земельные собственники владеют  укрепленными жилищами. Широко используют труд челяди -- людей, захваченных в период войн, приобретенных в результате покупки или закабаленных. В 9-12 вв. процесс закабаления, закрепощения смердов (крестьян) земельными собственниками усилился. Пока основную массу сельских труженников составляли челядь и закупы (обязанные обработать взятый долг -- «купу»), преобладала отработочная рента (барщина). По мере включения в систему феодальной эксплуатации смердов--общинников все большую роль начинает играть рента продуктами (натуральный оброк), к 11 в. Ставшая преобладающей. А сам боярин-вотчинник, наследственный владелец земли, приобретает право судить зависимых людей и управлять ими.

В 9-11 вв. восточные  славяне объединяются в древнерусское  государство - Киевскую Русь. Понятно, что верхи общества, его господствующий класс феодалов нуждались в сильном  государстве. Именно оно обеспечивало разрешение внутренних и внешних  проблем, поддержание в повиновении  эксплуатируемых масс, охрану границ, расширение территории, развитие международной  торговли.

Русь этого периода - одно из могущественных и авторитетных государств Европы. Неуклонный рост производительных сил сопровождался дальнейшим разделением  труда и ростом городов (Киев, Чернигов, Новгород, Переславль и др.), развитием  ремесел. Города становились центрами торговых и культурных связей. Однако возрастающее имущественное неравенство, тяжелое положение бедного населения  приводят к ряду городских восстаний (1068, 1113 гг. и др.).

Естественно, что  экономическая мысль этого периода  не могла не отражать процесса феодализации государства. Идеологи своего времени  находили оправдания гражданскому и  имущественному неравенству. Так, один из летописцев называет бояр «лучшими людьми», а о народном восстании  говорит с ненавистью и осуждением. Даже введение христианства в 988г., в  период княжения Владимира Красное  Солнышко (980-1015), имело противоречивые последствия. С одной стороны, способствовало распространению грамотности и  культуры на Руси, осуждало крайности  крепостничества и противилось  взиманию высоких ростовщических процентов  на ссуды. С другой, призывало холопов, смердов к полному повиновению феодалам.

Пока еще экономическая  мысль не стала самостоятельной  ветвью идеологии. Но уже была составной  частью общественной мысли. Договоры князей, грамоты и летописи, церковная  литература и устное народное творчество в той или иной степени освещают экономическую жизнь, быт и экономическую  политику киевских князей. Древние  летописи дают довольно полное представление  о налоговой и торговой политике, характере земледелия и социальном статусе населения.

Складывалось и  законодательство, по которому судили жителей Киевской Руси. Об этом свидетельствует  упоминание в договоре 911 г. князя  Олега (882-912) с греками «Закона  Русского».

Для понимания специфики  развития экономической мысли на самом раннем этапе русской истории  весьма ценным источником, первым древнерусским  сводом законов служит «Русская правда»: своеобразный кодекс феодального права 30-х гг. 11в., действовавший до 15в.

«Русская правда»  отражала практический уровень, достигнутый  экономической мыслью к этому  времени. Фиксировала процесс феодализации государства, закрепляла феодальную эксплуатацию. Давала правовое определение натурального хозяйства, имущественных отношений, защиты прав собственности феодальной знати на крепостных крестьян, землю, право взимать налоги, натуральные  повинности. Она содержала нормы  торговли и защиты интересов русских  негоциантов, упоминала о «торговле» (внутренний рынок), «гостьбе» (внешняя торговля) и пр.

Хотя «Русская правда»  приписывается Ярославу Мудрому (1019-1054), многие ее статьи и даже разделы  приняты после смерти князя. Ему  принадлежат фактически лишь первые 17 статей юридического памятника.

Первая часть  документа - «Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших  родственников, что свидетельствовало  об отходе от норм первобытного строя. К тому же законы Ярослава разбирали  споры между свободными людьми и  прежде всего в среде княжеской  дружины. Права новгородских мужей  приравнивались к киевским. Предусматривались штрафы за нарушение установленных порядков, к примеру, за перепашку чужой межи и пр.

