Российский рынок труда и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы избрано подробное изучение ситуации, сложившейся в данный момент на российском рынке труда, выявление его сущности и роли в современном обществе. Также существует необходимость дать оценку важности и актуальности проблемы безработицы на сегодняшний день, проанализировать меры, принимаемые руководителями нашего государства для решения этого вопроса и оценить их эффективность.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Рынок труда 5
1.1 Основные тенденции развития современного рынка трудовых ресурсов 5
1.2 Определение и особенности функционирования рынка труда 6
1.3 Структура и сущность рынка труда 7
1.4 Государственное регулирование рынка труда. Биржи труда 9
1.5 Роль государственных служб занятости на российском рынке труда 12

Глава 2. Занятость населения. Безработица
2.1 Занятость в системе рыночных отношений 14
2.2 Основные задачи государственного регулирования занятости 17
2.3 Безработица. Причины и формы 21

Заключение 24
Приложения 27
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

01 - Российский рынок труда. Безработица. Государственная политика занятости.doc

— 454.50 Кб (Скачать)

 

Средства фонда занятости направляются на:

1. оплату расходов по профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки безработных, включая выплату им стипендий;

2. организацию общественных работ;

3. выплату пособий по безработице и материальной помощи;

4. возмещение затрат пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

5. мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест;

6. расходы по анализу рынка труда, разработке программ занятости, информационного обеспечения, рекламы, научно - исследовательской деятельности и на содержание органов занятости.

 

Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно как гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях.
Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере (с необходимым переходящим остатком), а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию.[7]

 

2.3 Безработица. Причины и формы

Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Причины
данного явления разнообразны: структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы; экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых; политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу; сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики; изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы. Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные формы.

Фрикционная безработица связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. Причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, поэтому требуется определенное время для "взаимного поиска".

Добровольная безработица связана с увольнением работника по собственному желанию, в связи с неудовлетворительной заработной платой или условиями труда.

Структурная безработица связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы либо к переобучению персонала.

Вынужденная безработица связана с сокращением объемов производства.

Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна: информация о вакансиях неполна, пособие по безработице завышено, налоги на доходы занижены.

Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, т.е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, в другие – уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства, относятся, прежде всего, сельское хозяйство и строительство.

Циклическая безработица связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.

Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Ее суть заключается в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Застойная безработица: в любом обществе существует прослойка людей, которые не хотят работать.

Оптимальная безработица – это безработица, уровень которой равен естественной, так называемой нормальной безработице.

Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства. Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Она должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигается режим оптимального роста и состояние экономической стабильности.[8]

Наблюдается тенденция к увеличению числа безработных среди людей, получивших высшее образование. Это вызвано большим количеством узко специализированных профессий, которым обучают в ВУЗах. Дипломированные специалисты не могут найти себе работу из-за невостребованности полученных знаний. Тем не менее, процент безработных с высшим образованием ниже, чем со средне-специальным или неполным средним (см. таблицу №01 «распределение численности безработных по уровню образования» в разделе «приложения»).


Заключение

Отношения в области занятости – наиболее важные отношения в нашей жизни, и не случайно именно эта сфера привлекает к себе столь пристальное внимание со стороны законодателей, что является лишь еще одним подтверждением того, что глубокое значение фундаментальных основ экономики труда играет ключевую роль в понимании множества социальных проблем и вопросов.

В настоящее время ситуация на российском рынке труда заметно стабилизировалась, и безработица не стала такой острой проблемой российской экономики, как это было несколько лет назад. Но кажущееся на первый взгляд отсутствие проблемы есть не что иное, как видимость, связанная с угнетающей особенностью социальной ситуации в современной России. Социальную сферу жизни в РФ сегодня характеризует в первую очередь усиление масштабов явной и скрытой безработицы, что имеет следствием снижение трудового и профессионально-квалификационного потенциала страны, причем безработица имеет хронический и массовый характер, что особенно свойственно регионам с преобладанием предприятий военно-промышленного комплекса. Сегодня серьезное беспокойство вызывает тот факт, что безработицей охвачены преимущественно определенные группы населения – работники, уволенные в результате закрытия предприятий, рабочие низкой квалификации, имеющие низкий уровень образования и др.

