Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:16, доклад
Экономическая мысль, экономические учения как наука оформились лишь в эпоху становления буржуазного строя. Однако на каждом этапе развития общества характер производственных отношений определял эволюцию экономических идей, порою трудно разделимых в политико-правововой, религиозной, экономической жизни. Экономические учения каждого периода являлись, как правило, частью учений о государстве и государственном управлении.
Русская экономическая мысль в 17-18 вв.
Россия 17-18вв. - это
эпоха начала процесса первоначального
накопления капитала. В результате
усиления специализации
Выдающимся русским
экономистом и крупным
Экономические воззрения Ордин-Нащокина выходили за рамки меркантилизма. Он выдвинул широкую для своей эпохи программу производительных сил страны, в целях преодоления ее отсталости и ограждения национальной независимости, самостоятельности. В то же время он выступал за незыблемость феодального строя, защищал интересы царской казны.
Родоначальником русской экономической мысли был также Юрий Крижанич (ок. 1618-1683). По его мнению, торговая политика государства российского должно защищать интересы отечественного производства - больше вывозить и меньше ввозить. Для этого должна была быть продумана структура внешней торговля, чтобы не ввозить товары, которые можно было производить у себя в стране.
Он предлагал
ввести государственную монополию
ввоза и вывоза, хотя это и ущемляло
интересы частников-купцов, объясняя такую
позицию приоритетом
В этих взглядах и позициях Крижанич приближается к теории «торгового баланса» меркантилистов. Но в отличие от западных ученых этого направления активный торговый баланс--не единственный источник богатства. Более стабильные доходы государство может получить, развивая производительные силы, т.е. промышленность, земледелие, ремесло, горное дело, флот, -- считал он. В земледелии он видел корень и основу всего богатства, считал, что землевладелец кормит и обогащает всех и себя.
Крижанич предпринял попытку определить «общественное богатство», под которым понимал сумму материальных благ, и установить зависимость объема национального богатства от производительности труда. Он понимал различие между номинальной величиной и реальным содержанием монеты и раскрыл составляющие издержек производства, или цены товара. Она включает «первоначальные» на него затраты, транспортные расходы, среднюю прибыль и пошлину (оплата труда торговца, например, за хранение товара в торговых помещениях).
На рубеже 17-18 вв. в России Петр 1 (1672-1725) осуществил преобразования во всех сферах общественно-экономической жизни страны. Он проводил политику меркантилистического характера, хотя она имела и отличительные особенности. Он не разрешал вывозить за пределы страны золото и серебро, была продолжена политика поддержки русского купечества, русские экспортеры освобождались от иностранных пошлин в том случае, если ввоз по стоимости превышал экспорт не более чем на 25 %.
Петр принимал меры для развитии торговли со странами Востока, построил Петербург и поощрял торговля в нем, был создан флот, товары, вывозимые за границу через Петербург освобождались от пошлин.
Черты меркантилизма нашли отражение в учреждение Бурмистерской палаты, Коммерц-коллегии, магистров; для расширения торговых связей с другими странами заключались торговые договоры. Он поддерживал развитие отечественного производства с целью уменьшения экспорта, уделял большое внимание налоговой, фискальной политике.
Первым русским
экономистом называют Ивана Тихоновича
Посошкова (1652-1726), в творчестве которого
нашла отражение реформаторская деятельность
Петра 1. Посошкова в первую очередь интересовали
не вопросы обеспечения активного торгового
баланса, а вопросы развития национального
хозяйства. Название его основного труда
"Исследование о скудости и богатстве"
(1724 г.) очень напоминает название работы
А.Смита "Исследование о природе и причинах
богатства народов". И это сходство
не только внешнее. Обе работы рассматривают
главные проблемы политической экономии:
сущность и формы богатства нации, механизмы
его роста. Как и А.Смит, И.Т.Посошков источник
национального богатства видел в труде,
при этом у него и сельскохозяйственный
и промышленный труд одинаково важен.
Ему было чуждо пренебрежение к сельскому
хозяйству, характерное для меркантилистов
Запада. Общественное же значение труда
Посошков видел в том, чтобы давать "прибыток",
который фактически представляет у него
разницу между ценой и издержками производства.
В то же время меркантилизм Посошкова
отчетливо проявляется при характеристике
торговли. Он полагал, что "купечеством
всякое царство богатится", защищал
ее монополию. Совершенно в русле меркантилистских
идей, Посошков предлагал регламентировать
внешнюю торговлю: повышать экспортные
цены, ограничивать операции иностранцев
лишь рядом портов, запрещать ввоз предметов
роскоши и т.д. Однако он был чужд односторонности
концепции "торгового баланса". В
отличие от западноевропейских меркантилистов,
у Посошкова богатство не отождествлялось
с деньгами. Более того, в целом он осуждал
денежное богатство как символ корыстолюбия
и противоречащее нравственным устоям
общества и в этом заключается еще одна
особенность русского меркантилизма.
Как и А.Смит, богатство народов Посошков
видел не в деньгах, а в вещественном богатстве,
приобретаемом исключительно трудом и
потому считал более полезным увеличение
материальных благ, чем денег. Трактуя
деньги, Посошков развивал номиналистическую
концепцию (что опять-таки в традициях
классической политической экономии),
полагая, что их курс определяется лишь
царским штампом. Он рассматривает деньги
как ценность, созданную законом, средство
для создания определенного правопорядка.
Правда, это касается только внутреннего
обращения, в сфере же внешней торговли,
безусловно, деньги должны быть полноценными.
Рассматривая торговлю и производство
как единый хозяйственный комплекс и видя
в них источник богатства нации, Посошков
выступал за всемерное развитие отечественной
торговли, промышленности, сельского хозяйства,
укрепление экономического могущества
России и ее независимости. Как и все представители
меркантилизма, он является сторонником
сильной государственной власти. В то
же время, признавая самодовлеющую роль
государства в экономике, в своем сочинении
Посошков говорит о том, что нельзя считать
богатым государство, если там любыми
средствами деньги собираются в казну,
и проводит четкое различие между богатством
казны и богатством народа. Для увеличения
последнего необходимо, по его мнению,
хорошее управление страной, хорошие законы,
правильный суд. Он писал о "правде"
как необходимой предпосылке возможности.
В поисках правды и справедливости И.Т.Посошков
проявляет значительный радикализм, осуждая
подушную подать (как не учитывающую разницы
в экономическом положении плательщиков),
рост оброков и барщины, предлагая фиксировать
повинности крестьян при наделении их
землей.
Информация о работе Русская экономическая мысль в 9-16 веках