Россия XXI век: производительность и человеческий фактор

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

С возрастающей мобильностью технологий и капитала конкурентоспособность, как отдельных компаний, так и страны в целом, зависит исключительно от качества, производительности и гибкости человеческих ресурсов - так сегодня говорит бизнес. Ведущие западные эксперты прямо отмечают, что по мере вступления развитых стран в постиндустриальную эру человеческий капитал будет приобретать все большее значение. Такое понимание есть, по сути, не что иное, как отражение новой роли и места человека в современном производстве.

Работа содержит 1 файл

Производительность и человеческий фактор.docx

— 36.53 Кб (Скачать)

Факторы производительности труда объединяются в следующие  группы:

I группа – факторы основного  капитала. Их роль обусловлена качеством, уровнем развития и степенью использования инвестиций и долгосрочных материальных активов. Эти факторы связаны с механизацией и автоматизацией труда, внедрением прогрессивных технологий и соответственно использованием качественных и эффективных материалов.

II группа – организационные факторы. Они охватывают комплекс мер по организации труда и управлению, менеджменту персонала. С развитием экономики возрастает роль этой группы факторов. Понятие организации труда и управления включает выбор размеров и места расположения предприятия, специализацию, структуру и стиль управления предприятием и т.д. Особую группу составляют факторы, влияющие на взаимоотношения в коллективе и дисциплину труда. Это, 1) система ценностей работников и принципы взаимодействия, воздействующие на целевые установки персонала, поведение работников и микроклимат в коллективе,

                                                                 2) меры активизации работников,

                                                                 3) меры контроля за исполнением управленческих решений и исправлением ошибок и просчетов.

III группа – социальные  факторы. Совершенствование материально-технической базы производства, внедрение организационных новшеств происходит в результате активной трудовой деятельности людей. Движущей силой здесь выступает интерес к достижению определенного результата, что, в свою очередь, позволяет удовлетворить материальные и социальные потребности всех участников экономической деятельности. Кроме заинтересованности, все они должны обладать определенным уровнем профессиональной подготовки и общего развития, необходимыми личными качествами, здоровьем, что предопределяется социальными факторами. К числу важнейших из них относятся:

  • материальная и моральная заинтересованность в результатах индивидуальной и коллективной деятельности;
  • уровень квалификации, общеобразовательной и профессиональной подготовки, общий культурно-технический уровень работников;
  • здоровье и уровень благосостояния;
  • экономическая и правовая защищенность;
  • взаимоотношения в коллективе, его стабильность и сплоченность;
  • развитие корпоративной трудовой морали, формирование чувства причастности к делам фирмы, «духа единой команды».

В этой группе факторов надо отметить и расходы  государства на образование и здравоохранение, т.е. капиталовложения общества в социальную сферу. Не вызывает сомнений, что от уровня школьного и высшего образования зависит профессиональная подготовка работников, а от медицинского обслуживания – здоровье нации и каждого работника в отдельности. Полноценный состав и рациональная структура продуктов питания, наличие и доступность потребительских товаров, уровень развития сферы услуг и жилищно-коммунального обслуживания −это необходимые составляющие качества жизни, которые позволяют быстро и своевременно восстанавливать работоспособность человека, влияют на его настроение и создают ощущение комфортности и надежности.

Влияние социальных факторов на производительность труда в значительной мере является опосредованным, проявляясь в росте  удовлетворенности трудом и повышении  трудовой активности, инициативы, ответственности, самодисциплины и самоконтроля.

В зарубежной практике управления уже давно оценили  значимость этих факторов, приняв на вооружение концепции «человеческих отношений  в производстве», гуманизации труда  и повышения качества трудовой жизни, развития человеческого потенциала. В 60-70-х гг. XX в. в экономической науке появилось понятие «человеческий капитал», автором которого является американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1979 г. Теодор Уильям Шульц. Под человеческим капиталом понимают врожденные способности и таланты индивида, полученные им образование и квалификацию, состояние его здоровья и степень трудовой мобильности. В современных условиях огромное значение в развитых странах с рыночной экономикой придается инвестициям в человеческий капитал, повышающим качество и производительность ресурса труда и включающим затраты на образование, здравоохранение, повышение мобильности работников. К сожалению, ограниченность финансовых средств и инвестиционных ресурсов в России обусловливает то, что вложения в развитие человека все еще рассматриваются как некая альтернатива повышению эффективности производства («отвлечение средств на социальные нужды»), а не как средство ее повышения.