Степень социального  расслоения характеризуется дифференциацией  размера штрафа за убийство людей  различных категорий. Так, жизнь  смерда или холопа оценивалась в 16 раз ниже жизни знатного человека. Ряд статей «Русской правды» посвящен способам розыска беглой челяди. Закупку, т.е. закабаленному смерду, за побег  грозило обращение в холопа.

Острая борьба между  смердами и феодалами, народные восстания  конца 60-70-ч гг. 11в. потребовали дополнения «Русской правды» рядом статей, названных  «Правдой Ярославичей». Главный смысл  этой части кодекса--зашита имущества феодала и его вотчины. «Правда Ярославичей» повествует об устройстве самой вотчины с центром в княжеском или боярском дворе с их хоромами, домами приближенных, конюшнями, скотным двором. Управлял вотчиной огнищанин («огнище» - дом), княжеский подъездной ведал сбором налогов.

Главное богатство  вотчины--земля, на которой трудились смерды, холопы, челядь. Чрезвычайно высоким штрафом охранялась княжеская межа. Руководство сельскими работами возлагалась на ратайных (пашенных) и сельских старост, контролировавших труд соответственно холопов и смердов. Ремесленники дополняли число вотчинных работников.

«Правда Ярославичей» отменяла кровную месть. Однако заметно  возрастал интервал в плате за убийство различных категорий населения. Это, безусловно, отражало роль феодального  государства в защите жизни и  собственности феодалов.

Юридическое закрепление  права наследования земель, которые  получены «от отца» (вотчины), на съезде князей в 1097 г. в г. Любече фактически стало началом процесса феодальной раздробленности Киевской Руси и новым этапом развития социально-экономической мысли. На съезде была утверждена «Правда Ярославичей».

Черты экономической  политики Галицких и волынских князей, поощрявших развитие градостроительства, ремесел, торговли, раскрыты в Галицко-Волынском  своде Ипатьевской летописи.

Экономическая мысль  нашла своеобразное отражение и  в былинах. Они воспевают труд земледельца, наделяют труженика лучшими  человеческими качествами.

В начале 12 в. в Киеве вспыхнуло народное восстание. В течение четырех дней сжигались и уничтожались дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков.

На великокняжеский  престол был призван Владимир Мономах (1113-1125). Определенной уступкой народным массам стал «Устав Владимира  Мономаха» -- очередная часть «Русской Правды».

Так, Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил  правовое положение купечества, регламентировал  запись в холопство.

Более решительное  закабаление смердов зафиксировано  в «Уставе о закупах», в котором  были широко представлены правовые положения  закупов, взявших в долг «купу» в  боярском хозяйстве. А побег до полной расплаты с хозяином мог обратить крестьянина-должника в холопа, раба.

При Владимире Мономахе монахом Киевско-Печорского монастыря Нестором (коней 11-начало12 вв.) была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». В ней широко использованы не дошедшие до нас летописные записи, материалы княжеских архивов, устные предания и сочинения того времени, византийские хроники, церковная литература.

«Устав о резах» (процентах) этого времени фиксировал несколько заниженный, по сравнению  с ранее применяемым, разорительным, размер процента ростовщикам по предоставленным  займам. Это определяло правовую основу кредитных операций, улучшало положение купечества. Так, взявший в долг из 50%-ных годовых обязан платить эти проценты только два года, а на третий год делался свободным от всякого долга.

Примером своеобразного  развития общественное мысли начала 13 в., периода феодальной раздробленности и междоусобицы, может служить «Моление Даниила Заточника». Автор выступает против боярского произвола и закабаления, видит в боярах преграду между народом и сильным князем - народным заступником.

Борьба с феодальным гнетом нашла проявление и в «городских ересях». Так, в 14-15 вв. в Новгороде  и Пскове в среде городских  ремесленников «стригольников» (суконщиков) возникло течение, выступающее не только против поборов духовенства, но и  против общественного неравенства  вообще.

Феодальная междоусобица, чрезвычайно ослабившая Русское  государство, во много способствовала монголо-татарскому господству 13-конца 15 вв. Стран подвергалась значительному  материальному и моральному испытанию. Стремление к политической централизации  страны было необходимо и очевидно всем слоям русского общества. Центром  объединения стала Москва периода  Ивана Калиты (1325-1340).

