Роль малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.

Содержание

Введение 3
Общее описание малого предпринимательства России. 4
Роль малого бизнеса в экономике. 7
Малый бизнес в Северо-Западном федеральном округе. 12
Проблемы малого бизнеса в России. Государственная поддержка малого предпринимательства. 15
Вывод 20
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Курсовик Роль малого бизнеса в РФ.docx

— 50.81 Кб (Скачать)

.

Наиболее существенные, по мнению экспертов условия, необходимые для развития предпринимательства и факторы, которые формируют предпринимательскую среду в регионе. К основным факторам были отнесены: проблемы и риски предпринимательской деятельности; мероприятия, проводимые контрольно-надзорными органами; налоговая нагрузка; поддержка со стороны государственных органов власти; финансовое состояние предприятий малого бизнеса; возможности привлечения финансовых средств, кредитования; возможности использования производственных площадей; кадровые ресурсы.

Наиболее  важными факторами, оказывающими влияние на деятельность малого предпринимательства, по мнению респондентов, являются высокие налоги и рост цен на энергоносители, сырье, тарифы. Рост цен на энергоносители, сырье.– Приблизительно 65% предпринимателей выделили налоги в качестве наиболее важной проблемы, стоящей перед бизнесом. Наиболее весомыми в общей сумме выплачиваемых организациями налогов являются НДС, налог на прибыль. При этом стоит отметить, что малые предприятия, занятые в сфере обрабатывающего производства и уплачивающие налог с прибыли, оценивают налоговую нагрузку гораздо выше, нежели предприятия, занятые в розничной торговле и уплачивающие единый налог на вмененный доход.

Среди прочих факторов, влияющих на деятельность малых предприятий большинство респондентов отметили нехватку денежных средств на различные цели, высокую арендную плату, высокую стоимость кредитных ресурсов.

Проблемным  аспектом, специфическим для малого предпринимательства, является

обеспеченность  доступа к производственным площадям, под которыми понимаются и офисные помещения. Условия аренды, либо же их получение/приобретение сопряжено с необходимостью преодолевать разного рода административные барьеры. В наибольшей степени эта проблема затрагивает предприятия розничной торговли, которые, в основном, не имеют достаточных средств для приобретения торговых площадей в собственность.

Новым явлением оказалось смещение акцента  в проблеме безопасности бизнеса. Это может означать, что сегодня малый предприниматель в большей степени озабочен экономической конъюнктурой, проблемами конкуренции, спроса и т.п., а не поисками подходов к тому или иному чиновнику или отношениями с местной преступной группировкой.

Доля  малого бизнеса в России по итогам 2010 составила всего 21 процент, при  том, что даже в таких странах, как Польша - 48%, Чехия - 60%. Нынешний уровень - это крайне мало и крайне плохо. В России серьезно развиты госкорпорации и крупные предприятия - именно они составляют основную часть экономики России. Между тем в планах правительства России к 2020 году довести долю малого бизнеса до 40% от ВВП.

 Одна  из главных проблем малого  бизнеса в России на пути  его развития - это, конечно, барьеры  при открытии своего дела. Открыть  свое дело в России очень  сложно, в этом плане в нашей  стране, к сожалению, один из  худших показателей во всем  мире.

Малый бизнес объективно занимает более слабую позицию на рынке по сравнению  с крупным и средним. С одной стороны, для малых предприятий характерны значительный потенциал роста и гибкость рыночного поведения, которые обеспечивают их выживание и развитие, и в то же время, для реализации этого потенциала требуется обеспечить доступ к ресурсам, дающим практическую возможность малым предприятиям осуществлять активную предпринимательскую деятельность.

На развитии малого бизнеса продолжает сказываться  и высокая стоимость аренды нежилых помещений, несовершенство действующей административно-разрешительной и контрольной практики в отношении малого предпринимательства.

Самыми  часто упоминаемыми факторами негативного  влияния на развитие бизнеса в 2009 году стали бюрократия и коррупция. И Россия по этим показателям традиционно  не осталась без внимания."Россия оказывается в отрицательной зоне не только по оценке доступности финансовых ресурсов, но и по таким факторам как государственная политика, эффективность государственных программ, доступность научно-исследовательских разработок, — говорят эксперты.— Несмотря на декларацию развития малого бизнеса как приоритета развития экономики России, реальная поддержка отсутствует". Причем особо отмечается, не столько недостаток законодательства, сколько возможность его вольной трактовки чиновниками, которые рассматривают малый бизнес как источник личного обогащения.

По словам Александра Чепуренко, декана факультета социологии ГУ-ВШЭ и руководителя московской части проекта, пропорционально  росту экономики росли и сдерживающие факторы, особенно это стало заметно  в крупных городах, где поднялись  цены на землю и офисы. В итоге, по его словам, в самом «тучном» 2008 году был зафиксирован абсолютный минимум новых предпринимателей. Для того, чтобы оказать реальную поддержку малому бизнесу, по мнению Чепуренко, недостаточно одних субсидий и льгот, нужно обеспечить поддержку предпринимательской инициативы, пропаганду предпринимательства и обучение бизнесу, так как нехватка знаний у потенциальных предпринимателей является основной проблемой. «Люди боятся делать бизнес и не верят в себя», — говорит куратор проекта.

