Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 11:21, курсовая работа
Золото – очень редкий металл. Тем не менее, благодаря его физико-химическим свойствам и условиям нахождения в природе, человечество научилось использовать этот металл на заре цивилизации. Первобытный человек просто находил его под ногами в виде ярких камешков – в песке, на дне рек и ручьев. Простейшие предметы из него можно было делать без применения огня и плавки.
В 1944 г., когда был утвержден Устав МВФ, усилилась связь доллара с золотом. Согласно принятому уставу все другие страны получили возможность неограниченной покупки слитков золота за доллары по твердо фиксированной цене – 35 долл. за тройскую унцию (31,1035 г.). При этом правом покупки золота по этой цене не могли пользоваться отдельные частные лица. Доллары обменивались на золото только банками и официально признанными дилерами.
До тех пор, пока США имели возможность свободной продажи золота на таких условиях, действовал своего рода новый золотослитковый стандарт. Его можно было охарактеризовать как золотодолларовый стандарт.
В середине 70-х гг., когда фактически начался процесс демонетизации золота и США прекратили операции по обмену долларов на золото, золотые стандарты перестали существовать. Их заменил бумажноденежный стандарт. [6; c.75]
Производство товара является лишь началом его жизненного пути. После того как товар произведен, он должен быть реализован (продан). Во многих случаях товар проходит несколько актов реализации, например, производитель продает его оптовому торговцу, оптовый торговец – розничному. В конечном счете, товар попадает в руки потребителя и потребляется в соответствии со своей натуральной формой.
Золото проходит те же этапы жизненного пути, что и другие товары. Но его особые общественные функции накладывают свою печать на все эти этапы. Десятилетиями дело обстояло так, что жизненный путь золота был подобен жизни бабочки-однодневки. Оно появлялось на свет на южноафриканском руднике, чтобы исчезнуть в подвалах государственных хранилищ. Его потребление заключалось в том, что оно лежало там, массивное и неподвижное.
Традиционно значительные количества золота тезаврируются в странах Ближнего Востока и Восточной Азии. Приток золота в некоторые из этих стран и территорий усилился в последние годы в связи с возросшими доходами от продажи нефти. На поглощение золота частной тезаврацией влияют самые различные факторы. Например, в 1978 – 1979 годах наблюдалась вспышка спроса на золото на Тайване в связи с признанием США правительства КНР и связанной с этим неопределенностью статуса Тайваня. Использованное в промышленности и быту золото представлено, прежде всего, ювелирными изделиями, начиная с маски Тутанхамона и кончая современными обручальными кольцами. В те времена, когда золото обращалось как деньги, запасы этих изделии служили своеобразным резервом денежного обращения. Теперь они при определенных условиях могут переходить в сферу тезаврационных накоплений, в том числе путем переплавки и превращения в слитки и монеты. Такое явление имело место, например, в 1980 – 1981 годах, когда в связи с высокими ценами золота значительное его количество в изделиях было продано населением, особенно в Индии и других азиатских странах, и, в конечном счете, попало в переплавленном виде на мировой рынок. (14)
Сейчас золото выполняет в мире четыре главные функции.
Резервы центральных банков. Хотя формально золото больше не связано ни с одной из основных валют мира, оно все еще, наряду с долларами, евро и другими валютами, хранится центральными банками в качестве резервного актива для поддержки курса национальных валют. В конце 2002 года центральные банки держали у себя, по приблизительным подсчетам, 18 тысяч метрических тонн золота, что составляет 12% всего золота, находящегося в настоящее время на поверхности планеты. Правда, сами банки утверждают, что их золотые резервы составляют 32 тысячи метрических тонн.
Монеты. Теперь небольшие количества золота из централизованных запасов используются лишь для производства на продажу монет, медалей и медальонов. Помимо уже зарекомендовавших себя и пользующихся определенным спросом таких монет, как канадский «Кленовый лист» и американский «Золотой орел», теперь стало возможным приобретать и монеты, выпущенные в Австрии, Южной Африке, Австралии, Китае и Франции. Поскольку на чеканку монет уходит около 100 тонн золота в год, это составляет незначительную часть золотого рынка за какой-то отдельно взятый год, но в совокупности за несколько лет получается объем, который уже необходимо принимать в расчет.
Ювелирные украшения. Согласно данным Всемирного совета по золоту, спрос на ювелирные украшения из золота исчисляется внушительной цифрой в 3 тыс. тонн ежегодно. Однако эта статистика обманчива. В действительности до 80% ювелирных золотых изделий, производимых за год, находит сбыт в странах Ближнего и Дальнего Востока, жители которых видят в них тоже, что и жители Запада в золотых монетах, то есть деньги.(11)
Владение
золотом в изделиях во многих случаях
остается признаком социального
статуса и состоятельности. Среди
крупной и средней буржуазии
в странах Азии и Латинской
Америки нередко принято
Применение в различных
Золото также может принести существенный доход, в случае его покупки в период экономической стабильности, когда цена, определяемая для этого металла относительно невелика.
Покупка
золотых слитков – это
Наконец, остальной металл заключен в самых разнообразных предметах – от покрывающей церковные купола пленки до зубных коронок и зубопротезных изделий.
