Российский рынок труда и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы избрано подробное изучение ситуации, сложившейся в данный момент на российском рынке труда, выявление его сущности и роли в современном обществе. Также существует необходимость дать оценку важности и актуальности проблемы безработицы на сегодняшний день, проанализировать меры, принимаемые руководителями нашего государства для решения этого вопроса и оценить их эффективность.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Рынок труда 5
1.1 Основные тенденции развития современного рынка трудовых ресурсов 5
1.2 Определение и особенности функционирования рынка труда 6
1.3 Структура и сущность рынка труда 7
1.4 Государственное регулирование рынка труда. Биржи труда 9
1.5 Роль государственных служб занятости на российском рынке труда 12

Глава 2. Занятость населения. Безработица
2.1 Занятость в системе рыночных отношений 14
2.2 Основные задачи государственного регулирования занятости 17
2.3 Безработица. Причины и формы 21

Заключение 24
Приложения 27
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

01 - Российский рынок труда. Безработица. Государственная политика занятости.doc

— 454.50 Кб (Скачать)

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

Рынок труда стимулирует высококвалифицированный  труд, способствует созданию  жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д.

Ряд возможностей, которые дает рынок труда:

             Свобода и самостоятельность при выборе профессии, отрасли и места деятельности, поощряемый приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);

             Возможность свободного найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

             Независимая и вместе с тем экономически поощряемая миграция трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально-квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение ус­ловий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров  культурных и духовных ценностей;

             Свободное движение заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нем, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально -  технических элементов и структур), развитие человека (профессиональное, творческое), развитие общественных отношений (отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда. Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.

Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

 

1.4 Государственное регулирование рынка труда. Биржи труда

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не  только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.    Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и прочие.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, напрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

Значительна и посредническая роль государства на рынок труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последствий и меняющихся требований рынка.

 

Политика государства на рынке труда направлена на:

             обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;

             переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;

             достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;

             предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;

             создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;

             развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;

             рост мобильности трудовых ресурсов.

К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится:

             преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений, как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

             экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда;

             оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля над соблюдением трудового законодательства в этой сфере;

             разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда;

             развитие гибких форм занятости;

             последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной, в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;

             дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;

             улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени;

             сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;

             проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;

             развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.

Видное место в регулировании рынка труда занимают биржи труда - учреждения, осуществляющие посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных. Открытые в первой половине XIX века, в России биржи труда возникли только в начале ХХ века, преимущественно в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса.

В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, подчиненные министерству труда. В их задачи  входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса  и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Деятельность бирж труда оказывает не очень большое влияние на рынок труда, направления выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываются напрямую с предприятиями.

Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.[3]

 

1.5 Роль  государственных служб занятости на российском рынке труда

В настоящее время задачи посредничества в подыскании места работы решают государственные центры (службы) занятости и негосударственные формирования. Эти службы имеют свои функции и технологию работы, предлагают свой комплекс услуг.

На рынке труда многих стран государственная служба занятости занимает особое монопольное положение, которое имеет две разновидности. Первая заключается в том, что служба централизует все операции по найму. Вторая разновидность означает менее жесткий вариант. В РФ государственная служба занятости занимает монопольное место на рынке труда и в то же время не подходит под каноны ни первой, ни второй разновидности этой монополии.

Противостояние государственных и частных агентств по найму обусловлено, прежде всего, несовершенством законодательства, согласно которому практика частного найма во многих странах запрещена. В ряде стран (США, Канада, Италия) деятельность частных агентств легитимна. Отношения между государственными и частными органами по трудоустройству традиционно строятся на трех принципах: контроле, конкуренции и сотрудничестве.

Государственная служба занятости занимает монопольное место в качестве посреднической структуры на рынке труда России, за исключением г. Москвы и ряда крупных городов, где функционируют альтернативные службы занятости, частные агентства по временному и постоянному найму.

Мировой опыт говорит о том, что через государственные органы занятости находит работу лишь треть соискателей. В России число людей, нашедших работу посредством Государственной службы занятости, также не велико.

В настоящее время можно выделить следующие причины нежелания людей, потерявших работу, обращаться в ЦЗН.

             психологическое неприятие безработицы и самих безработных (это в равной степени относится как к тем, кто потерял работу и пытается трудоустроиться самостоятельно, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через центр занятости);

             население плохо информировано о расположении данных служб, об их предназначении и деятельности;

             возможности трудоустройства центра занятости ограничены, т.к. подавляющее большинство руководителей предприятий не прибегают к услугам ЦЗН при поиске и найме рабочей силы;

Говоря о финансовой стороне вопроса можно отметить следующие причины: предполагается, что предприятия, высвобождающие работников, должны информировать их о необходимости регистрации в ЦЗН. Однако у предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того, предприятия, сокращающие занятых, скорее всего, находятся в трудном материальном положении и для них выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае они не будут выплачивать им пособие за третий месяц; Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие выходное пособие от предприятий, не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие не видят смысла обращаться в ЦЗН.

Как бы ни были субъективны оценки людей, неоспоримым является то, что большинство не имеющих работы не пользуется услугами органов службы занятости. Эта субъективная информация ценна и ее изучение позволит оказывать влияние на мотивационный механизм человека, желающего трудоустроиться.[4]

Все же в последние годы официальные данные по трудоустройству центрами занятости указывают на положительную динамику трудоустройства (см. таблицу №04 «Трудоустройство населения органами государственной службы занятости» в разделе «приложения»), что, очевидно, говорит о возросшем доверии безработных к этим учреждениям и, как следствие, о возросшем количестве обратившихся.


Глава 2. Занятость населения. Безработица

2.1  Занятость  в системе рыночных отношений

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, соз­дающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увели­чить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населе­ния. При неполном ис­пользовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не дости­гая границы своих производственных возможностей. Показатель безработицы является одним из клю­чевых для определения общего состояния экономики, оценки ее эффективности.

Еще совсем  недавно рабочая сила в нашей стране не рассматривалась в качестве товара. Несомненно, однако, что в реальной жизни, не очень сопряженной с политэкономическими представлениями, миллионы людей вступали и вступают в отношения найма.

Главное, что характеризует наш рынок труда, это наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для большинства работников. Это и наличие регистрации, формально заменившей прописку, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном дефиците, и неразвитость механизмов  государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости.

Рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90-е годы стали трудоизбыточными.

Так, в ряде областей и республик России в 2001-2002 г. предложение рабочей силы в десятки, а то и в сотни раз превышало спрос на нее. В ивановской области - в 158 раз, в Республике Тува - в 143 раза, а в Архангельской и Тамбовской областях, республиках Удмуртия, Бурятия, Дагестан - в 42 - 47 раз.

В то же время в районах Крайнего Севера все еще ощущается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированной. Существует также неудовлетворительный спрос  на отдельные категории специалистов (юристов, банковских работников, программистов, экономистов и др.) при растущей безработице в большинстве профессиональных категорий рабочей силы.

Информация о работе Российский рынок труда и безработица