Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:34, курсовая работа
В экономической теории ссудный капитал традиционно рассматривается как совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента. На рынке капиталов ссудный капитал занимает особое место, удовлетворяя потребности национальной экономики в лице государства, юридических и физических лиц в свободных финансовых ресурсах. В отличие от ростовщического капитала, основным источником которого выступали собственные денежные средства кредитора, ссудный капитал формируется прежде всего за счет финансовых ресурсов, привлекаемых кредитными организациями у государства, юридических и физических лиц (что, кстати, и определяет роль банка как специализированного посредника на рынке ссудных капиталов).
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1: Мировой рынок ссудных капиталов………………………………...5
1.1. Понятие и эволюция мирового рынка ссудных капиталов……………..5
1.2. Структура мирового рынка ссудных капиталов…………………………7
Глава 2: Международный кредит и международные кредитные отношения…………………………………………………………………………..13
2.1. Сущность международного кредита…………………………………….13
2.2. Классификация, формы и функции международного кредита………..16
2.3. Кредитование внешней торговли………………………………………..21
2.4. Международный долгосрочный кредит………………………….……..28
2.5. Международные валютно-кредитные организации……………………30
Глава 3: Международный рынок ссудных капиталов………………………38
3.1. Иностранные банки в России. Возможности и недостатки иностранных банков для российского клиента…………………………………………………..38
3.2. Российская Федерация как заемщик, гарант и кредитор………………43
Заключение…………………………………………………………………….49
Список использованной литературы………………………………………...52
В целом, россияне воспринимают иностранные банки как своего рода оплот стабильности в финансовой системе страны. Это не удивительно, ведь даже если в России вновь грянет кризис, иностранные банки имеют гарантию поддержки со стороны материнских структур, а они находятся в достаточно «надежных» государствах – например, в Англии, Франции или Германии. Однако при этом эксперты рекомендуют частным лицам не слишком полагаться на могущество инобанков и, невзирая на идеальный сервис и массу заманчивых предложений, всегда проверять, что может скрываться за ними, и как это скажется на личном финансовом благополучии каждого клиента иностранных финансовых «дочек» [II, 1].
На начало 2008 г. в России было зарегистрировано 202 кредитные организации с участием нерезидентов. В 61 банке иностранные собственники контролируют 100% капитала. На 20 самых крупных из них приходится более 85% совокупных активов банков со 100%-ным иностранным участием (табл. 1) [IV, 1].
Таблица 1. Показатели 20 крупнейших банков со 100%-ным иностранным участием на 01.01.2008
Рейтинг по величине активов |
Банк |
Активы, млн. руб. |
Доля чистых иностранных активов, % |
Доля чистого кредита ФЛ и ЮЛ ФЛ -физические лица, ЮЛ- юридические лица в активах, % |
Доля чистого межбанковс-кого кредита в активах, % |
1 |
Райффай-зенбанк Австрия |
435301,7 |
-21,96 |
16,19 |
-2,76 |
2 |
Юникредит Банк |
368327,7 |
-14,81 |
10,39 |
-5,61 |
3 |
Ситибанк |
150173,7 |
-8,62 |
-36,15 |
9,97 |
4 |
Абсолют Банк |
134397,3 |
-35,42 |
34,81 |
1,01 |
5 |
Банк Сосьете Женерал Восток |
106817,6 |
-42,10 |
38,77 |
-7,96 |
6 |
ИНГ Банк (Евразия) |
81452,6 |
-4,43 |
5,04 |
-5,35 |
7 |
ХКФ Банк |
73701,6 |
-31,48 |
58,13 |
-0,71 |
8 |
Инвест-сбербанк |
65304,2 |
-5,64 |
-1,72 |
-1,55 |
9 |
АБН АМРО Банк |
54485,5 |
н.д. |
н.д. |
|
10 |
Кредит Европа Банк |
54467,7 |
-49,01 |
60,86 |
-1,58 |
11 |
Русфинанс Банк |
50390,9 |
-52,91 |
81,91 |
1,72 |
12 |
Коммерцбанк (Евразия) |
49239,6 |
-56,39 |
57,19 |
-3,55 |
13 |
Дойче Банк |
49157,4 |
39,15 |
-42,16 |
-10,08 |
14 |
БНП Париба Банк |
39442,9 |
-46,60 |
55,34 |
-10,49 |
15 |
Сведбанк |
36675,3 |
-72,19 |
65,87 |
6,51 |
16 |
Калион Русбанк |
27982,5 |
н.д |
н.д. |
н.д. |
17 |
Дельтакредит Банк |
25325,5 |
н.д |
н.д. |
н.д. |
18 |
Айси-Айси-Ай Банк (Евразия) |
19122,5 |
-44,54 |
12,57 |
13,18 |
19 |
ДрезднерБанк |
14523,7 |
5,22 |
-27,74 |
19,88 |
20 |
Банк Кредит Свисс |
14320,3 |
-5,79 |
-30,59 |
43,35 |
Работающие в России "дочки" иностранных банков утратили интерес к привлечению вкладов от россиян. Они устанавливают по ним заведомо непривлекательные ставки на уровне 4-5 процента годовых в рублях. "Коммерсант" пишет, ссылаясь на данные АСВ, что банки получили возможность привлекать более дешевые средства от головных компаний. Это является стандартной для них схемой привлечения денег. В результате "дочки" иностранных банков получили по итогам первого полугодия рекордно низкий прирост депозитов физических лиц. За первые шесть месяцев текущего года их объем увеличился всего на процент - до 381,1 миллиарда рублей. Это в десять раз меньше среднерыночного уровня. В результате доля банков с иностранным капиталом на рынке депозитов физлиц вернулась на докризисный уровень и составила 4,5 процента от общего объема вкладов в российских банках (8,41 триллиона рублей на 1 июля 2010 года) [II, 2].