Экономическая мысль  этого сложного этапа отражала стремление московских князей к объединению, подчинению себе все большего количества феодальных, боярских, монастырских и церковных  уделов, а также процесс дальнейшего  закрепощения крестьян.

При Иване 3 (1462-1505) формирование государства под властью московских князей в основном завершилось. За столетие территория Московского государства  увеличилась более чес в 30 раз.

В тесной связи с  борьбой за объединение страны находилось формирование поместного землевладения. Во второй половине 15в. Иван 3 широко осуществлял  предоставление земли феодалу под  условие службы государю и наследования исключительно вместе со службой. Таким  образом, экспансия поместной системы  создавала предпосылки к закрепощению крестьян.

И в 1497 г. был издан  Судебник--первый общерусский сборник  законов. Его выход законодательно оформил систему централизованной государственной власти, приказной  формы государственного управления. Отразил характер экономической  политики в области землевладения, финансов, торговли. Упорядочивал феодальное законодательство, узаконивал фактически сложившиеся крепостнические отношения.

Возникновение централизованного  государства, возглавляемого московскими  князьями, ликвидация феодальной раздробленности  оживили экономическую и политическую жизнь страны. Развернулось широкое  торгово-ремесленное градостроительство. Развивалась горнодобывающая промышленность, пушечное литье. Налаживались международные  торговые связи.

Экономическая мысль  первой половины 16 в. - преддверие реформ 50-х годов - особенно проявила себя в  трудах талантливого публициста того времени, дворянина Ивана Семеновича Пересветова. В написанных им произведениях фактически изложена программa преобразований, предлагаемая Ивану 4 Грозному.

Идеал государства  И. Пересветов видит в сильной царской власти. При этом главную опору царя автор находит в дворянстве как прогрессивной части общества. Как идеолог поместного дворянства он обрушивается на бояр-вотчинников, ленивых и царя предающих. По мнению Пересветова, возвышать следует не по богатству и занятости рода, а по заслугам, особенно в среде служилого дворянства. Он предложил даже уничтожить «рабство», вовлекающее в кабалу к боярам-вотчинникам служилых людей.

Высказываясь за централизованное государство, И.Пересветов по-своему порывает с замкнутостью натурального хозяйства. Его предложения о переводе воевод, судей, служилого дворянства на жалование и о сдаче всех доходов и податей в казну, безусловно, давали простор развитию товарно-денежных отношений, ликвидировали преграды, стоящие перед формирование всероссийского рынка. Впоследствии Иван 4 внял советам И.Пересветова. Фактически принципы его экономической политики и ориентировались на упрочение единства Русского государства, укрепление самодержавной власти царя, на завершение феодализации деревни.

Составители нового свода законов - Судебника 1550г.-- за основу взяли Судебник Ивана 3 и внесли в него изменения: подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день.

Увеличилась плата  за «пожилое», право сбора торговых пошлин передавалось государству. С  образованием централизованного государства  сложилась система общегосударственных  налогов и повинностей, главная  тяжесть которых ложилась на плечи  крестьян.

В системе экономических  мер Ивана 4 выделяется реформа крупного землевладения. Главный смысл заключался в изменении соотношения его  форм. Ослаблялась боярская аристократия, и укреплялось положение служилого  дворянства, зависимого от царя. В 1565-1584 гг. вводится опричнина (часть боярских земель), владельцами которой стало  сформированное войско, отличавшееся своей жестокостью не только к  боярам, но и к широким массам городского и сельского населения.

Созданное Иваном Грозным  государство сохраняло заложенные традиции и при его ближайших  преемниках -- Федоре Ивановиче(1584-1594) и Борисе Годунове (1598-1605).

В конце 15 в. с учетом интересов феодалов вводятся «заповедные лета» (запрещение Юрьего дня в определенные годы), составляются писцовые, дозорные и межевые книги (все население было включено в специальные книги и установлена точная принадлежность крестьянина своему владельцу). В 1597 г. издается указ о пятилетнее сроке сыска беглых крестьян. Холопы пожизненно закреплялись за своим господином.

Владельцами становились  не только феодалы, но и чиновники  и купцы.

Путь к последующему развитию экономической мысли и  новым преобразования 17-начала 18 века был подготовлен.

Информация о работе Русская экономическая мысль в 9-16 веках