Роль монетарной политики в обеспечении экономического роста

Автор: 6*****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты монетарной политики государства……………………….5
1.1 Кредитная система и монетарная политика государства…………………………5
1.2 Основные цели и концепции монетарной политики……………………………..11
1.3. Основные инструменты монетарной политики………………………………….13
2. Монетарная и валютная политика в Республике Казахстан по Национальному банку…………………………………………………………………………………….18
2.1 Денежные агрегаты……………………………………………………………...…18
2.2. Валютное регулирование и контроль…………………………………………….24
2.3 Управление золотовалютными активами………………………………………...27
3. Проблемы и перспективы развития монетарной политики государства на современном этапе……………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………………...36
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

Министерство науки и образования Республики Казахстан.doc

— 309.50 Кб (Скачать)

      Вслед за формированием двухуровневой  банковской системы, заимствованной из практики рыночно ориентированных стран, денежные регуляторы были направлены на обеспечение регулирования совокупного спроса и возможность единовременного использования различных форм и видов денежных средств. Анализ структуры и динамики денежной массы имеет важное значение при выработке механизма регулирования денежного обращения. В зависимости от состояния денежного обращения в стране для разработки мероприятий по регулированию темпов и объема денежной массы используются различные денежные агрегаты: так, в США - их четыре, в Японии и Германии - три. В Англии и Франции - два. В Казахстане официальным денежным агрегатом является МЗ, управление которым построено на принципе спроса и предложения денег.

      Количество  денег в обращении предопределяется кредитной эмиссией Национального банка Республики Казахстан. В процессе кредитования, роста золотовалютных резервов и покупки иностранной валюты происходит увеличение его активов, что приводит одновременно к росту пассивов, т. е. созданию денежных агрегатов (наличные деньги, обязательные резервы).

      Рост  активов Национального банка  Казахстана, по какому бы направлению он ни происходил, неизбежно приводит к увеличению денежной базы, что через эффект мультипликатора способствует повышению денежной массы, которая и воздействует уже на ускорение темпов инфляции. Это означает, что рост активов Национального банка носит инфляционный характер. А природа кредитов коммерческих банков неинфляционна.

Монетарная политика составляет важнейший метод государственного регулирования экономики. В ее распоряжении находятся такие денежные рычаги, как денежная масса, учетные ставки, нормы активов банков второго уровня. Монетарную политику государства разрабатывает и проводит в жизнь Национальный банк.

      Основной  постулат монетаризма заключается в том, что размеры денежной массы в обращении определяет Нацбанк страны, и они находятся под его контролем. Он обладает исключительным правом эмиссии денег. Эмиссия выступает как прямой регулятор объема денежной массы и оказывает глубокое воздействие на инвестиционную активность, на рынок потребительских товаров, уровень цен. Она является фактором роста инфляции, если проводится крупномасштабно и не подкрепляется антиинфляционными мерами.

      Национальный  банк редко использует широкомасштабную эмиссию денег, за исключением случаев их физического износа, поскольку она ведет к росту цен и уровня инфляции. Отдельные экономисты иногда предлагают прибегнуть к крупной эмиссии денег, основываясь на позициях монетаризма. Трудно однозначно согласиться с этим предложением.

      Главные проблемы заключаются в несовершенстве структуры денежной массы и неэффективности  ее использования, в параллельном хождении твердых иностранных валют, в  необходимости репатриации денежного  капитала из-за рубежа. В такой ситуации эмиссия денег в реальном секторе не дает полного эффекта, а напротив, вызывает рост цен и инфляции. Дополнительные деньги в этом случае идут на погашение задолженностей предприятий, на заработную плату работников, не обеспечивая прироста производства. При отсутствии экономического роста ослабление национальной валюты и рост инфляции становятся реальными.

      В Казахстане отношение МЗ к ВВП  составляет 7,3 % (на 1 апреля 2009 г.), а отношение наличных денег в обращении МО и денежного агрегата М1 к ВВП - соответственно 3,1 и 4,8 %. В то же время в России, к примеру, отношение Ml к ВВП доходит до 15 %, как и в США. К тому же структура денежной массы в США существенно лучше. Так, если отношение Ml и МЗ в США не достигает 20 %, то в Казахстане оно доходит до 60 % (2009 г.). Столь большая разница объясняется неразвитостью рынка ценных бумаг в стране. Уровень монетизации также относительно высок в таких молодых постсоциалистических государствах, как Латвия, Польша, Эстония и Словакия (до 25 % к ВВП). По показателям, относящимся к Казахстану, следует сделать оговорку.

      С точки зрения монетаристов, стабилизация денежного обращения первична, общая стабилизация вторична. Однако в трансформируемой экономике такая жесткая последовательность необязательна. Финансовая стабилизация во времени начинается раньше, чем в реальном секторе. Но в последующем целесообразно проводить их параллельно, обеспечивая их взаимодополнение.

