Роль монетарной политики в обеспечении экономического роста

Автор: 6*****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты монетарной политики государства……………………….5
1.1 Кредитная система и монетарная политика государства…………………………5
1.2 Основные цели и концепции монетарной политики……………………………..11
1.3. Основные инструменты монетарной политики………………………………….13
2. Монетарная и валютная политика в Республике Казахстан по Национальному банку…………………………………………………………………………………….18
2.1 Денежные агрегаты……………………………………………………………...…18
2.2. Валютное регулирование и контроль…………………………………………….24
2.3 Управление золотовалютными активами………………………………………...27
3. Проблемы и перспективы развития монетарной политики государства на современном этапе……………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………………...36
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

Министерство науки и образования Республики Казахстан.doc

— 309.50 Кб (Скачать)

      Возвращено  убыточных банковских займов заемщиками на 2,1 млн. тенге.

      В связи с завершением процесса ликвидации аннулирована просроченная задолженность по 9 банкам (0,8 млрд. тенге), имеющим долг по банковским займам Национального Банка. Кроме того, аннулированы долги учреждений Министерства внутренних дел на 71,9 млн. тенге.

      По  всем заемщикам Национальным Банком проведена претензионно - исковая  работа.

      Поведение денежных агрегатов в течение  отчетного периода было обусловлено  характером сложившихся в прошлом  тенденций. Так, в начале года наблюдалось  сезонное снижение денежных агрегатов. Денежная база и наличные деньги в обращении продолжали снижаться в течение I квартала и превысили уровень на начало года только в сентябре. Кривые темпов роста денежной базы и денежной массы (рис.5,6) показывают, что в течение года наблюдается синхронность в их поведении. Однако, вследствие опережающего темпа роста депозитов в банковской системе, денежная масса, уже в мае превысила уровень на начало года [13]. 
 

Динамика  изменения денежных агрегатов (к  пред. месяцу, %)

Рисунок 5 

Динамика  изменения агрегатов (номинальное  к началу года, %)

Рисунок 6 
 

      Денежная  база. Увеличение поступления иностранной валюты на счета Министерства финансов в Национальном Банке и покупки Национальным Банком валюты на внутреннем валютном рынке способствовали значительному увеличению чистых международных резервов Национального Банка на 37,6% до 2093,9 млн. долл. Однако, денежная база расширилась всего на 5,7% до 134,0 млрд. тенге. Это было связано с тем, что, начиная со второй половины года, Национальный Банк активизировал операции по стерилизации избыточной ликвидности [15,2]. Рост чистых международных резервов Национального Банка был нейтрализован увеличением объемов краткосрочных нот в обращении в 7,9 раза (или на 43,0 млрд. тенге) и увеличением депозитов Правительства в 2,3 раза (или на 26,8 млрд. тенге).

      Денежная  масса. В 2000 году позитивной была и динамика активов банковской системы. Так, чистые внешние активы банковской системы выросли на 15,9% (или на 294,9 млн. долл.), а внутренние активы банковской системы увеличились более чем в 5,2 раза (или на 71,3 млрд. тенге). Рост внутренних активов банковской системы произошел за счет значительного, более чем в 1,8 раза (или на 137 млрд. тенге), увеличения требований к другим секторам экономики (несмотря на снижение чистых требований к Правительству банковской системы на 26,9% и чистых прочих внутренних активов банковской системы - на 30%). Все указанные факторы способствовали увеличению денежной массы на 45,9% до 399,5 млрд. тенге.

      В структуре денежной массы сохранилась  позитивная тенденция роста депозитов в банковской системе - с начала года ее доля выросла с 62,2 до 73,4%, что вызвало увеличение денежного мультипликатора с 2,16 до 2,98.

