Роль монетарной политики в обеспечении экономического роста

Автор: 6*****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты монетарной политики государства……………………….5
1.1 Кредитная система и монетарная политика государства…………………………5
1.2 Основные цели и концепции монетарной политики……………………………..11
1.3. Основные инструменты монетарной политики………………………………….13
2. Монетарная и валютная политика в Республике Казахстан по Национальному банку…………………………………………………………………………………….18
2.1 Денежные агрегаты……………………………………………………………...…18
2.2. Валютное регулирование и контроль…………………………………………….24
2.3 Управление золотовалютными активами………………………………………...27
3. Проблемы и перспективы развития монетарной политики государства на современном этапе……………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………………...36
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

Министерство науки и образования Республики Казахстан.doc

— 309.50 Кб (Скачать)

      Формы и задачи государственного регулирования  фондового рынка. Государственное  регулирование рынка ЦБ должно опираться  на предварительно разработанную и  научно обоснованную концепцию. В странах  с развитой экономикой главенствующее значение имеет воздействие государства на макро- и региональные пропорции спроса и предложения денежных ресурсов, а также на их межотраслевую миграцию для модернизации отраслевой хозяйственной структуры. При этом должна быть выбрана такая национальная модель рынка ЦБ, которая с учетом существующих условий в наибольшей мере способствовала бы целям экономического роста.

      Анализ  теории (труды Н. Н. Хамитова, А. Д. Челекбая, К. Б. Шалгимбаева и др.) и практики фондового рынка показывает, что  в настоящее время существуют две основные модели организации рынка ЦБ. Одна из них отдает преимущество на этом рынке коммерческим банкам (в Германии, Японии, Франции). Другая является смешанной, т. е. предусматривает активную роль как банковских, так и небанковских финансово-кредитных институтов (в США, Великобритании). В странах, у которых на рынке ЦБ господствует ограниченное число коммерческих банков, чья деятельность подконтрольна центральному национальному банку и другим агентам, государственное регулирование является более жестким.

      Солидаризируясь с существующей точкой зрения, что  рынок ценных бумаг требует усиления государственного участия, следует заметить: оно должно осуществляться в виде прямого вмешательства в функционирование этого рынка и Путем косвенного воздействия на него. К направлениям прямого вмешательства, получившим применение в Казахстане, относятся:

- весь  комплекс законотворческой деятельности  по проблемам рынка ЦБ;

- постановления  и распоряжения органов исполнительной  власти по этим же проблемам;

- меры, принимаемые другими государственными органами по введению новых и изменению старых положений и норм, касающихся деятельности рынка ЦБ. В основном это лицензирование участников рынка ЦБ, ограничения и запрещения на обращение некоторых видов и совершение сделок, регистрация ЦБ и т. д.

      Считается, что в систему рычагов косвенного воздействия входят:

- контроль  за находящейся в обращении  денежной массой и за объемом  кредитов с помощью влияния  на ставки ссудного процента;

- налоговая  политика государства;

- гарантии  правительства по депозитам, кредитам, займам частного сектора;

- выход  государства на рынки ссудных  капиталов (выпуск казначейских  векселей, среднесрочных и долгосрочных  облигаций, эмиссия обязательств  государственных учреждений и  т. п.), создающий прямую конкуренцию в борьбе за кредиты между государством и корпорациями;

- внешнеэкономическая  политика государства (регулирование  операций с иностранной валютой,  золотом, мероприятия по стимулированию  экспорта и т. д.);

- внешнеполитическая  деятельность государства (развертывание и свертывание политических контрактов).

      Однако  не меньшее значение приобретает  внутреннее саморегулирование рынка. Важная роль в этом принадлежит Фондовой бирже как наиболее развитой форме  организации, контроля и регулирования  постоянно действующего рынка ЦБ. Биржа осуществляет жесткий контроль за деятельностью всех участников биржевой торговли, устанавливает для них многочисленные правила и нормы поведения.

      Как известно, вторичный рынок ЦБ - это  сфера их обращения, куда они попадают после того, как их продаст первый владелец, приобретший их у эмитента. Этот рынок может быть внебиржевым и биржевым.

      В Казахстане внебиржевой рынок ЦБ развивается на основе деятельности брокерских фирм и инвесторов (за пределами  бирж). Он преимущественно связан с первичным размещением ЦБ, его важными участниками становятся инвестиционные фонды и коммерческие банки. Стратегия их во многом одинакова.

Внебиржевой рынок претерпевает в настоящее  время серьезную реорганизацию, которая связана с развитием  коммуникационных систем, способных обеспечивать тесную связь между его субъектами и выдавать им необходимую информацию.

      Более развита фондовая биржа, представляющая организованный рынок ЦБ. Она способствуют накоплению капитала, его распределению  и перераспределению, а также контролю за инвестициями и инфляцией.

      В настоящее время казахстанский  фондовый рынок отличается значительной неустойчивостью. После биржевого  бума произошло некоторое свертывание  биржевой Торговли.

Для дальнейшей интенсификации рынка ценных бумаг  необходимо решить следующие задачи:

- развитие  вторичного рынка корпоративных  ценных бумаг;

- привлечение  иностранных эмитентов на отечественный  рынок ценных бумаг;

- расширение  и развитие рынка производных  ценных бумаг;

- использование  хеджирования как метода на рынке ценных бумаг.