      Денежные  агрегаты с самого начала введения национальной валюты увеличивались  очень быстро. За шесть лет они возросли более чем в 26 раз. При этом физический объем ВВП уменьшился на 18,6 % (2009 г. к 2003 г.). Данное соотношение доказывает не только процесс глубокого спада производства, но и высокий уровень инфляции (гиперинфляции) в первые годы периода, а также влияние других факторов (неучитываемые объемы товаров и услуг и др.).

      За  2003-2004 гг. в динамике денежных агрегатов происходили весьма резкие изменения. Это, прежде всего, относится к 2004 г., когда МЗ в течение января-февраля возрос более чем в семь раз (за счет роста денежной базы, особенно переводимых депозитов БВУ и других организаций в НБК Казах стана и за счет Ml). Влияние директивных кредитов на денежные ресурсы было очень велико со всеми негативными последствиями для экономики (гиперинфляцией, спадом производства, ростом цен). С 2004 по 2009 г. денежные агрегаты в целом выросли почти в 27 раз при падении ВВП на 7,2 %. Существенно опережало их возрастание наличных денег - в 36 раз. Сложившаяся пропорция свидетельствует о несовершенстве структуры денежных агрегатов, что связано с кризисным состоянием экономики.

      Резкие  изменения в денежном обращении  являются показателем его нестабильности и слабой управляемости, что было характерно в первую очередь для  начального этапа реформ. Однако явление  это не исчезло полностью, его рецидивы имели место в течение 2008 года в первом квартале 2009 г., когда отмечалось абсолютное сокращение МЗ в условиях умеренной инфляции. Очевидно, это было реакцией населения и БВУ на финансовые потрясения в ЮВА, России, других странах и на плановую девальвацию тенге в 2009 г. Она выражалась в форме «бегства» от национальной валюты, а также была соответствующей защитной мерой Национального банка Республики Казахстан в данной ситуации.

      Что касается оценки существующего уровня монетизации, то его реальная величина значительно выше, чем официальные данные. Это объясняется тем, что в стране параллельно с национальной валютой широко используется американский доллар. Нелегальное применение доллара распространенно в сделках, совершаемых домашними хозяйствами (приобретение недвижимости, автомобильных машин, ремонтные работы и т. д.). Деньги в «домашних банках» составляют неизвестную величину. Очень трудно оценить долларовые обороты теневого бизнеса. С учетом нелегального долларового сегмента денежного обращения коэффициент монетизации, по-видимому, достигает 25 %. Теневой оборот доллара и тенге значительно понижает коэффициент монетизации.

      Вывоз (легальной и нелегальной) валюты из страны также сокращает предложение  денег для реального сектора экономики, отвлекая большие их объемы на обслуживание обменных операций. Это может чрезмерно понизить курс национальной валюты, повысить цены на производственные ресурсы и потребительские товары и создать дефицит денег. Одновременно может увеличиваться бюджетный дефицит, ухудшаться платежный баланс. Всего этого можно избежать лишь при росте производства, повышении его конкурентоспособности по издержкам. Утечка денег из страны заставляет идти на дополнительную денежную эмиссию. Однако новые деньги снова будут обслуживать обменные операции. Круг замыкается. Нормализация денежного обращения, включающая прежде всего регулирование процесса репатриации доллара из страны, является еще нерешенной, но все более обостряющейся проблемой. В распоряжении государства на этот счет имеется комплекс мер: улучшение инвестиционного климата, увеличение чистых международных резервов Национального банка республики, рост экспорта и поступления денег из-за рубежа, стимулирование сбережений и стабилизация курса тенге, борьба с коррупцией и др.

      Обосновывая предложения об увеличении уровня монетизации, часто ссылаются на нехватку оборотных  средств из-за ограниченных денежных средств. С подобным доводом можно  было бы полностью согласиться в  начале реформ и в пик платежного кризиса. В настоящее время ситуация изменилась. Те предприятия, которые конкурентоспособны, имеют возможность получить кредитные деньги в коммерческих банках. Этим способом пользуются многие клиенты банков. Поданным Национального банка республики, в 2008 г. на финансирование оборотных средств выдано 36,6 млрд. тенге краткосрочных и 14,1 млрд. тенге долгосрочных кредитов, т.е. соответственно 72,3 и 40,2 % общих сумм видов двух кредитов.