      Наличные  деньги в обращении выросли незначительно - на 2,8% до 106,4 млрд. тенге, так как  на начало года их уровень был высоким за счет выплаты накопленной задолженности по пенсиям, пособиям и социальным выплатам в декабре 1999 года. В течение I квартала наличные деньги в обращении продолжали снижаться, что объясняется в основном сезонным фактором, а с апреля они начали увеличиваться. Наибольший темп роста наличных денег в обращении был отмечен в декабре (на 9,4%) и в сентябре (на 7,5% до 106,1 млрд. тенге), что также объясняется циклическим характером их поведения.

      Значительный  рост денежной массы привел к увеличению уровня монетизации экономики с 13,6% в 1999 году до 15,4% в 2000 году (самого высокого показателя со дня независимости Казахстана). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Валютное регулирование и контроль 

      В 2000 году механизм валютного регулирования  и контроля совершенствовался с учетом ситуации на внешнем и внутреннем валютном рынке, развития новых финансовых инструментов, изменения условий и конъюнктуры инвестирования.

      Принятие  Закона "О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты РК по вопросам валютного регулирования" создает возможность выработки более гибкого механизма регулирования путей оттока капитала, расширения перечня норм, нарушение которых влечет за собой наказание в соответствии с валютным законодательством. Изъятие субъектов банковской и страховой деятельности из сферы малого предпринимательства позволит усилить надзор за данными организациями, изменить требования к их деятельности с целью укрепления устойчивости финансовой системы и защиты интересов потребителей.

      Внесены изменения в нормативную правовую базу, усиливающие требования к помещениям обменных пунктов, а также применяемым техническим средствам определения подлинности денежных знаков. Кроме того, внесенные изменения позволяют автоматизировать работу по учету обменных операций.

      Была  продолжена работа по совершенствованию  экспортно-импортного валютного контроля. Национальным Банком были разработаны  предложения по совершенствованию  механизма экспортно-импортного валютного  контроля, а также проект новой  редакции Инструкции об организации экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан.

      В проекте Инструкции нашли отражение  вопросы, ранее не урегулированные  законодательством: порядок осуществления  валютного контроля по экспортно-импортным  сделкам, предусматривающий использование вексельной формы расчетов, основания и порядок закрытия паспортов сделок. Кроме того, разграничены компетенция, функции и полномочия органов и агентов валютного контроля, а также изменены направления информационных потоков между ними.

      Практическая  реализация внесенных предложений  позволит усилить контроль за поступлением в страну экспортной выручки и  товаров в счет погашения платежей по импорту.

      Для усиления мониторинга за движением  иностранной валюты по проводимым экспортно-импортным операциям, введены два новых вида лицензируемых операций - зачисление иностранной валюты, получаемой резидентом в качестве кредита от нерезидента, на счета третьих лиц, а также получение резидентами экспортной валютной выручки в срок свыше 120 дней.

      В целях реализации правительственной программы развития рынка ценных бумаг, был введен упрощенный порядок лицензирования таких операций для компаний по управлению пенсионными активами. В 2000 году выдано 6 генеральных лицензий на инвестирование пенсионных активов в ценные бумаги, эмитируемые нерезидентами.

      Необходимость унификации требований по вывозу наличной иностранной валюты в странах-участниках Таможенного союза потребовала  внесения изменений в требования по представлению физическими лицами документов о легальности происхождения валюты при ее вывозе из Республики Казахстан. Если ранее требовалось предоставление в таможенные органы документов на всю сумму вывозимой валюты, то теперь представляются документы только на сумму, превышающую установленный лимит. В Республике Казахстан норма вывоза наличной иностранной валюты составляет эквивалент 3 тыс. долл. США.

      Одной из основных форм валютного контроля была проверка соблюдения норм валютного  законодательства субъектами валютного  рынка. Проведено 15 проверок банков, 3 проверки юридических лиц, рассмотрено 461 материалов проверок уполномоченных организаций и 10 материалов проверок уполномоченных банков, проведенных областными филиалами Национального Банка.