Безработица пагубно сказывается на всей экономической жизни общества. Она, прежде всего, ведет к экономическим потерям, снижает уровень реального фактического выпуска национального продукта.

Важным направлением политики занятости на современном этапе должно стать решительное сокращение излишних масс труда (скрытой безработицы). Контроль уровня безработицы в обществе следует осуществить главным образом путем сохранения и прироста рабочих мест.

Не стоит забывать, что помимо экономических потерь, касающихся непосредственно рынка труда, сферы услуг и производства, безработица приводит и к внеэкономическим издержкам, т.е. к определенным негативным социальным последствиям. Человек, оказавшийся без работы не по своей воле, впадает в угнетенное, беспокойное состояние, со временем, если работу не удается найти, оно перерастает в депрессию, с которой трудно бороться. Как правило, находясь без работы, работник утрачивает свою квалификацию, может возникнуть социальная апатия, деморализация. Данные явления, если они массово распространены в обществе, неизбежно приводят к социальным конфликтам и усложнению общей обстановки в стране.

Уровень развитости рынка труда, в том или ином регионе, напрямую зависит от активности государственного контроля, законодательных норм, помогающих решать проблему трудоустройства и оплаты труда специалистов, а, самое главное, от степени экономической и инвестиционной активности – поэтому позитивной тенденцией является движение интересов крупных развитых компаний в сторону регионов.

С 2000 годов со стороны работодателей снова появился спрос на квалифицированный персонал, причем структура спроса по массовым позициям в сравнении с докризисными временами изменилась не очень значительно: по-прежнему необходимы менеджеры по продажам, секретари, главные бухгалтеры, финансовые аналитики и т.п. По состоянию на конец января 2004 г. заметно увеличение спроса на квалифицированных работников от компаний, занимающихся продажами обуви, мебели, строительных и отделочных материалов.

Проблема нехватки или отсутствия профессионально квалифицированных управленцев высшего звена (топ-менеджмента), грамотных специалистов по развитию производства, руководителей проектов, маркетологов решается путем привлечения необходимых кадров из более развитых регионов, чаще всего это Москва и Санкт-Петербург. Как правило, наем осуществляется на контрактной основе и носит временный характер. Высокая миграционная активность, как специалистов, так и работников с невысокой квалификацией является характерной чертой развитого рынка труда.

По мнению многих влиятельных исследователей и экономистов, тенденция к росту развития трудовых отношений в России возобновилась к 2000 г. На данный же момент заметен неуклонный рост, в связи с непрерывным появлением частных предприятий, увеличением числа рабочих мест. Но, как уже говорилось, о решении проблемы безработицы говорить рано. Оценив сложившуюся на сегодняшний день ситуацию на рынке труда, можно отметить, что даже в условиях снижения процента безработицы по отношению к периоду прошлого десятилетия, данная проблема все еще продолжает быть актуальной, и осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

По этой причине переходному и еще неустойчивому российскому рынку необходим усиленный контроль над социальной обстановкой в сфере деловых отношений нанимателей и наемников. Пока такой контроль возможен только со стороны Государственной программы занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда, намечены совместные действия структур государственного управления территориального подчинения в решении конкретных задач. Но решение проблем занятости и безработицы, как всегда, осложняет недостаточное развитие организационного механизма рынка труда, слабо поставленная статистика трудовых ресурсов, сбор информации и ее распространение, отсутствие помощи трудоспособным в поисках рабочего места. Отмеченные процессы на рынке труда требуют более активного государственного регулирования. Вследствие этого для современного состояния российской экономики наиболее приемлемы идеи Кейнса о роли, государства в регулировании производства, расширении рынка, стимулировании инвестиций наиболее приемлемы для современного состояния российской экономики.