    Недооценка значимости социальных факторов ведет к снижению         эффективности трудовой деятельности, дестабилизации кадрового состава организации, росту социальной напряженности.

 

 

 

ГЛАВА 2 Анализ проблемы производительности и человеческого фактора на современном этапе

 

2.1 Человеческий потенциал в XXI веке

    Все накопленное – отражение достигнутого, и  общественная действительность не имеет свойства меняться в один миг.

    Новый век выходит на свой социально-экономический и, естественно исторический простор, наследуя многостороннюю действительность своего предшественника. А это значит, что он продолжает процессы и тенденции жизни мирового сообщества, в центре которой – Человек со всеми его природными и приобретенными данными: способностями, знаниями, навыками и т.д.

      Это исходные условия XXI в. Но все исходное со временем расцветает или увядает, в зависимости уже не от предпосылок, а от конкретных приемов, факторов использования сложившихся условий, благоприятных или сдерживающих развитие.

      И поскольку действие этих факторов зависит от человека, его взглядов, познания действительности, ее закономерностей, то это означает, что движение века зависит от вовлечения человека в процессы созидания, т.е. в продуктивную деятельность, содержание которой впитывает его знания, умение раскрывает потенциал в той мере, насколько этому способствуют его интересы, поддерживаемые общественными связями и отношениями.

     И все это, т.е. реализация этих связей как и потенциала человека, совершается в труде. Если же он не включается в общественный труд, то все его человеческие данные, разум, способности познание действительности и ее перспектив, опыт и весь созидательный потенциал остаются нереализованными, и вследствие этого общество испытывает тройной ущерб. Во-первых, человек не создает материальные или духовные блага, умножающие национальное богатство, во-вторых, общество беднеет духовно и социально, поскольку люди, не занятые общественно полезным трудом, как правило, не пополняют профессиональные знания, они не включены в трудовые, коллективные связи, в систему производственных отношений, в-третьих, общество вынуждено нести дополнительные расходы на поддержание хотя бы минимальных условий жизни безработных.

      Речь идет о проблеме, которая не зависит от конкретных физических и духовных данных того или иного пригодного к труду человека.

      В мире сложилась многовековая тенденция безработицы части населения. Эта тенденция обесчеловечения цели производства, подмены его социальной сущности, выраженной в основной его цели – удовлетворении людских потребностей.

      НЕЛЬЗЯ пренебрегать человеком,  способным стать личностью, в  труде, обретая при этом определенные  знания, умение и другие общественно-человеческие  качества.

 Лишить  какую-то часть коллектива того  или иного предприятия работы, если недостает средств на  обновление производства для  сохранения конкурентоспособности  и получения прибыли, - рекомендуют  нашему управлению зарубежные  советники. При этом подход  к человеку – примитивно-коммерческий. Абсолютно игнорируется тот общественно-экономический факт, что вывод человека из труда сокращает базу производительных сил данной страны, требует перераспределения прибавочного продукта для материальной поддержки людей, лишенных труда. По существу, речь идет о выплате вчерашнему рабочему заработной платы, несколько меньшей по сравнению с прежней, но не заработанной, поскольку человек в данный момент ничего не создал. Он теряет свои профессиональные качества, как правило, испытывает внутренний психологический надлом, утрачивая способности участника не только коллективно-производственных, но и социальных, а также, зачастую, здоровых внутрисемейных отношений.

В этой ситуации обнажается качество государственного управления формированием и использованием запасов труда страны в интересах ее развития, достойного масштаба уровня знаний и умений населения, мирового веса ее науки и поддержания перспектив технического, экономического и социального прогресса, при обеспечении экологии производства.