. В 2010 году на государственную программу  поддержки малого и среднего  бизнеса правительство выделило 15,4 млрд рублей (8,4 – субсидии субъектам федерации, 7 – в Российский Банк Развития), 3 млрд – инновационным малым и средним предприятиям, 2 млрд – на поддержку малого и среднего предпринимательства в моногородах, 2 млрд – на поддержку малых и средних предприятий – экспортеров высокотехнологичной продукции. То есть в общей сложности выделено более 20 млрд рублей. Однако для того, чтобы эти деньги по-настоящему заработали, нужно многое сделать как самому бизнесу, так и государству. Прежде всего, нужна продуманная политика, а также настойчивость и последовательность в ее реализации со стороны государства. И курс на модернизацию, выдвинутый политическим руководством страны, – удобное время, чтобы изменить устаревшие подходы, дать новый импульс развитию малого предпринимательства.

Огромную  помощь предприятиям оказывает Российский Евро Инфо Корреспондентский Центр. В его задачи входит предоставление бесплатной информационно-консультационной поддержки и оказание содействия малым и средним предприятиям России и стран Евросоюза, заинтересованным в установлении и развитии взаимовыгодного  делового сотрудничества. Центр является частью общеевропейской сети EnterpriseEuropeNetwork, осуществляющей информационную поддержку малого и среднего предпринимательства. В настоящее время сеть объединяет около 400 центров в 50 странах мира.

В соответствии со стратегией развития Евро Инфо Корреспондентского Центра, на территории Российской Федерации  действует региональная сеть информационно-аналитических  центров, в том числе созданных  на базе региональных торгово-промышленных палат. В настоящий момент в сети присутствует 35 регионов России.

В 2010 г. финансирование мероприятий государственной  поддержки МСП из федерального бюджета  увеличено до 15,4 млрд рублей. Планируется, что из этой суммы 8,4 млрд рублей будет направлено в виде субсидий бюджетам субъектов РФ через программу Минэкономразвития РФ и 7 млрд рублей — на дополнительную капитализацию ОАО «Российский банк развития» для увеличения кредитных продуктов, в т. ч. направленных на поддержку инновационного предпринимательства.

      При этом основными приоритетами  реализации программы будет повышение  эффективности использования финансовых  средств, предназначенных для  развития малого и среднего  предпринимательства, и определение  наиболее востребованных в каждом  конкретном регионе мер поддержки. 

      Важнейшим фактором обеспечения  устойчивости оживления станет  форсированное расширение базы  экономического роста в первую  очередь за счет появления  новых предприятий малого бизнеса.  Для этого на 2010 г. Была скорректирована государственная программа поддержки малого бизнеса, расширен перечень видов поддержки, осуществляемой за ее счет. В поддержке малого бизнеса будут усилены модернизационные аспекты — центр тяжести будет смещен в сторону производственного сектора и поддержку инновационной деятельности компаний.

 

Вывод

В данной курсовой работе был выполнен анализ развития малого бизнеса в России.

Определены  тенденции развития малого бизнеса  и его роль в экономике страны. На основе анализа и выявленных тенденций  сформулированы предложения по коррекции  государственной политики в области  поддержки развития малого бизнеса.

Развитие  малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения  таких проблем, как формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений; расширение ассортимента и  повышение качества товаров, работ, услуг; содействие структурной перестройке  экономики; привлечение личных средств  населения для развития производства, создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы и  т.д.

 

Список  литературы

 
  1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» принят ГД ФС РФ 06.07.2007.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2009г. № 854 «О дополнительных мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».
  3. Дудин М.Н., Лясников Н.В. «Малый бизнес» Ж. «Креативная экономика» № 5 (17) за 2008 год, cтр. 83-90.
  4. Буев В. Некоторые аспекты поддержки малого предпринимательства в Москве. - Ж. «Предпринимательство в России». - М.: ИСАП, 2007 г.
  5. Иоффе, А. Отечественному малому бизнесу не встать с колен без поддержки государства : интервью / зап. А. Самойлов // Человек и труд. 2006. № 1. С. 61–66.
  6. Сорокина Л. А. Менеджмент в малом бизнесе Изд: Юнити-Дана 2008 г.
  7. Широков Б. М. Малый бизнес. Финансовая среда предпринимательства Изд: Финансы и статистика 2010 г.
  8. Орлова А. В., Орлов. А. Менеджмент в малом бизнесе. Изд: КомКнига 2006г.
  9. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008
  10. Шулятьева Н. А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", №9 2008

Информация о работе Роль малого бизнеса в России