      Еще одна специфика страны заслуживает  внимания. Как известно, сложившийся  уровень личного потребления населения является низким, а склонность к потреблению очень высока. Это означает, что в случае быстрого роста денежной базы дополнительные деньги незамедлительно трансформируются в потребительские расходы с ростом цен и инфляции. Поэтому стандартные методы регулирования денежных агрегатов, применяемые разрозненно, не дадут ожидаемых результатов. Успех может обеспечить творческий комплексный поиск решений, полностью адекватных конкретной ситуации в стране. Сейчас устанавливается хрупкое равновесие в денежной системе, которое может легко нарушить любое неоправданное воздействие, даже если оно малое. Речь здесь не идет о фиксации достигнутого состояния как оптимального, а о необходимости увеличения денежной базы так, чтобы предложение денег соответствовало «чистому» спросу на них. Такой спрос формируется по мере устранения негативных явлений в денежном обращении в реальном секторе. Критериями нормализации денежных отношений следует считать эластичный рост ВВП по мере роста денежных ресурсов, приемлемый уровень инфляции, стабилизацию курса национальной валюты и сокращение бюджетного дефицита.

      В развитых странах операции открытого  рынка составляют эффективный регулятор, являются ядром экономики, основным инструментом воздействия на движение денежных агрегатов и представляют исключительно рыночный неинфляционный метод. В целях ограничения денежной массы Нацбанк РК продает государственные ценные бумаги (ГЦБ) коммерческим банкам под хорошие проценты. Через них изымаются из обращения банковские кредитные ресурсы, мультипликативно сокращаются объемы денег. Процентные ставки возрастают, инвестиционная активность снижается. Таким путем можно достаточно быстро уменьшить предложение денег и добиться ожидаемого результата, снижения уровня инфляции. Поскольку ГЦБ выпускаются в целях диверсификации государственного долга и неинфляционного покрытия его, то они не увеличивают в целом денежные массы, а их перераспределяют, суживают инфляционное направление использования. Рынок ценных бумаг, в том числе ГЦБ, в республике начал функционировать с недавних пор. Опыт еще недостаточный. Однако темпы развития этого рынка сравнительно динамичны. Впервые ГЦБ появились в 2005 г. В период гиперинфляции их роль была незначительна. Но в последующие годы борьбы с инфляцией ГЦБ применяются эффективно и в возрастающих темпах.

      При этом государству наиболее выгодно, когда ставки рефинансирования не повышаются, несмотря на рост инфляции. Именно такая  ситуация была в Казахстане. Правительство  в 2007 г. провело кампанию по выплате пенсионной задолженности на сумму 36 млрд. тенге тремя траншами. Их поступление на рынок не могло не повысить уровня инфляции. От 11ационального банка потребовались меры для противостояния этому процессу. На всех направлениях обслуживания госдолга ему удалось добиться снижения доходности ГЦБ. Ставка рефинансирования снизилась, хотя уровень инфляции  сильно поднялся. Тем самым инфляционная спираль была разорвана, она начала через некоторое время терять свою силу. Ситуация эта интересна своей необычностью. Разрешить ее удалось потому, что коммерческие банки (покупатели ГЦБ) минимизировали свои риски, предпочитая вкладывать деньги в госбумаги даже при понизившейся доходности. Со своей стороны, увеличивая нетто-заимствования, Национальный банк, на наш взгляд, оправданно пошел на снижение ставки рефинансирования (что использовалось как антиинфляционный стабилизатор), обладая международными и внутренними активами. На конец 2009 г. в обращении находились ГЦБ «МЕККАМ», «МЕКАВМ» и ноты НБК на 103,8 млрд. тенге при средневзвешенной доходности соответственно 17,3, 10,03 и 14,17'. Спрос превысил предложение по всем видам ГЦБ, что позволило развивать стратегию неинфляционного и полного покрытия дефицита государственного бюджета.

      Динамичное  развитие первичного рынка государственных ценных бумаг подтолкнуло первичных дилеров и инвесторов к активным операциям на вторичном рынке. Однако этот рынок не отличается большой масштабностью по частоте совершаемых сделок, занимая подчиненное положение.

      На  мировом рынке ценных бумаг Казахстан представляют еврооблигации, выпущенные в декабре 2006 г. Объем эмиссии составил 200 млн. долларов. Данные ценные бумаги выпущены на три года.

      Рынок корпоративных ценных бумаг находится  на втором месте, уступая рынку государственных. Сделки по корпоративным ценным бумагам совершаются инвесторами, преследующими в основном стратегические цели на приобретение контрольных пакетов акций эмитента или получение определенной степени влияния на данную компанию.

      Как известно, рынок производных ценных бумаг - это крупнейший рынок капитала во всех развитых государствах.

      Поэтому несомненны перспективы его развития в Казахстане. Фьючерсный рынок находится, в сущности, в зачаточном состоянии. Для него характерно искусственное завышение или занижение несколькими банками расчетного курса.

Информация о работе Роль монетарной политики в обеспечении экономического роста