Этот список бесконечен и быстро растет. Однако, при темпах потребления 50 тонн в год, спрос, предъявляемый промышленностью, пока еще не является значимой частью истории золота.(11)
Принимая
во внимание быстро растущий уровень
государственного долга США и
намерение Федеральной
Никакие активы, включая золото, не существуют в вакууме. Акции, облигации, недвижимость, драгоценные металлы – все они соревнуются за один и тот же ограниченный объем капитала, а значит, для золота, чтобы быть привлекательным, перспективы должны быть не просто хорошими, но гораздо лучшими, чем, скажем, у акций, курс которых растет. Одним из способов такого сравнения является индекс «Доу-голд», который показывает, сколько золота требуется для покупки промышленного индекса Доу-Джонса акций ведущих американских корпораций. И это отношение довольно изменчиво.
В 1971 году золото стоило 40 долларов за унцию ($ 1,28/гг.), и индекс Доу-Джонса составлял 890 пунктов. Это означало, что для покупки Доу требовалось около 22 унций золота. Девять лет спустя Доу можно было купить менее чем за одну унцию. К концу 1999 года обе линии опять разошлись. Золото стоило 279 долларов за унцию ($8,90/гг.), а индекс Доу составлял 11 497 пунктов при соотношении Доу-золото, равном 41, что гораздо выше, чем в начале 1970-х годов, когда наблюдался пик показателя. Однако обратите внимание на то, что на сей раз оба числа в этом отношении имеют лишний нуль. Причиной тому инфляция. Покупательная способность доллара уменьшилась в 10 раз по сравнению с 1971 годом, поэтому для покупки унции золота или промышленного индекса Доу-Джонса нам требуется в 10 раз больше долларов.
То обстоятельство, что Доу-золото идет на подъем, означает две вещи. Во-первых, если исторические соотношения сохранятся, золото, скорее всего, поднимется в цене по сравнению с акциями в ближайшие годы, а не упадет. Во-вторых, расстояние между высоким уровнем 1971 года и низким 1980 года дает некоторое представление о том, насколько золото может вырасти в цене на этот раз, особенно теперь, когда финансовый шторм уже стучится в двери.
Из всего, что нам известно о золоте, больше всего поражает, как его мало. За четыре тысячи лет лихорадочных поисков этого благородного металла было найдено около 135 тыс. тонн. В наши дни весь мировой запас золота уместился бы в одном (разумеется, очень тяжелом) кубе, размер ребра которого составил бы всего шестьдесят футов, что эквивалентно трем хорошим особнякам или же десятой части памятника Вашингтону.
Однако, количество золота можно увеличить, только найдя и разработав новые месторождения. С 1492 года еще не было случая, чтобы запас золота в мире возрастал за год более чем на 5%. В XIX веке средний годовой прирост мирового золотого запаса составлял приблизительно 2%, что являлось одной из причин отсутствия инфляции валют, основывавшихся на золотом стандарте: сама природа сдерживала рост мирового запаса денег, сведя его к небольшому однозначному числу на долгие времена.
Хотя золото больше не имеет хождения в качестве наличных, оно все же обладает монетарным и коммерческим значением. И спрос, определяемый этими потребностями – инвестициями, ювелирными изделиями и промышленностью, оценивается приблизительно в 4 тыс. тонн ежегодно. Добыча золота в рудниках составляет в настоящее время около 2,5 тыс. тонн в год. Это означает, что для полного удовлетворения потребностей не хватает полутора тысяч тонн золота – или около 50 млн. унций.
Для большинства
товаров при таком явном
А на фронте спроса ситуация начинает улучшаться – благодаря пробуждению спящих гигантов Азии. Весь мир строит заводы и фабрики в Китае – как для того, чтобы эксплуатировать его дешевую, высоко мотивированную рабочую силу, так и для того, чтобы получить доступ к миллиарду новых потребителей. Это плохие новости для американских и европейских заводских рабочих, но для Китая результатом является неслыханное обогащение, в том числе активное сальдо торгового баланса, которое только в торговле с США превышает 100 млн. долларов в год. К концу 2003 года резервы иностранной валюты в Китае – в основном в форме долларов – превысили 400 млн. долларов. А китайские лидеры, проявляя исторический здравый смысл, которого в настоящее время так не хватает Западу, внимательно присматриваются к золоту. Сообщают, что Пекин покупает значительную часть того золота, которое продают западные центральные банки. Фактически объем покупаемого золота намного превышает те 100 тонн в год, которые значатся в официальных отчетах, представлявшихся в международные финансовые организации за последние два года.
В 2002 году Пекин отменил закон, который запрещая гражданам КНР иметь золото. В опросе, результаты которого были приведены в гонконгском издании «Чайна дейли», 20% респондентов ответили, что они желали бы перевести в золото от 10 до 30% своих сбережений. По мнению одного аналитика, на которое ссылаются в той же публикации, результатом подобных настроений стало увеличение спроса на золото, которого теперь приобретают на 36 млн. долларов (300 тонн ежегодно).
Тем временем в Индии, которая является почти столь же привлекательным объектом для иностранных инвесторов, как и Китай, в октябре 2003 года отменили запрет на торговлю золотыми слитками, действовавший в течение сорока лет. Поскольку Индия традиционно представляла собой огромный рынок для сбыта драгоценных металлов (большая часть золота, добываемого на Западе, попадает в индийские сейфы или в виде ювелирных изделий красуется на индийских женщинах), сочетание растущих доходов и более либеральных законов по части владения золотом возымеет здесь такой же эффект, как и в Китае.[12]
В то время
как развитые страны продолжают распродавать
золото, со стороны развивающихся
экономик появляется все больше интереса
к идее увеличения доли металла в
своих золотовалютных резервах. Политика
количественного смягчения
Информация о работе Роль золота в международной экономике вчера, сегодня, завтра