В кризис банки-нерезиденты были ограничены в финансовой поддержке своих российских "дочек", предлагая им переориентироваться на самофинансирование внутри России.
В последние годы участие иностранных инвесторов в российской банковской системе стабильно росло. Если в 2007 году существовало только 12 банков с участием иностранного капитала, то к середине 2008 года таковых стало более двухсот. На начало февраля 2010 года из 229 кредитных организаций с участием нерезидентов 82 банка полностью контролировались иностранными акционерами.
В августе 2010 года ЦБ сообщил, что доля нерезидентов в совокупном уставном капитале российских банков выросла во втором квартале с 26,1 до 26,39 процента. Согласно прогнозу госкорпорации АСВ, в 2010 году средства населения в банковской системе могут увеличиться на 1,9-2,2 триллиона рублей (25,5-29,5 процента). Общий объем вкладов физлиц по итогам 2010 года оценивается в 9,3-9,65 триллиона рублей [II, 3].
3.2. Российская Федерация как заемщик, гарант и кредитор
Российская Федерация как заемщик.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами — граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными и изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается [I, 1].
Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.
В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Таким образом, следует различать государственный долг и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.
Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов или других долговых обязательств, гарантированных Правительством.
Государственный внутренний
долг состоит из задолженности прошлых
лет и вновь возникшей
В зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.
Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.
Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.
Кредитная деятельность РФ на мировой арене регулируются Федеральным Законом "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям".
В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком как внутри страны, так и на международной арене.
В соответствии с Законом
"О государственных внешних
заимствованиях Российской Федерации",
к ним относятся привлекаемые
из иностранных источников (иностранных
государств, их юридических лиц и
международных организаций) кредиты
(займы), по которым возникают
Предельный размер государственных внешних
заимствований ежегодно утверждается
в форме федерального закона. Он, как правило,
не превышает годовой объем платежей по
обслуживанию и выплате основной суммы
государственного внешнего долга РФ.
Российская Федерация как гарант.
Деятельность Российской Федерации как гаранта постепенно расширяется. Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. В Законе "О восстановлении и защите сбережения граждан Российской Федерации", принятом Государственной Думой 24 февраля 1995 г., еще раз подчеркивается, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных сбережений, созданных гражданами РФ путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк РФ в период до 20 июня 1991 г. и на вклады в организации государственного страхования РФ по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г. [I, 2].
Гарантированные сбережения
граждан являются государственным
внутренним долгом РФ. Ценностью гарантированных
сбережений граждан признается покупательная
способность вложенных денежных
средств на момент их вложения. Восстановление
и обеспечение сохранности
В последние годы государство стало выступать гарантом и по долговым обязательствам различных обществ и групп. В частности, в соответствии с Указом Президента РФ "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации" от 5 декабря 1993 г. государство стимулирует создание и деятельность финансово-промышленных групп путем предоставления государственных гарантий для привлечения различного вида инвестиционных ресурсов.
В соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 20 января 1995 г. "О
дополнительной поддержке отечественного
экспорта товаров и услуг" государственная
финансовая поддержка экспорта товаров
и услуг, производимых российскими
товаропроизводителями, осуществляется
из средств федерального бюджета
на возвратной и платной основе путем
предоставления Правительством РФ гарантийных
обязательств под кредитные ресурсы,
привлекаемые Российским экспортно-импортным
банком и другими уполномоченными
Правительством РФ специализированными
банками для обеспечения
Государственные гарантии направлены и на поддержку малого предпринимательства. В соответствии с Указом Президента РФ "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ" от 4 апреля 1996 г. Правительство РФ начиная с 1996 г. должно предоставлять государственные гарантии на сумму не менее 200 млн. долл. ежегодно иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства [IV, 1].
Выступает Минфин России от имени Правительства РФ и поручителем по кредитам, предоставленным коммерческими банками администрациям субъектов РФ. Расходы по погашению и обслуживанию этих кредитов обычно предусматривается производить за счет соответствующих статей федерального бюджета.
Российская Федерация как кредитор.
Внутренние ссуды. В качестве заемщиков средств федерального бюджета выступают российские предприятия и организации — юридические лица и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Предоставление ссуд юридическим лицам в период осуществления ими структурной перестройки осуществлялось в соответствии с Указом Президента РФ "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета" от 8 июля 1994 г.
Ссуды выдавались на срок, не
выходящий за пределы текущего финансового
года, и за плату в размере, обеспечивающем
уплату процентов по государственному
долгу. Ссуды имели целевой характер
и предоставлялись на проведение
структурной перестройки
В соответствии с "Порядком
контроля за целевым использованием
средств краткосрочной
Контролирующие структуры особое внимание должны обращать на целевой характер использования средств. Запрещается помещение средств на депозитные счета в качестве кредитных ресурсов, их использование для покупки свободно конвертируемой валюты (за исключением необходимости приобретения импортных материалов), их отвлечение на другие финансовые операции. В случае выявления фактов нецелевого использования ссуды Министерство финансов РФ принимает меры по ее досрочному возврату и взысканию процентов за пользование ссудой.