Активные и в то же время целесообразные направляющие действия должны в итоге наладить аппарат управления свободными рабочими кадрами. А здоровая конкуренция, созданная на рынке трудовых ресурсов поможет в итоге мотивировать создание развитых альтернативных, негосударственных бирж труда.

Выход страны из кризиса невозможен также без позитивных изменений в области занятости – усиление стимулов к труду, роста его эффективности, повышении роли квалифицированного труда, создание условий для свободного перемещения рабочей силы в соответствии со структурными сдвигами в экономике. Государство должно сыграть свою решающую роль в регулировании данного процесса: поддержать занятость квалифицированной рабочей силы, перестроить образовательную систему исходя из ее потребностей производственной сферы, уделить особое внимание программам обучения, повышения квалификации специалистов, занятости молодежи.

 


Приложения

Данные территориальных органов по вопросам занятости населения. (1 июля 2004/2005гг.)


Таблица №01

Данные  Госкомстата России

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ ПО УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ
(в процентах к итогу)

 

Безработные -
всего

в том числе имеют образование

высшее
профессио-
нальное

неполное высшее профессио-
нальное

среднее
профессио-
нальное

начальное профессио-
нальное1)

среднее (полное) общее

основное общее

начальное общее, не имеют
начального общего
образо-
вания

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

1992

100

10,0

3,5

27,3

...

38,1

18,6

2,4

1995

100

9,2

2,2

28,6

...

41,8

16,9

1,3

1996

100

8,2

2,3

29,3

...

41,4

17,5

1,2

1997

100

9,0

2,3

27,7

8,7

32,8

16,3

3,3

1998

100

10,2

2,4

28,2

10,1

31,7

14,7

2,7

1999

100

10,8

2,7

27,0

11,1

31,2

13,5

3,8

2000

100

11,1

4,1

22,5

12,9

32,9

14,1

2,4

2001

100

11,1

3,2

25,2

13,2

33,3

12,9

1,1

2002

100

10,4

2,7

24,6

12,6

34,6

13,9

1,2

2003

100

11,2

2,7

20,7

16,2

33,7

14,1

1,4

2004

100

10,9

2,7

20,5

18,3

33,1

13,5

1,1

   Мужчины

 

 

 

 

 

 

 

 

1992

100

7,7

3,9

22,8

...

41,2

21,8

2,6

1995

100

8,0

2,5

23,4

...

44,3

20,2

1,6

1996

100

6,9

2,4

24,6

...

43,5

20,9

1,7

1997

100

7,7

2,4

23,0

9,4

34,5

18,7

4,2

1998

100

9,4

2,4

24,0

11,1

32,4

17,5

3,2

1999

100

9,0

2,6

22,6

12,1

33,5

15,7

4,6

2000

100

8,6

3,8

19,3

14,0

33,6

17,2

3,5

2001

100

10,3

2,2

21,6

15,3

34,2

14,9

1,4

2002

100

10,4

2,0

21,1

13,8

34,6

16,7

1,3

2003

100

10,8

2,2

15,3

18,3

35,7

16,2

1,6

2004

100

10,0

2,5

15,3

22,3

32,4

16,2

1,4

   Женщины

 

 

 

 

 

 

 

 

1992

100

12,5

3,1

32,3

...

34,7

15,2

2,2

1995

100

10,5

1,9

34,7

...

38,9

13,0

1,0

1996

100

9,8

2,3

35,0

...

38,8

13,5

0,7

1997

100

10,6

2,1

33,2

7,8

30,7

13,5

2,1

1998

100

11,2

2,5

33,0

9,0

30,9

11,3

2,1

1999

100

12,7

2,8

31,9

9,9

28,8

11,0

2,9

2000

100

14,1

4,4

26,2

11,6

32,1

10,4

1,1

2001

100

12,1

4,3

29,4

10,8

32,3

10,5

0,6

2002

100

10,5

3,5

28,7

11,2

34,5

10,6

1,0

2003

100

11,7

3,3

26,8

13,8

31,5

11,8

1,1

2004

100

11,9

2,9

25,8

14,3

33,8

10,7

0,7

Информация о работе Российский рынок труда и безработица