      Национальным  банком республики негативные изменения  в размере денежной массы нейтрализуются операциями им открытом рынке государственных  ценных бумаг. Так, при значительном увеличении притока иностранной валюты в страну и соответственно возрастании объема официальных валютных резервов НБК приступает к продаже коммерческим банкам государственных долговых обязательств. Уменьшение свободных средств у коммерческих банков сокращает возможность к ним доступа. Инфляционный эффект от чрезмерного расширения валютных резервов полностью или частично «стерилизуется» этими операциями.

В развитой рыночной системе спрос на деньги формируется под влиянием факторов объема номинального дохода или номинального внутреннего продукта, ожидаемого темпа  инфляции и реальной процентной ставки. В условиях постсоциалистических стран круг факторов расширяется за счет влияния «теневого» оборота, степени долларизации экономики и курса валюты.

      Спрос на деньги определяется потребностями  населения и хозяйствующих субъектов как средства обращения для приобретения нужных товаров и услуг. В национальном хозяйстве количество денег, необходимых для заключения сделок, как правило, равняется номинальному объему ВВП. Оно зависит также от динамики цен. В период крупномасштабной либерализации цен на товары и услуги потребность в деньгах резко возросла. За короткое время наличные деньги населения, а также безналичные деньги предприятий и организаций были «поглощены» удорожавшейся товарной массой преимущественно зарубежного производства. Кривая спроса на деньги лавинообразно поднялась, и круто раскрутилась «спираль» инфляции. Превалирующим в поведении экономических агентов явился трансакционный мотив вследствие небывалого усиления функций денег как средства платежа и средства обращения.

Заключение

 

     Первоочередной  задачей государственного сектора  является  стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство  этим занимается, проводя фискальную и денежно - кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране.

     Центральным звеном денежной политики государства  является  центральный банк (ФРС - в США,  НБ - в РК). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами ЦБ  являются:  операции на открытом рынке ценных бумаг,  уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов.  Также  Центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.

     Банк  Казахстана сохраняет преемственность  в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства. На предстоящие 2003 - 2005 годы снижение инфляции при обеспечении роста ВВП по-прежнему остается конечной целью денежно-кредитной политики. Задачей определения количественных параметров экономической политики является выбор наилучшего сочетания экономического роста и инфляции. Критерием такого выбора должно быть повышение доходов населения в реальном выражении.

     При проведении денежно-кредитной политики Банк Казахстана предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.  Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от  наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

 

Список использованной литературы

 
  1. Булатов А.С. Мировая экономика. / Под ред. А.С. Булатов. М.: Юрист, 2003. – 537 с.
  2. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник для студентов высш. учеб. Заведений./ Под ред. В.Д. Камаев.- 10-е изд.- М.: Гуманитар изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 592с.
  3. Видяпин В.И. Экономическая теория. Учебник /Под ред. В.И. Видяпин, А.И. Добрынин, Г.П. Журавлёва, А.С. Тарасевич.- М.: ИНФРА.- 2003.- 714с.  
  4. Матвеева Т.Ю.  Введение в экономику. Учебное пособие /Под ред. Т.Ю. Матвеева. – М: МФПА, 2007.- 5 изд., - 511с.
  5. В.Д.Камаев и др. "Учебник по основам экономической теории" "Владос", М. 1994 г
  6. Куликов А.Г. и др. "Кредиты и инвестиции" "Приор", М.1994 г.
  7. Лебедев О.Г., Филиппов Г.Ф., «Основы экономики» Учебное пособие, С-Петербург  «МиМ» 1998 г.
  8. К.Р.Макконелл, С.Л.Брю "Экономикс"  "Республика", М. 1993 г.
  9. П.Самуэльсон "Экономика" , М. 1992 г.
  10. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М. «Дело» 1993 г.
  11. «Экономическая теория» Учебник, п/р И.П.Николаевой,М.: ПРОСПЕКТ, 1999
  12. «Экономическая   теория национальной экономики и мирового хозяйства (Политическая экономия)» Учебное пособие, Москва, ФА, 1997
  13. Интернет-ресурсы официального сайта НБ РК www.nationalbank.kz
  14. Интернет-ресурсы официального сайта Российской газеты www.rg.ru
  15. Вестник Национального банка Республики Казахстан. 1999. №26/170/. С. 12.
  16. “Some Monetary Facts” by G.T.McCandless Jr., Warren E. Weber.
  17. Э.Дж.Долан "Деньги, банки и денежно-кредитная политика"  "Санкт-Петербург     Оркестр", С-Пб, 1994 г.
  18. Н.Г. Антонов, М.А. Пессель “Денежное обращение, кредит и банки”. “Финстатинформ” Москва 1995.
  19. Э.Дж.Долан "Макроэкономика" "Санкт-Петербург Оркестр", С-Пб, 1994 г.

Казаков А.А., Минаев Н.В. «Экономика» Учебное  пособие. М., «Тендем» 1998 г.

Информация о работе Роль монетарной политики в обеспечении экономического роста