К сожалению, нет анализа последствий значительного  сокращения работников – сокращения ради сохранения прибыли, без учета экономических и социальных последствий. Никто еще не взвесил и не сопоставил ущерб, причиненный обществу (не только отдельной фирме), от выплаты заработка работнику вдруг оказавшемуся неполностью загруженным, или от ухода уволенного человека в криминальную среду, в число наркоманов и не проанализировал расширение такого влияния на молодых людей, еще не получивших специальности и места работы.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Производительность труда  в России

 

Производительность  труда, как известно, характеризуется  соотношением результатов и затрат труда и является важнейшим показателем эффективности любой общественно полезной деятельности. Повышение производительности труда – приоритетное направление развития экономики промышленно развитых стран.

Основная  проблема производительности  труда  в современной российской экономике  заключается в высокой трудоемкости продукции. Это относится в первую очередь к машиностроительным и  другим отраслям с трудоемкими технологиями. Отсюда следует вывод, что в сфере  производства для повышения производительности труда требуется переход от трудоемких технологий к наукоемким. Это значит – капиталоемким.

Росту производительности труда в значительной степени  препятствует устойчивая тенденция  снижения цены труда – реальной заработной платы работников материального  производства. В России заработная плата во много раз меньше, чем  в Европе, а цены на многие товары достигли мирового уровня. Дешевый  труд не может быть высокопроизводительным, обеспечивать экономию и рациональное использование материальных и других производственных ресурсов. Все это ведет к деградации производства, падению его объемов и ухудшению качества продукции.

Эта проблема периодически осложнялась и западной экономике. Но там это явление  подталкивало к сосредоточению инновационных, финансовых, организационных усилий на ее решении как условии экономического роста и социального развития. В России при спаде производства, резком увеличении безработицы и  извлечении денежных средств  из сферы  производства на всех уровнях управления производством допущено игнорирование  проблемы производительности труда.

Из мирового опыта решения проблем повышения производительности труда следует необходимость выработки государственной политики в области производительности, которая была бы воспринята и осуществлялась бы на производственном уровне.3

Об этом же свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного в 2005г. На вопрос «Должна ли в стране действовать  государственная программа повышения общественной производительности труда?» - 68,5%  из числа присутствовавших представителей руководящего состава корпораций ответили категорически утвердительно.

Следует подчеркнуть  также, что 73,2% опрошенных безусловно считают производительность труда важнейшим показателем деятельности предприятия и лишь 17,2% не считают ее таковым. Между тем в Российской Федерации с момента официального начала курса радикальных экономических реформ был прекращен и государственный статистический мониторинг уровня и динамики производительности труда.4

Для конкретизации  государственной политики понадобятся  федеральные и региональные программы  производительности, включающие задачи по разработке и осуществлению практических мер, направленных на повышение производительности труда, научно-методическое обеспечение, разработка рекомендаций по учету производительности, обобщение статистических данных и  увеличение масштабов задач по организации  обучения персонала.

Организационное обеспечение реализации федеральных  и региональных программ потребует  создания специального органа, влияющего  на постановку работы по повышению  производительности по всей стране.

В США, например, ранее созданный национальный комитет  по производительности и качеству жизни  со временем был преобразован в национальный консультативный комитет по производительности при президенте США. Он выполняет  Функции по объединению усилий правительства, научных учреждений, производственных структур по выработке и осуществлению  рекомендаций, направленных на повышение  проив. труда.

Россия пока еще располагает рядом потенциальных  возможностей для решения проблем  производительности. В стране имеется  ядро научных работников, практический опыт, воплощаемых в деятельности отдельных промышленных предприятий, сохраняющих традиции работы с растущей производительностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Человеческий  фактор оказывает большое влияние  на изменение производительности труда.

Психологическое состояние общества, общественного  сознания – важный фактор совокупной производительности труда.

Информация о работе Россия XXI век: производительность и человеческий фактор