      Увеличилось количество юридических лиц, обратившихся в Национальный Банк за лицензией на проведение операций, связанных с движением капитала. Так, если в 1999 году была выдана 121 лицензия на проведение таких операций, то в 2000 году было выдано 214 таких лицензий. В структуре выданных лицензий отмечена тенденция роста количества лицензий на кредитование нерезидентов по импортным сделкам, что объясняется увеличением охвата валютным контролем импортных сделок.

      В 2000 году на проведение обменных операций с наличной иностранной валютой  было выдано 497 лицензий с учетом проведенной перерегистрации уполномоченных организаций, общее количество их обменных пунктов изменилось незначительно (1066 - на 01.01.01 г. по сравнению с 1137 на начало 2000 года). Общее количество банковских и небанковских обменных пунктов соответственно составило 2485 и 2402. В общем объеме проводимых обменных операций с наличной иностранной валютой преобладает доля банковских обменных пунктов (более 80% оборота). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Управление золотовалютными активами 

      Валовые золотовалютные активы Национального Банка в 2000 году увеличились на 4,6% (или на 92,6 млн. долл.) до 2,096 млрд. долл., чистые золотовалютные активы - на 37,6% (или на 572,7 млн. долл.) до 2,094 млрд. долл. (табл. 2).

Уровень золотовалютных активов Национального  Банка, млн. долл.

 
 
  01.01.00 01.04.00 01.07.00 01.10.00 01.01.01
Валовые ЗВА 2 003,237 1 872,693 1 911,101 2 189,828 2 095,849
  активы в  СКВ и СДР 1 480,460 1 375,620 1 386,943 1 685,483 1 594,308
  активы в  драгоценных металлах 522,777 497,073 524,158 504,345 501,541
Внешние обязательства (СКВ) 482,057 423,522 3,289 1,935 1,975
Чистые  золотовалютные активы 1 521,180 1 449,171 1 907,812 2 187,894 2 093,873

Таблица 2 
 

      Динамика  валовых золотовалютных активов  в течение года имела общую  тенденцию роста, что было обусловлено:

- покупками Национальным Банком иностранной валюты на внутреннем рынке;

- поступлением валютных средств на счета Министерства финансов (в т.ч. от размещения Казахстаном 3-й эмиссии еврооблигаций на международных рынках капитала, от приватизации государственной собственности и арендной платы России за космодром "Байконур", оплатой налогов иностранными инвесторами, работающими в нефтегазовом секторе) [13].

      Чистые  золотовалютные активы имели более  динамичный рост (рис 7).

Золотовалютные  активы Национального Банка

Рисунок 7 

      В структуре портфеля золотовалютных активов в 2000 году произошел значительный рост доли валютного компонента (с 62,43 до 76,10%) и одновременное снижение доли золота (с 26,21 до 23,89%) (табл.3). Снижение доли золота связано со снижением цен под влиянием укрепления доллара США против основных мировых валют. Укрепление доллара оказало значительное давление на рынок металлов, вызвав волну хеджинговых продаж золота производителями и продаж металла крупными центральными банками. Доля СДР уменьшилась с 11,35 до 0,01% [13]. 

Структура золотовалютных активов в % от общей суммы 

Вид актива 01.01.00 01.01.01
СКВ 62,43 76,10
Золото 26,21 23,89
СДР 11,35 0,01
 

 Таблица 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Проблемы  и перспективы развития монетарной  политики государства на современном  этапе

      С момента перехода казахстанской экономики к рыночным принципам хозяйствования задачей денежной политики явилось ограничение денежной эмиссии с целью воздействия на инфляционные процессы и регулирование на этой основе спроса, что, в свою очередь, определило монетаристский курс в проведении государственного регулирования. Это осуществляется путем применения ряда классических промежуточных регуляторов денежного обращения: управление денежной массой, валютное регулирование.

Информация о работе Роль монетарной политики в обеспечении экономического роста