Россия в системе международного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

В экономической теории ссудный капитал традиционно рассматривается как совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента. На рынке капиталов ссудный капитал занимает особое место, удовлетворяя потребности национальной экономики в лице государства, юридических и физических лиц в свободных финансовых ресурсах. В отличие от ростовщического капитала, основным источником которого выступали собственные денежные средства кредитора, ссудный капитал формируется прежде всего за счет финансовых ресурсов, привлекаемых кредитными организациями у государства, юридических и физических лиц (что, кстати, и определяет роль банка как специализированного посредника на рынке ссудных капиталов).

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1: Мировой рынок ссудных капиталов………………………………...5
1.1. Понятие и эволюция мирового рынка ссудных капиталов……………..5
1.2. Структура мирового рынка ссудных капиталов…………………………7
Глава 2: Международный кредит и международные кредитные отношения…………………………………………………………………………..13
2.1. Сущность международного кредита…………………………………….13
2.2. Классификация, формы и функции международного кредита………..16
2.3. Кредитование внешней торговли………………………………………..21
2.4. Международный долгосрочный кредит………………………….……..28
2.5. Международные валютно-кредитные организации……………………30
Глава 3: Международный рынок ссудных капиталов………………………38
3.1. Иностранные банки в России. Возможности и недостатки иностранных банков для российского клиента…………………………………………………..38
3.2. Российская Федерация как заемщик, гарант и кредитор………………43
Заключение…………………………………………………………………….49
Список использованной литературы………………………………………...52

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Плужниковой Е.В. 301 гр..docx

— 106.11 Кб (Скачать)

Кредиты МВФ делятся на несколько видов [III, 2]:

1. Кредиты, предоставляемые  в пределах резервной позиции  страны в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в Фонде — ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех—пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем — посредством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, предоставленных ранее Фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.

2. Кредиты, предоставляемые  сверх резервной доли. Ссуды выдаются  после предварительного изучения Фондом валютно-экономического положения страны и выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер. Стабилизационные программы МВФ предусматривают ограничение внутренних кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов экономического роста, что обычно идет вразрез с национальными интересами страны-заемщика. Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на крупные кредиты в частных банках.

МВФ играет большую роль в межгосударственном регулировании  валютно-кредитных отношений. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением перед Фондом была поставлена задача по упорядочению валютных курсов, т.е. регулированию и поддерживанию устойчивости паритетов стран-членов (в золоте или долларах). Без санкции фонда страны не имели права изменять паритеты валют более чем на 10%, а также допускать при проведении операций отклонения от паритета свыше ±1% (с декабря 1971 г. — свыше ±2,25%). В соответствии с Уставом МВФ государства — члены Фонда должны были на базе фиксированных валютных курсов вводить обратимость валют по текущим операциям и проводить политику, направленную на полное устранение валютных ограничений. Но на практике эти положения не могли быть выполнены многими странами. Например, валютные ограничения были отменены лишь 60 странами — членами МВФ. Обострение валютного кризиса в начале 70-х гг. привело к подрыву основных принципов Бреттон-Вудской валютной системы и, в частности, к сохранению фиксированных валютных курсов. В результате в 1973 г. были отменены фиксированные паритеты и валютные курсы, введен режим «плавающих» валютных курсов, которые юридически были закреплены Ямайской валютной системой, введенной с апреля 1978 г. Страны — члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности стран-заемщиков. Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации — Международной ассоциации развития.

Международный банк реконструкции  и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон [III, 2].

Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования развития их экономики. Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд. долл.). Хотя членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии. Источниками ресурсов банка, помимо акционерного капитала, являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций. МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран — членов банка, которые выдаются под гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты. Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка [III, 3]. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса. В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991 г. в состав членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд. долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

Международная ассоциация развития (MAP) была образована в 1960 г. с целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до 50 лет с уплатой 0,75% годовых). В год MAP выдает кредитов на сумму до 5 млрд. долл.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956 г. для поощрения помещения частного капитала в промышленность развивающихся стран. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства. Кредиты выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта. Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, создаваемых частным сектором.

Многостороннее агентство  по гарантиям инвестиций (МАГИ) осуществляет страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации, войны, гражданских волнений и срыва контрактов. МАГИ создана в 1988 г. Таким образом, создана группа МБРР с едиными органами управления и президентом, которая получила название «Всемирного банка» и является ведущей в сфере международного кредита. С 1992 г., Россия является членом МВФ и Всемирного банка. Кроме того, в 60-х гг. возникли региональные банки развития, а именно: в 1949 г. — Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 27 участников развивающихся стран региона и 16 представителей развитых стран; в 1964 г. — Африканский банк развития (АфБР) с участием развивающихся стран региона и развитых стран (соответственно 50 и 25); в 1966 г. — Азиатский банк развития (АзБР) с соответствующим участием стран в соотношении 31 и 14. Общими чертами региональных банков являются цели и методы финансирования, а объектами кредитования — отрасли инфраструктуры: строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и т.д., а также добывающая и обрабатывающая промышленность. Основная цель региональных банков развития — совершенствование экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран, преодоление внешней зависимости.

Необходимо также сказать  и о региональных валютно-кредитных  организациях «Европейского союза».

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был создан в 1958 г. с целью предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых районов, осуществление межгосударственных проектов, модернизацию отраслевой структуры производства.

Европейский фонд валютного  сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в рамках Европейской валютной системы, с 1994 г. — Европейский валютный институт (ЕВИ). Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного баланса стран — членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены функции кредитно-расчетного обслуживания стран-членов.

Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) образован в соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике. Учредителями банка являются 40 стран — все страны Европы, кроме Албании, а также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации — Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская Федерация. ЕБРР начал свою деятельность с апреля 1991 г., его капитал в размере 70 млрд. франков распределяется следующим образом: 50% принадлежит Комиссии европейских сообществ и 12% — странам ЕС; 11,3% — другим европейским странам; 24% — неевропейским государствам, в том числе: США — 10% капитала, Японии — 8,52%, странам Восточной и Центральной Европы — 13,7%, бывшему СССР, а ныне Российской Федерации, — 6%. Цель ЕБРР — сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы. Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности и введению конвертируемости своих валют [III, 3].

 

Глава 3: Международный  рынок ссудных капиталов

3.1. Иностранные  банки в России. Возможности и  недостатки иностранных банков  для российского клиента

Можно условно выделить три  типа стратегий, определяющих позиционирование иностранных банков на внутреннем рынке  банковских услуг:

  1. Универсальная (мультипродуктовая и мультиклиентская). Банк стремится расширить свое присутствие по всем перспективным направлениям банковской деятельности. Он может не иметь ключевого конкурентного преимущества ни по одному из направлений на текущий момент, но старается достичь этого в будущем.
  2. Специализированная (монопродуктовая и моноклиентская). Банк добивается ключевого конкурентного преимущества при работе с определенным типом клиентов и на рынке определенного банковского продукта (ипотека, автокредитование, пластиковые карточки и пр.). Этот рынок и эта клиентская ниша обладают хорошими перспективами роста, что оправдывает узкую специализацию. Закрепившись на данных позициях, банк стремится к сохранению конкурентного преимущества в стратегической перспективе, что позволит ему получить максимальную выгоду от ожидаемого роста выбранного сегмента.
  3. Комбинированная (либо мультипродуктовая и моноклиентская, либо монопродуктовая и мультиклиентская). Исходя из имеющихся конкурентных преимуществ, банк акцентирует свою деятельность на какой-либо одной группе клиентов, предлагая ей широкий спектр банковских услуг, или же концентрируется на предоставлении какого-либо одного банковского продукта (группы однородных продуктов) широкой клиентской базе. Такой выбор стратегии объясняется, с одной стороны, трудностью точной идентификации быстрорастущих узких ниш, с другой - неэффективностью работы по всему спектру продуктов и клиентуры [IV, 5].

Филиалы иностранных банков самым активным образом продолжают осваивать «российское поле». На финансовом рынке РФ их не останавливал даже кризис, разразившийся в конце 2008 года, и сегодня доля иностранных  банковских «дочек» упрямо держится на уровне 25%, хотя эксперты обещают  уже в ближайшем будущем и  все 40%. Собственно, эта цифра не такой уж и рекорд – в Восточной Европе на каждое государство приходится от 50% до 70% иностранных банков, однако специфика российского положения дел состоит не в количестве, а в качестве. Темпы освоения местного финансового рынка иностранными капиталами намного выше, чем в других странах, а сам российский рынок представляет огромный интерес для финансовых «оккупантов», которые начали его осваивать еще в 90-е годы.

Главное преимущество российского  рынка перед зарубежными –  легкость вхождения иностранных  инвесторов на рынок. В России и прежде существовала достаточно простая процедура  включения иностранного капитала в  местную финансовую систему, а с 2007 года иностранные банки еще  и получили право приобретать  не более 20% акций банков России без  дополнительного разрешения от Центробанка. Условия оказались более чем  приемлемыми, и лишь в 2007 году доля иностранных  инвесторов в РФ увеличилась минимум  на 10%. При этом в глаза бросается  тот факт, что иностранные банки  активно покупают доли в тех финансово-кредитных  структурах России, которые занимают самые верхние строчки в различных  рейтингах. Иностранцев интересуют прежде всего банки, которые имеют  разветвленную региональную сеть, а  также активно развивают приносящие доход сферы, к которым относится  прежде всего потребительское, а  главное – ипотечное – кредитование.

При этом если прежде рынок  России осваивали универсальные  банки, то в посткризисные времена  он заинтересовал и узкоспециализированных инвесторов – таких, как, например, ТойотаБанк или ДаймлерКрайслерБанк. Прежде всего их интересовала, конечно же, возможность открыть автокредитование для российских потребителей, однако и условия рынка тоже были весьма привлекательными для «экспансии».

В итоге уже в 2007-2008 годах  в Россию пришли почти все крупнейшие иностранные банки мира, а остальные  постепенно осваивают рынок в  течение 2009-2010 гг. Секрет такой популярности России прост: пока весь мир страдал (и частично продолжает страдать) от кризиса, РФ продолжает оставаться привлекательной  даже в самые сложные времена [II, 4].

Ориентируются инобанки прежде всего на своих корпоративных  клиентов, хотя частные лица их тоже интересуют. Безусловно, для «иностранцев»  не так актуальны мелкие вклады и  так называемые «грошовые» кредиты, им нужны состоятельные клиенты, однако частные счета они все  равно открывают вполне охотно, правда, желательно, чтобы первоначальный вклад  на эти счета составлял не менее 1.5 тыс. долларов.  
Более того, иностранные банки имеют более низкие процентные ставки, чем отечественные финансовые структуры: это означает, что за их счет спасти вклады от инфляции россиянам не удастся, но все же от банковского кризиса их это предохранит.

Информация о работе Россия в системе международного кредита